Педагогу (группе педагогов) последовательно предъявляются для заполнения два опросных листа – №1 и №2.
Опросный лист №1
Уважаемый коллега! Вашему вниманию предложен перечень действий педагога как воспитателя. Как Вы относитесь к тому или иному действию? Выберите один из 4-х предлагаемых вариантов ответа и поставьте любой знак («галочку», «крестик» и т.п.) в одной из колонок напротив каждого утверждения.
| Действия педагога-воспитателя | Считаю необходимым | Считаю важным | Считаю необязательным | Считаю ненужным |
| 1.Равноправное общение с детьми | ||||
| 2.Проявление эмпатии по отношению к ребенку | ||||
| 3.Проявление непременного доверия к возможностям и способностям ребенка | ||||
| 4. Принятие ребенка как личности, невзирая на соотношение его достоинств и недостатков | ||||
| 5. Оценивание не личности ребенка, а его поступков | ||||
| 6.Открытое предъявление детям своих нравственных убеждений, ценностей, интересов | ||||
| 7. Сотрудничество с детьми в достижении общих целей | ||||
| 8.Создание воспитывающих ситуаций в различных видах деятельности | ||||
| 9.Создание ситуации успеха для каждого ребенка | ||||
| 10.Организация конструктивного конфликта в целях развития личности и коллектива | ||||
| 11.Активизация воспитательного потенциала урока | ||||
| 12.Поддержка школьников как субъектов самоуправления | ||||
| 13.Отказ от вмешательства в то, что дети предпочитают делать сами | ||||
| 14.Поддержка процесса самопознания ребенка | ||||
| 15. Предоставление реальных возможностей для самореализации и самоопределения ребенка | ||||
| 16.Принятие воспитывающего влияния детей на педагога | ||||
| 17.Честное, самокритичное отношение к своим успехам и неудачам | ||||
| 18. Забота о своем личностном росте, развитии духовности | ||||
| 19. Забота о своем физическом и психическом здоровье | ||||
| 20. Расширение и углубление своих профессиональных знаний и умений в сфере воспитания | ||||
| 21.Постоянный самоанализ своей воспитательной деятельности | ||||
| 22.Совершенствование своих знаний о детской, подростковой, молодежных субкультурах | ||||
| 23. Осмысление своей деятельности в контексте воспитательного процесса образовательного учреждения | ||||
| 24.Деятельное участие в педагогическом самоуправлении | ||||
| 25.Проявление интереса к профессиональной деятельности коллег | ||||
| 26.Обеспечение нравственной атмосферы в педагогическом коллективе | ||||
| 27.Открытое обсуждение с коллегами профессиональных проблем | ||||
| 28. Предоставление возможности другим педагогам знакомиться с его опытом | ||||
| 29. Помощь молодым педагогам, учителям-новичкам | ||||
| 30.Проявление интереса к жизни ребенка в семье | ||||
| 31.Проявление постоянного интереса к внешкольным делам и занятиям ребенка | ||||
| 32.Поддержка положительной направленности семейного воспитания ребенка | ||||
| 33. Защита прав и интересов ребенка, оказавшегося в конфликте с родителями | ||||
| 34.Повышение педагогической культуры родителей своих воспитанников | ||||
| 35. Взаимодействие в решении воспитательных задач с социальными педагогами, психологами, медицинскими работниками и пр. | ||||
| 36.Защита и поддержка ребенка, оказавшегося в неблагоприятной социальной ситуации |
Опросный лист №2
Уважаемый коллега! Вашему вниманию предложен перечень действий педагога как воспитателя. Как Вы в своей работе реализуете каждое из них? Выберите один из 4-х предлагаемых вариантов ответа и поставьте любой знак («галочку», «крестик» и т.п.) в одной из колонок напротив каждого утверждения.
| Действия педагога-воспитателя | Делаю постоянно | Делаю часто | Делаю изредка | Не делаю |
| 1. Равноправное общение с детьми | ||||
| 2. Проявление эмпатии по отношению к ребенку | ||||
| 3. Проявление непременного доверия к возможностям и способностям ребенка | ||||
| 4.Принятие ребенка как личности, невзирая на соотношение его достоинств и недостатков | ||||
| 5. Оценивание не личности ребенка, а его поступков | ||||
| 6.Открытое предъявление детям своих нравственных убеждений, ценностей, интересов | ||||
| 7.Сотрудничество с детьми в достижении общих целей | ||||
| 8.Создание воспитывающих ситуаций в различных видах деятельности | ||||
| 9.Создание ситуации успеха для каждого ребенка | ||||
| 10. Организация конструктивного конфликта в целях развития личности и коллектива | ||||
| 11. Активизация воспитательного потенциала урока | ||||
| 12. Поддержка школьников как субъектов самоуправления | ||||
| 13. Отказ от вмешательства в то, что дети предпочитают делать сами | ||||
| 14. Поддержка процесса самопознания ребенка | ||||
| 15. Предоставление реальных возможностей для самореализации и самоопределения ребенка | ||||
| 16. Принятие воспитывающего влияния детей на педагога | ||||
| 17. Честное, самокритичное отношение к своим успехам и неудачам | ||||
| 18. Забота о своем личностном росте, развитии духовности | ||||
| 19. Забота о своем физическом и психическом здоровье | ||||
| 20. Расширение и углубление своих профессиональных знаний и умений в сфере воспитания | ||||
| 14. Поддержка процесса самопознания ребенка | ||||
| 15. Предоставление реальных возможностей для самореализации и самоопределения ребенка | ||||
| 16. Принятие воспитывающего влияния детей на педагога | ||||
| 17. Честное, самокритичное отношение к своим успехам и неудачам | ||||
| 18. Забота о своем личностном росте, развитии духовности | ||||
| 19. Забота о своем физическом и психическом здоровье | ||||
| 20. Расширение и углубление своих профессиональных знаний и умений в сфере воспитания | ||||
| 21. Постоянный самоанализ своей воспитательной деятельности | ||||
| 22. Совершенствование своих знаний о детской, подростковой, молодежных субкультурах | ||||
| 23. Осмысление своей деятельности в контексте воспитательного процесса образовательного учреждения | ||||
| 24. Деятельное участие в педагогическом самоуправлении | ||||
| 24. Проявление интереса к профессиональной деятельности коллег | ||||
| 25. Обеспечение нравственной атмосферы в педагогическом коллективе | ||||
| 26. Открытое обсуждение с коллегами профессиональных проблем | ||||
| 27. Предоставление возможности другим педагогам знакомиться с его опытом | ||||
| 28. Помощь молодым педагогам, учителям-новичкам | ||||
| 29. Проявление интереса к жизни ребенка в семье | ||||
| 30. Проявление постоянного интереса к внешкольным делам и занятиям ребенка | ||||
| 31. Поддержка положительной направленности семейного воспитания ребенка | ||||
| 32. Защита прав и интересов ребенка, оказавшегося в конфликте с родителями | ||||
| 33. Повышение педагогической культуры родителей своих воспитанников | ||||
| 34. Взаимодействие в решении воспитательных задач с социальными педагогами, психологами, медицинскими работниками и пр. | ||||
| 35. Защита и поддержка ребенка, оказавшегося в неблагоприятной социальной ситуации |
Обработка результатов.
Два опросных листа соответствуют представлению о позиции как единстве сознания и деятельности. Говоря с определенной долей условности, опросный лист №1 выявляет «сознание» педагога как воспитателя, опросный лист №2 – «деятельность».
Подсчет результатов осуществляется следующим образом.
Лист №1 «накладывается» на лист №2 и отмечаются только совпадения ответов. Далее подсчитывается, в какой колонке – первой, второй, третьей или четвертой –больше всего совпадений. «Лидирующая» колонка и показывает уровень развития профессиональной позиции педагога как воспитателя.
Интерпретация результатов.
Если больше всего совпадений ответов в 1-й колонке («считаю необходимым» – «делаю постоянно»), то перед нами сильная профессиональная позиция воспитателя.
Если больше всего совпадений во 2-й колонке («считаю важным» –«делаю часто»), то перед нами относительно сильная профессиональная позиция воспитателя.
Если больше всего совпадений в 3-й колонке («считаю необязательным» – «делаю изредка»), то перед нами относительно слабая профессиональная позиция воспитателя.
Наконец, если больше всего совпадений в 4-й колонке («считаю ненужным» – «не делаю»), то перед нами слабая профессиональная позиция воспитателя.
Если результат кажется неправдоподобно высоким, можно пригласить респондента на индивидуальное собеседование. Обращаясь к материалам его тестирования и тактично расспрашивая его о том, каким образом он реализует те или иные действия, можно с достаточно большой степенью достоверности выяснить, пустил ли он «пыль в глаза» или действительно является профессионалом высочайшего класса в деле воспитания.






