Тема№29 Методы диагностики профессионального самоопределения

Гр№5 2 рока

Тема№28 Психологические особенности профессиональных кризисов

1. Профессиональное становление личности начинается со стадии оптации — формирования профессиональных намерений. В 14-16 лет, в возрасте ранней юности, оптанты начинают профессионально самоопределяться. К 14 годам у девушек и юношей уже сформированы разносторонние знания о мире профессий, имеется представление о желаемой профессии. Нужен конкретный профессионально ориентированный план: продолжить ли учебу в общеобразовательной или профессиональной школе. Для кого-то все решено, кто-то вынужден уже профессионально определяться. На стадии оптации происходит переоценка учебной деятельности: в зависимости от профессиональных намерений изменяется и мотивация. Учеба в старших классах приобретает профессионально ориентированный характер, а в профессиональных учебных заведениях она имеет отчетливо выраженную учебно-профессиональную направленность. Есть все основания считать, что на стадии оптации происходит смена ведущей деятельности с учебно-познавательной на учебно-профессиональную.

Кардинально изменяется социальная ситуация развития. При этом неизбежно столкновение желаемого будущего и реального настоящего, которое приобретает характер кризиса учебно-профессиональной ориентации.

Старшеклассники, отчетливо переживают этот кризис в 16-17 лет, перед завершением образования. Ядром кризиса является необходимость выбора способа получения профессионального образования или профессиональной подготовки. Следует подчеркнуть, что в этом возрасте, как правило, выбирается вариант продолжения учебы, ориентированной на определенное профессиональное поле, а не на конкретную профессию. Переживание кризиса, рефлексия своих возможностей приводят к коррекции профессиональных намерений. Вносятся также коррективы в оформившуюся к этому возрасту «Я-концепцию».

2. На стадии профессионального образования многие учащиеся и студенты переживают разочарование в получаемой профессии. Возникает недовольство отдельными учебными предметами, появляются сомнения в правильности профессионального выбора, падает интерес к учебе. Наблюдается кризис профессионального выбора. Как правило, он отчетливо проявляется в первый и последний годы профессионального обучения. За редким исключением этот кризис преодолевается сменой учебной мотивации на социально-профессиональную. Усиливающаяся из года в год профессиональная направленность учебных дисциплин снижает неудовлетворенность.

Таким образом, кризис ревизии и коррекции профессионального выбора на данной стадии не доходит до критической фазы, когда неизбежен конфликт. Можно отметить вялотекущий характер этого кризиса. Но изменение социальной ситуации развития и перестройка ведущей учебно-познавательной деятельности в профессионально ориентированную позволяют выделить его в самостоятельный нормативный кризис профессионального становления личности.

3. После завершения профессионального образования наступает стадия профессиональной адаптации. Молодые специалисты приступают к самостоятельной трудовой деятельности. Кардинально изменяется профессиональная ситуация развития: новый разновозрастный коллектив, другая иерархическая система производственных отношений, новые социально-профессиональные ценности, иная социальная роль и, конечно, принципиально новый вид ведущей деятельности.

Уже при выборе профессии молодой человек имел определенное представление о будущей работе. В профессиональном учебном заведении оно значительно обогатилось. И вот наступило время реального выполнения профессиональных функций. Первые недели, месяцы работы вызывают большие трудности. Но они не становятся фактором возникновения кризисных явлений. Основная причина психологическая, являющаяся следствием несовпадения реальной профессиональной жизни со сформировавшимися представлениями и ожиданиями. Несоответствие профессиональной деятельности ожиданиям вызывает кризис профессиональных экспектаций.

Переживание этого кризиса выражается в неудовлетворенности организацией труда, его содержанием, должностными обязанностями, производственными отношениями, условиями работы и зарплатой.

Возможны два варианта разрешения кризиса:

Возможны два варианта разрешения кризиса:

• конструктивный: активизация профессиональных усилий по скорейшей адаптации и приобретению опыта работы;

• деструктивный: увольнение, смена специальности; неадекватное, некачественное, непродуктивное выполнение профессиональных функций.

Д. З. Выучить конспект.

Ответить на вопросы:

1.Когда начинается профессиональное становление личности?

2.В какой момент может наступить кризис?

3.Когда наступает момент профессиональной адаптации?

 

Тема№29 Методы диагностики профессионального самоопределения.

 

Методология исследования профессионального самоопределения личности многогранна и разнообразна, подходы к ней различны, но неизменен ожидаемый результат. Исследователям в данной области необходимо добиться действенного и результативного итога своей работы, а именно наиболее качественного процесса профессионального самоопределения личности. Разнообразие данных методик не изменяет одной начальной аксиоме: процесс профессионального самоопределения дает свое начало задолго до непосредственного выбора личность профессии.

Основными требованиями при выборе диагностики профессионального самоопределения следует указывать:

· Валидность;

· Надежность:

· Однозначность;

· Точность.

Дополнительными факторами выбора метода диагностики можно определить: простоту диагностического исследования, его понятность, как для исследователя, так и для испытуемого, а также комфортные условия проведения исследования.

Выбор методов исследования обусловливается поставленными задачами, и осуществлялся в трёх диагностических направлениях, соответствующих основным детерминантам карьерной успешности: «Профессиональное самоопределение» (отношение студента к его профессиональному обучению); «Профессиональная направленность личности» (характеристики индивидуальности – диагностика «черт», определяется через суждения самого субъекта); и «Наличие цели и представлений о самопроектировании» (осуществляется проективными и психологическими методами). Все эти направления базируются на основных подходах исследователей в данной области.

Диагностические направления Задача Методика Назначение
Выбор профессии (проф. самоопределение) Мотивационная направленность студентов, их отношение к своему профессиональному обучению и будущей деятельности. 1) Психолого-социологический опрос «Мотивы выбора профессии» Степень обоснованности профессионального выбора и исследование мотивов, как причин, определяющих профессиональный выбор
2) Психолого-социологическое анкетирование: опросник «Уровень конкурентоспособности» В.И. Андреев. Рекомендован для исследования наличия личностных установок, способствующих достижению успешности в профессиональной деятельности    
Профессиональная направленность личности Диагностика «черт» Обобщённая характеристика личности, оказывающая регулирующее воздействие на формирование способов поведения в жизненных ситуациях. Влияние потребности в достижениях на эффективность деятельности. 1) Анкета профессиональной направленности Дж.Голланда. Направлена на выявление соответствия склонностей и способностей выбранной профессии
2) Личностный опросник «Уровень субъективного контроля» Е.Ф. Бажин на основе шкалы локуса контроля Дж.Роттера. Измерение локуса контроля как обобщённой генерализованной переменной.    
3) Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса; Предназначена для измерения выраженности потребности в достижении к успеху и мотивации избегания неудачи.    
Наличие цели и представлений о самопроектировании Психологическое исследования как осознанных, так и неосознаваемых отношений студентов к профессии инженера, к своему настоящему и будущему, к карьерной успешности. 1) Проективная методика «Временные децентрации» Направлена на исследование временных перспектив и представлений личности о будущем (Корник А.А., Головаха Е.И.)
2) Метод цветовых ассоциаций, разработанный И.Л. Соломиным на основе цветового теста отношений (ЦТО). Позволяет получить качественные групповые данные посредством выявления связей в представлениях респондентов между теми или иными аспектами.    

 

Д.З. Выучить конспект.

Ответить на вопросы:

1.Каков выбор методов исследования?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: