Методика работы над предложением

Формирование знаний по синтаксису

Изучение синтаксиса в начальной школе предполагает формирование у учащихся понятий о словосочетании и предложении, ознакомление с разными по цели высказывания, эмоциональной окраске предложениями, рассмотрение структуры простого двусоставного предложения, ознакомление со сложными предложениями.

Методика работы над предложением

Предложение выполняет в речи коммуникативную функцию, поэтому его изучение имеет ярко выраженную речевую направленность. У учащихся формируется умение сознательно пользоваться предложением для выражения своих мыслей: делить поток речи на законченные структурно- смысловые единицы, вычленять предмет мысли, структурно и интонационно оформлять мысль.

Работа над предложением в начальных классах ведется в двух направлениях:

1) развитие речи учащихся обучение построению предложений, формирование умения использовать в речи предложения различные по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по структуре (нераспространенные /распространенные, простые / сложные, с однородными членами предложения), развитие интонационных умений;

2) осознание предложения как особой единицы синтаксического уровня языка понимание коммуникативной функции предложения, сущности связи слов в словосочетании, особенностей главных и второстепенных членов, распространенных и нераспространенных предложений, однородных членов предложения.

Значимость работы над предложением определяется тем, что на синтаксической основе осуществляется усвоение лексики (лексическое значение слова, особенности его употребления выявляются в словосочетании и предложении), морфологии (особенности изменения слов самостоятельных частей речи, правильное употребление предлогов, союзов для выражения синтаксических значений времени, места, одновременности, противопоставления и др.) и орфографии (например, правописание падежных окончаний именных частей речи, личных окончаний глаголов).

Тема «Предложение» изучается в каждом классе начальной школы. Уже в период обучения грамоте в процессе ознакомления с единицами речи школьники учатся на основе фонетических признаков (интонация законченности, межфразовая пауза) членить поток речи на предложения; узнают, что предложение состоит из слов и выражает законченную мысль; составляют предложения по сюжетным картинкам, на заданную тему, из предложенных слов; строят схемы прослушанных или составленных предложений, отражая в модели количество слов; моделируют текст, указывая в нем количество предложений; на уроках письма учатся оформлять предложение в письменной речи.

В 1 классе дети узнают, что предложения бывают разные по цели высказывания, но на этом этапе обучения объектом анализа традиционно являются только повествовательное (сообщает о ком-нибудь или о чем-нибудь) и вопросительное (содержит вопрос) предложения: определяется их функция в речи, формируются интонационные и пунктуационные умения.

Важно, чтобы дети поняли, что и повествовательное, и вопросительное предложение произносится с интонацией законченности, т.е. с понижением тона в конце предложения, что интонация вопросительного предложения отличается сильным повышением тона на слове, содержащем смысл вопроса. Для наглядной иллюстрации этой закономерности организуется наблюдение за особенностями интонации двух предложений, одинаковых по лексическому составу, но разных по цели высказывания, например: В парке дети видели белку. –В парке дети видели белку? С целью формирования названных умений применяют следующие упражнения: чтение предложений с такой интонацией, какую «подсказывает» знак в конце предложения; произнесение одного и того же предложения с интонацией сообщения и с вопросительной интонацией; деление непунктированного текста на предложения и выбор знака в конце предложения, графический диктант.

На этом этапе обучения у школьников формируется представление о грамматической основе предложения. С помощью вопроса учащиеся выделяют в предложении грамматический субъект и предикат. Например, анализируя предложение По реке плывут гуси, ученик рассуждает следующим образом: В предложении говорится о гусях. Кто? Гуси. Подчеркиваю одной чертой. Что делают гуси? Плывут. Подчеркиваю двумя чертами. Гуси плывут  главные члены предложения. Термины грамматическая основа, подлежащее, сказуемое пока не вводятся.

Во 2 классе знания учащихся о предложении углубляются. Дается определение понятия: Предложение  это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу. В определение не включен один из признаков предложения интонационная законченность. Наблюдение над особенностями интонации предложений, различных по цели высказывания и эмоциональной окраске, учитель организует при изучении этих видов предложений.

Учителю необходимо иметь в виду, что детям, только приступившим к изучению предложения, нелегко понять, что и одно слово может являться предложением, может выражать законченную мысль. Например: Весна. Звенит капель. Весело щебечут птицы. Необходимо выяснить, какую мысль выражает предложение Весна ( Что хотел сказать автор в этом предложении?  Хотел сказать, что весна пришла.  Что весна уже наступила.).

Во 2 классе школьники знакомятся с восклицательным предложением как единицей речи, позволяющей выразить различные чувства (восторга, восхищения, нетерпения и др.).

Задача учителя формировать у детей умение различать предложения по интонации, интонационно правильно оформлять разные по цели высказывания и эмоциональной окраске предложения при чтении и говорении, ставить знаки препинания в конце предложения. Важно подвести детей к осознанию того, что одно и то же предложение может произноситься с разной интонацией в зависимости от задачи говорящего: Вернулись перелетные птицы ( !.? ).

