Формирование цифровых платформ для бизнес-модели конкурентоспособности предприятий сферы услуг

Уфимский государственный авиационный технический университет

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ ДЛЯ БИЗНЕС-МОДЕЛИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ

 

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы применения цифровых платформ с учетом особенностей реализуемых бизнес-моделей и развития предприятия сферы услуг.  Рассмотрены определения конкурентоспособности и цифровых платформ для них применительно к организациям типа санатория-профилактория.

Ключевые слова: Цифровые платформы, бизнес-модели, конкурентоспособность, сфера услуг.

 

Мир все сильнее трансформируется под влиянием новых цифровых технологий, что значительно меняет конкурентоспособность экономик стран в целом и компаний в частности. Применение цифровых платформ позволяет повысить качество производимой продукции, сократить время на коммуникации, снизить непроизводственные затраты и тем самым повысить уровень конкурентоспособности отраслей (видов экономической деятельности), предприятий.

Конкурентоспособность – это интегральная характеристика участника конкурентных отношений, отражающая его способность достигать преимущества в рассматриваемой области (рынке) и определяемая отношением сравнительных обобщающих показателей потребительского качества и затрат на его достижение, а цифровые платформы обеспечивают повышение качества данных, исследование целевой предметной области, расширение возможностей персонализации поставляемого внешним потребителям функционала, специализацию взаимодействия [1].Главными условиями функционирования системы обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг являются:

- обеспечение лучшего качества продуктов (услуг), чем у конкурентов при меньших затратах;

- возможность оперативного резерва в увеличении объема реализации услуг;

- наличие гибкой технологии и оперативных переходов на производство и реализацию новых продуктов (услуг);

- возможная экономичность производства и реализации продуктов (услуг).

В цифровой экономике выделяют три уровня процессов:

1. развитие рынков и отраслей (видов деятельности);

2. развитие платформ и технологий;

3. состояние среды, которая определяет условия развития платформ и технологий и эффективного взаимодействия хозяйствующих субъектов.

Каждый из этих аспектов следует учитывать при переходе в цифровую среду[2].

Цифровые платформы таких компаний как Alibaba, Amazon, Google, TeslaMotors, Alphabet, Uber, Airbnb, Apple, Facebook, Salesforce, Baidu и др. [3].полностью ориентируются на потребителя.

Важным преимуществом платформенных компаний является быстрый рост, так как потребитель, пользуясь услугами платформ, может находиться в любой точке мира, не ограничен в выборе и имеет гарантии защищенности платежа и возврата денежных средств [4]. Конкурентоспособность цифровых платформ определяется следующими компонентами:

1. Безопасность;

2. Эффективность;

3. Продуктивность;

Платформа как бизнес-модель – это не только техническая часть, а совокупность процессов разработки программного продукта. Платформа – это система бизнес-процессов, каждый из которых обеспечивает дальнейший ход информационного потока с его одновременной обработкой. Информация на входе также ценна, как и информация на выходе, так как оба потока составляют базис платформенной модели [4].

The Center for Global Enterprise на основании исследования 176 платформ из разных стран (The Rise of the Platform Enterprise: A Global Survey) выделяет следующие категории цифровых платформ:

1. Инновационные платформы, которые позволяют лидерам платформ привлекать очень большое количество внешних новаторов и служить технологической основой, на которой другие компании разрабатывают дополнительные продукты и услуги. Примерами таких платформ являются iOS от AppleInc. и Android от Google, которые создали очень крупные инновационные экосистемы разработчиков приложений для своих мобильных устройств.

2. Транзакционные платформы, которые помогают отдельным лицам и организациям находить друг друга, облегчая их различные взаимодействия и коммерческие транзакции. Лучшими примерами платформ этого типа являются платформы электронной коммерции, такие как Amazon и eBay. Платформы по требованию, такие как Uber, Zipcar и Airbnb, обеспечивают обмен товарами и услугами между отдельными лицами.

3. Интеграционные платформы. Это в основном несколько крупных компаний, таких как Apple и Google, которые предлагают возможности как транзакционных, так и инновационных платформ. Обе компании создали инновационные платформы для своих разработчиков, которые затем становятся доступными в своих транзакционных платных формах. Аналогичным образом Amazon и Alibaba являются транзакционными платформами для своих индивидуальных пользователей и как инновационные платформы для многих поставщиков, которые также продают товары на своих платформах электронной коммерции.

4. Инвестиционные платформы представляют собой холдинговые компании, которые управляют портфелем компаний-платформ. Например, PricelineGroup ориентирована на онлайн-поездки и связанные с ними услуги, включая Priceline, Kayak и OpenTable [5].

Сервисные модели способствуют персонализации товаров и услуг, позволяя клиенту потреблять необходимый продукт в требуемых ему объемах для достижения желаемого результата [6].

Рассмотрим возможности применения цифровых платформ на примере санатория-профилактория. Возможно использовать транзакционные платформы и сервисные бизнес-модели, основанные на использовании ресурсов взамен владения ими (среди них Software-as-a-Service (SaaS), Infrastructure-as-a-Service (IaaS) и др.). Для санатория-профилактория «Буровик» возможны варианты создания своего официального сайта при бронирования путевок. Таким образом, для покупателя будут предоставлены возможности просмотра информации о санатории, цен на путевки и на медицинские услуги, выбора необходимых ему дополнительных платных медицинских услуг, также покупатель сможет сразу оплатить в режиме on-line, что упрощает транзакцию.

Таким образом, применение цифровых платформ позволит уменьшить время на коммуникации, сократить непроизводственные затраты и тем самым повысить уровень конкурентоспособности предприятия сферы услуг.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Домрачев А.А., Евтушенко С.Н., Куприяновский В.П., Намиот Д.Е. Об инновационных инициативах государств-членов ЕЭП в области построения глобальной цифровой экономики // Международный журнал открытых информационных технологий. 2016. № 9. С. 24–33.

2. Завьялов Д.В., Завьялова Н.Б., Киселева Е.В. Цифровые платформы как инструмент и условие конкурентоспособности страны на мировом рынке товаров и услуг // Экономические отношения. – 2019. – Том 9. – № 2. – С. 443-454. doi: 10.18334/eo.9.2.40608

3.  Головина Т.А., Полянин А.В., Авдеева И.Л. Развитие цифровых платформ как фактор конкурентоспособности современных экономических систем // Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика» = PermUniversityHerald. Economy. 2019. Том 14. № 4. С. 551–564. doi: 10.17072/1994-9960-2019-4-551-564

4. Дашук Э.В. Платформа как бизнес-модель цифровой экономики // Фундаментальные основы инновационного развития науки и образования. Сборник статей IV Международной научно-практической конференции. 2019. Пенза: Издательство: "Наука и Просвещение", 2019. С. 103–105.

5. Evans P.C., Gawer A. The rise of the platform enterprise. A global survey // The Center for Global Enterprise. – 2016. № 1. – 28 p.

6. НИУ ВШЭ (2018б). Технологическое будущее российской экономики: доклад к XIX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 10–13 апреля 2018 г. / гл. ред. Л.М. Гохберг: Изд. дом НИУ ВШЭ, 2018.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: