Для самостоятельного изучения

Конспект урока

Конспект на интерактивный видео-урок по предмету «Физическая культура» для «11» класса

Тема урока: Индивидуальные, групповые и командные действия в защите

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме.

В теоретической части представлены:

· значение защиты;

· индивидуальные, групповые и командные защитные действия;

· качества защитника;

· взаимодействия двух и трех игроков.

Баскетбол – игра, в которой защита имеет важное значение. В этом уроке вы узнаете виды защитных действий в баскетболе.

Глоссарий

Баскетбол – командная игра с мячом, в которой целью является забросить как можно больше мячей в корзину противника.

Защита – стратегия обороны в баскетболе.

Переключение – защитники обмениваются подопечными при каждом пересечении нападающих, исключая защитника, опекающего центрового игрока.

Подстраховка – поддержка партнера по команде.

Проскальзывание – позволяет нейтрализовать возможные негативные последствия заслона, поставленного соперником;

Отступание – отступание назад и одновременное предупреждение партнера по команде.

Тактические действия – выполнение приема или комбинации, основанного на закономерностях игры, возможностях своей команды и команды противника.

Технический прием – наиболее эффективный, изученный прием, работающий на практике.

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Защита – это оборонительная стратегия в баскетболе. Для защиты игроки выполняют индивидуальные, групповые и командные действия.

Рассмотрим, что такое индивидуальные действия. Это такие действия, которые может выполнить сам игрок без помощи партнеров по команде. С помощью индивидуальных действий, как правило, можно решить отдельные тактические задачи, однако, один игрок не может справиться со всеми проблемами, которые встречаются в игре. И все же, от того, насколько правильно были выполнены определенные индивидуальные действия, может зависеть ход игры. Все действия должны быть согласованными.

Все индивидуальные действия подразделяются на действия с мячом и без мяча.

Действия игрока без мяча – защитные, они подразумевают умение задержать соперника, бороться за мяч, уметь выполнять защитные маневры, подстраховывать игроков. Хорошими примерами индивидуальных действий в защите являются противодействие броску и проходу к корзине.

Если рассмотреть защитные действия, которые должен выполнять центровой игрок, то в его обязанности входит:

· противодействие центровому игроку соперника;

· защита корзины;

· противодействие проходу к щиту любому игроку команды соперника;

· борьба за мяч у корзины.

Для того, чтобы стать надежным защитником необходимо:

· уметь оценивать ситуацию;

· знать свои обязанности как защитника;

· развивать ловкость, агрессию и интуицию;

· уметь наблюдать за игрой и следить за мячом.

Игрок для эффективного выполнения защитных действий должен находиться внутри «игрового защитного треугольника» – это мысленный треугольник с вершинами: корзина, мяч и нападающий.

Перейдем к рассмотрению групповых действий. Это взаимодействия двух и более игроков одной команды для достижения той или иной цели. Обычно, действиями группы оказывают помощь игрокам своей команды. Существует множество способов взаимодействия в защите. Взаимодействия двух игроков:

· переключение;

· подстраховка;

· проскальзывание;

· отступание.

Также применяют взаимодействие трех игроков, например:

· противодействие тройке;

· противодействие сдвоенному наведению, одной из техник заслона;

· образование треугольника отскока.

Игра в баскетбол характерна быстрыми внезапными переходами от нападения к защите.

Команда, неожиданно потерявшая мяч в зоне нападения, почти всегда вступает в борьбу с противником не всем своим составом, а частью команды, группой в два, три и четыре человека, так как в момент, когда мяч потерян, игроки находятся на разном расстоянии от своей корзины, а следовательно, одновременно возвратиться в защиту всем игрокам команды невозможно.

Первыми в борьбу вступают те игроки, которые находятся в этот момент ближе к своей корзине, и в игре, особенно против команд, применяющих «быстрый прорыв», в переходе от нападения к защите всегда есть моменты, когда в защите действует не вся команда, а группа игроков.