В процессе выполнения различных упражнений (списывание, конструирование предложений и др.) у детей совершенствуется умение выделять главные члены предложения и формируется представление о нераспространенных и распространенных предложениях. Изучение главных членов предложения переходит с эмпирического на теоретический уровень. Даются такие определения подлежащего и сказуемого: Подлежащее  главный член предложения, который обозначает, о ком или о чем говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы кто? или что?; Сказуемоеглавный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем. Сказуемое отвечает на вопросы: что делает? что делают? что делал? и др.

При нахождении подлежащего нужно научить детей пользоваться обеими частями определения, иначе они могут принять за подлежащее прямое дополнение, например, в предложении Старинные здания украшают улицы нашего города. На этом этапе обучения, пока дети не изучили склонение существительных, давать подобные предложения для разбора не рекомендуется во избежание путаницы. В 3 классе наступает новый этап в изучении предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске  теоретический. Вводятся соответствующие термины, дается их определение. Совершенствуются интонационные и пунктуационные умения.

В 3 классе дети узнают, что кроме главных членов предложения бывают еще второстепенные члены предложения, которые поясняют подлежащее, сказуемое или другие члены предложения, школьники учатся устанавливать связи между словами в предложении по вопросу. При изучении членов предложения учителю необходимо контролировать, чтобы учащиеся не смешивали члены предложения с частями речи. С целью предупреждения подобных ошибок можно после синтаксического анализа предложения, например: Поднялась за рекой темная туча, предложить ученикам подсчитать, сколько в предложении членов предложения и сколько слов разных частей речи помогли автору сформулировать мысль. Результатом наблюдений станет вывод о том, что каждое слово является частью речи, но не каждое слово может быть членом предложения, т.к. не к каждому слову можно задать вопрос от другого слова. С целью формирования синтаксических умений проводятся такие упражнения: нахождение в предложении главных и второстепенных членов; выписывание из предложений второстепенных членов со словами, от которых они зависят (т.е. выписывание словосочетаний); синтаксический анализ без дифференциации второстепенных членов предложения; распространение предложений; конструирование предложений из данных слов, по модели; моделирование предложений.

В 4 классе формируется понятие однородные члены предложения. Школьники узнают, что однородные члены выполняют одинаковую синтаксическую функцию (отвечают на один и тот же вопрос) и совместно относятся к одному слову; знакомятся со средствами выражения однородности: интонацией перечисления и сочинительными союзами и, а, но; наблюдают, что однородными могут быть и главные, и второстепенные члены предложения. Формируется умение правильно интонировать предложения с однородными членами, воспроизводя интонацию перечисления, расставлять знаки препинания в однородном ряду с союзной и бессоюзной связью.

Осознанному овладению понятием однородные члены предложения способствуют такие упражнения: чтение и произнесение предложений с однородными членами, вычленение их из текста, составление предложений, графический диктант, редактирование (неудачно употребленные в тексте параллельные конструкции заменить предложением с однородными членами). Знания о сложных предложениях и предложениях с прямой речью в начальной школе формируются на уровне представления. Младшие школьники и в устной, и в письменной речи их употребляют, поэтому возникает потребность выяснить структуру таких предложений и особенности их употребления. Углубление знаний о предложении происходит при изучении частей речи, т.к. синтаксис и морфология тесно связаны как две стороны грамматического строя языка.

Морфологические единицы реализуются в речи через словосочетание и предложение. Морфологические категории частей речи являются опорой синтаксических отношений и синтаксических категорий (теплая погода определительные отношения, ухнула граната грамматическое время прошедшее, модальность реальная).

Задания для самоконтроля

1. Опираясь на примерную программу по русскому языку для начальной школы, определите круг лингвистических понятий, которые усваивают младшие школьники. Сравните содержание двух разных авторских программ по русскому языку: 1) круг усваиваемых понятий; 2) последовательность и время введения понятий.

2. Подготовьтесь раскрыть методику формирования у младших школьников грамматических понятий словосочетание, предложение   по плану:

1) Как определяется соответствующее понятие в лингвистике?

2) В каком объеме изучается данное понятие в начальной школе?

3) Каковы этапы работы по формированию данного понятия, содержание и методы работы на каждом этапе?

4) Какие затруднения могут возникнуть у учащихся при усвоении данного понятия и как их можно предупредить и преодолеть?

3. Подготовьтесь раскрыть методику обучения младших школьников синтаксическому анализу.

Для этого ответьте на вопросы:

1) Какова цель соответствующего вида анализа и в чем его значение для языкового образования и речевого развития детей?

2) Какие умения необходимы ученику для проведения анализа, в какой последовательности и на каком этапе обучения они формируются?

3) Как каждое умение формируется в процессе обучения: какими способами действия овладевают дети, какие приемы обучения использует педагог?

4) Какова последовательность полного анализа и чем она обусловлена?

5) Каковы требования к отбору материала для анализа?

Дополнительная литература

Жедек П. С. Вопросы теории и методики обучения фонетике, орфоэпии, графике и орфографии. Томск, 1992. С. 6-38.

Львова С. И. Работа над составом слова на уроках русского языка в начальной школе. М., 2012.

Соловейчик М. С. Знакомство со звуковой системой языка и формирование фонетических умений первоклассников //

Соловейчик М. С. Первые шаги в изучении языка и речи. М., 2000. С. 35-45.

Фомичева Г. А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах. М., 1981.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: