Ввиду характерных особенностей радиоактивных отходов важно обеспечивать безопасное и экологически обоснованное обращение с ними, включая сведение к минимуму их объема, транспортировку и удаление. В большинстве стран, осуществляющих крупные программы по производству ядерной энергии, были приняты технические и административные меры по внедрению системы удаления отходов. Во многих других странах, которые еще находятся лишь на этапе подготовки к проведению национальной ядерной программы или же используют ядерные материалы лишь в областях, не связанных с производством энергии, такие системы еще предстоит внедрить.
Цель этой программной области заключается в том, чтобы обеспечить безопасное обращение с радиоактивными отходами, их транспортировку, хранение и удаление в целях охраны здоровья человека и окружающей среды на более широкой основе интерактивного комплексного подхода к обеспечению безопасного обращения с радиоактивными отходами.
Государствам, по возможности в сотрудничестве с соответствующими международными организациями, следует:
|
|
1. Содействовать проведению политики и принятию практических мер по сведению к минимуму и ограничению, по возможности, образования радиоактивных отходов и обеспечивать их безопасную обработку, кондиционирование, перевозку и удаление;
2. Оказывать поддержку прилагаемым в рамках МАГАТЭ усилиям по разработке и распространению касающихся радиоактивных отходов норм или руководящих принципов и кодексов практики в качестве международно признанной основы для безопасного и экологически обоснованного обращения с радиоактивными отходами и их удаления;
3. Содействовать безопасному хранению, транспортировке и удалению радиоактивных отходов, а также отработавших источников радиации и отработавшего топлива ядерных реакторов, предназначенного для окончательного удаления, во всех странах, в частности в развивающихся странах, путем облегчения передачи соответствующей технологии этим странам и/или возвращения поставщикам источников радиации после их использования, согласно соответствующим международным правилам или руководящим принципам;
Содействовать надлежащему планированию в области безопасного и экологически обоснованного обращения с радиоактивными отходами, включая, по возможности, оценку экологических последствий и чрезвычайные процедуры, хранение, транспортировку и удаление до и после осуществления деятельности, в результате которой образуются такие отходы.
Расходы на обработку и удаление радиоактивных отходов, которые необходимо осуществить на национальном уровне, являются значительными и будут весьма неодинаковыми, что будет зависеть от того, какая технология будет использоваться для удаления этих отходов.
|
|
Государствам в сотрудничестве с соответствующими международными организациями следует, по мере необходимости, обеспечивать оказание помощи развивающимся странам в целях создания и/или укрепления инфраструктур в области обращения с радиоактивными отходами, включая регулирующие положения, организации, подготовленных специалистов и установки для сбора и транспортировки, обработки, хранения и удаления отходов, образующихся в результате использования ядерных материалов.
Заключение.
На данный момент МАГАТЭ сформулирован ряд принципов, нацеленных на такое обращение с радиоактивными отходами, которое обеспечит защиту здоровья человека и охрану окружающей среды сейчас и в будущем, не налагая чрезмерного бремени на будущие поколения:
1. Защита здоровья человека. Обращение с радиоактивными отходами осуществляется таким образом, чтобы обеспечить приемлемый уровень защиты здоровья человека.
2. Охрана окружающей среды. Обращение с радиоактивными отходами осуществляется таким образом, чтобы обеспечить приемлемый уровень охраны окружающей среды.
3. Защита за пределами национальных границ. Обращение с радиоактивными отходами осуществляется таким образом, чтобы учитывались возможные последствия для здоровья человека и окружающей среды за пределами национальных границ.
4. Защита будущих поколений. Обращение с радиоактивными отходами осуществляется таким образом, чтобы предсказуемые последствия для здоровья будущих поколений не превышали соответствующие уровни последствий, которые приемлемы в наши дни.
5. Бремя для будущих поколений. Обращение с радиоактивными отходами осуществляется таким образом, чтобы не налагать чрезмерного бремени на будущие поколения.
6. Национальная правовая структура. Обращение с радиоактивными отходами осуществляется в рамках соответствующей национальной правовой структуры, предусматривающей чёткое распределение обязанностей и обеспечение независимых регулирующих функций.
7. Контроль за образованием радиоактивных отходов. Образование радиоактивных отходов удерживается на минимальном практически осуществимом уровне.
8. Взаимозависимости образования радиоактивных отходов и обращения с ними. Надлежащим образом учитываются взаимозависимости между всеми стадиями образования радиоактивных отходов и обращения с ними.
9. Безопасность установок. Безопасность установок для обращения с радиоактивными отходами надлежащим образом обеспечивается на протяжении всего срока их службы.
Список использованных источников.
Https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21_ch24.shtml
https://geographyofrussia.com/opasnye-i-radioaktivnye-otxody/
Федеральный закон от 11.07.2011 N 190-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 16.07.2013)
https://docviewer.yandex.ru/view/1057257061/?page=1&*=...
http://www.ibrae.ac.ru/docs/Radwaste_Journal_1(6)19/46_55_The%20Cost%20of%20Radwaste%20Disposal%20a%20Foreign%20Assessment.pdf
https://docviewer.yandex.ru/view/1057257061/?page=1&*=...