Групповая защита игроков часто против численно превосходящего противника требует высокого спортивного мастерства и специальной подготовки.

Только очень умело играя в защите и быстро оценивая обстановку, игроки могут ликвидировать прорыв противника и выиграть время до возвращения в защиту всех игроков своей команды.

Действия игроков, ведущих неравную борьбу с противником, должны быть самоотверженными, хладнокровными и смелыми. Малейшая растерянность и неверие в свои силы немедленно приведут к поражению.

Игрок, первым вернувшийся в защиту, обязан взять на себя руководство ею и делать необходимые указания партнерам.

Групповые действия в защите отличаются от индивидуальных прежде всего тем, что наличие двух и более игроков даст возможность игрокам согласовывать свои действия, разделять между собой отдельные функции в зависимости от условий игровой обстановки и всегда рассчитывать на взаимопомощь и поддержку партнера.

Группа игроков, действуя в защите, может столкнуться с различным количеством игроков нападения, численно превосходить противника или бороться против равного количества игроков, или против численно превосходящего противника.

Рассмотрим характерные особенности каждого из этих положений.

Групповые действия в защите при численном превосходстве над противником. Игроки, численно превосходящие противника, должны не только задержать его и закрыть возможность для броска в корзину с любого расстояния, но обязательно активно бороться за мяч, чтобы перехватить, выбить или вырвать мяч до того, как подойдут другие игроки противника. Разберем на примерах, как действуют в защите при различном численном соотношении защищающихся и нападающих.

Два игрока действуют против одного нападающего. Один из игроков, находящийся на более выгодном для борьбы за мяч месте или в удобном положении, немедленно вступает в единоборство с противником — задерживает его продвижение к щиту, мешает сделать бросок в корзину, активно бороться за мяч, пытаясь его перехватить, вырвать или выбить. Второй игрок отступает к своему щиту и подстраховывает партнера на случай, если противнику удастся обыграть первого (рис. 70).


Рис. 70. Действия 2: 1


Рис. 71. Действия 3: 2

Три игрока защищающейся команды ведут борьбу против двух игроков нападающей команды (рис. 71). В этом случае игроки действуют примерно так же: любые два игрока вступают в единоборство с противником, а третий отступает к щиту и подстраховывает партнеров.

Групповые действия в защите при равном количестве защищающихся и нападающих. При равном количестве защищающихся и нападающих защитники быстро разбирают нападающих и вступают с ними в единоборство.

Поскольку защитники не превосходят численно противника, они должны быть готовыми к тому, что в нападение включаются новые игроки.

Это заставляет защитников перемещаться с таким расчетом, чтобы в случае необходимости подстраховать друг друга или успеть занять середину площадки (кратчайшие пути к щиту) и вести борьбу с численно превосходящим противником.

Защитники не должны поддаваться на стремление противника умышленно оттеснить их к боковым линиям, чтобы не дать пройти к щиту новым игрокам нападения (рис. 72).

Действия двух защитников против двух нападающих (рис. 73). В этом случае оба игрока вступают в единоборство с противником, но действуют различно, в зависимости от того, кто из них борется против игрока с мячом, а кто против игрока без мяча.


Рис. 72. Неправильный отход защитников


Рис. 73. Действия 2: 2

Игрок, действующий против нападающего с мячом, активно борется с ним, стремится задержать его продвижение, а также мешает ему бросить в корзину или передать мяч.

Игрок, действующий против игрока без мяча, также вступает в единоборство с противником, препятствуя ему продвинуться вперед и получить мяч, а в удобном случае сам перехватывает мяч. В то же время он должен быть настороже на случай, если в нападение включатся новые игроки. Поэтому он не может уходить далеко в сторону от средней продольной линии площади, чтобы успеть занять кратчайший путь к щиту и бороться с численно превосходящим противником.

В тех случаях, когда оба защитника борются против игроков без мяча и если нет угрозы, что в нападение включатся другие игроки, то оба защитника действуют одинаково. Они оба вступают в единоборство с противником, но в то же время следят и за другими игроками, чтобы в случае необходимости вступить в борьбу с численно превосходящим противником.

Действия трех защитников против трех нападающих. Игроки в защите действуют так же, как два против двух.

Игрок, действующий против игрока с мячом, вступает с ним в единоборство. Остальные, действующие против игроков без мяча, кроме того, что непосредственно борются с противником, обязаны следить за другими игроками, чтобы в любой момент переключиться на борьбу с численно превосходящим противником.

Групповые действия в защите при численном превосходстве противника. Основная задача защитников, оставшихся в меньшинстве,— помешать противнику продвинуться к щиту, как можно больше замедлить продвижение, чтобы выиграть время до подхода подкрепления, не дать противнику забросить мяч в корзину с близкого расстояния.

Для этого защитники должны занять середину площадки (кратчайший путь к корзине) и отходить организованно так, чтобы заставить противника продвигаться вперед медленнее или уйти в сторону и продвигаться к щиту по более длинному пути.

Этого можно добиться только в том случае, если защитники не станут непосредственно бороться с противником за мяч, а будут только демонстрировать свою активность, умело применяя отвлекающие действия.

Если же один из нападающих прошел под корзину (с мячом или без мяча), то один из защитников отступает к щиту для борьбы с этим игроком, а второй защитник перемещается ближе к штрафной линии, чтобы сдерживать численно превосходящего противника.

Два игрока защищающейся команды действуют против трех и более игроков нападения (рис. 74). Как указывалось выше, защищающиеся должны прежде всего правильно и организованно отходить к щиту, чтоб выиграть время до подхода подкрепления.

Отходить нужно по центральной полосе площадки, чтобы закрыть кратчайший путь к щиту; отступать игроки должны рядом, с интервалом между собой не более трех-четырех шагов; это увеличит ширину защиты и заставит противника, стремящегося обойти защиту, искать другие пути к щиту, удаляться к боковым линиям площадки.

Не следует спешить отходить к щиту, так как, отрываясь от противника, защитники тем самым ускоряют их продвижение; в то же время, сдерживая продвижение противника, нужно видеть его, а для этого не давать никому из них забегать в тыл, за спину защитника.


Рис. 74. Действия 2: 3

Если одному из нападающих удалось обогнать защиту, то в этом случае один из защитников быстро отступает назад, чтобы закрыть ближайшие подступы к щиту.

Планомерный отход заканчивается непосредственно у щита. Игроки располагаются друг за другом, и если противник движется с мячом по центральной полосе площадки или вдоль боковой линии, один из защитников встречает его перед корзиной.

Два игрока не могут на себя взять больше обязанностей, чем борьба против бросков в корзину с близкого и среднего расстояния.

Можно считать, что защитники достигли успеха, если они вынудят численно превосходящего противника произвести бросок с дальнего расстояния.

Уход от щита хотя бы одного защитника для борьбы против бросков со среднего, а тем более с дальнего расстояния является тактической ошибкой, которую опытный противник немедленно использует.

Три игрока защищающейся команды действуют против четырех или пяти игроков нападения. В этом случае игроки действуют так же, планомерно отходят развернутым строем.

Приближаясь к области штрафного броска, игроки перестраиваются треугольником и борются против бросков с ближнего и среднего расстояния.

Треугольник можно строить углом вперед, два игрока сзади, а один впереди, и углом назад (рис. 75, а, б)


Рис. 75.
а — треугольник углом вперед, б — треугольник углом назад

 

Основная литература:

· Лях В.И. Физическая культура. 10–11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений; под ред. В. И. Ляха. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 237 с.

Дополнительная литература:

· Погадаев Г. И. Физическая культура. Базовый уровень. 10–11 кл.: учебник. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 271, [1] с.

Интернет-ресурсы:

· Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. М. 2005 – 2018. URL: http://window.edu.ru/ (дата обращения: 02.07.2018)

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: