Краткие теоретические сведения

Лабораторная работа № 4

Тема: Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).

Цель: На примере искусственной экосистемы проследить изменения под воздействием условий окружающей среды.

Оборудование: аквариум, таблица «Биогеоценоз пресноводного водоёма», учебник, справочная литература, ксерокопии изображений растительных и животных организмов аквариума, таблица».

Краткие теоретические сведения.

Аквариум - это искусственная экосистема, функционирование и раз­витие которой регулируется человеком. Различают 3 разновидности ак­вариумов: а) хищный (цихлидариум); б) смешанного питания (рыбы ма­лых и средних размеров); в) видовой.

 

При создании аквариума смешанного питания используют растения трех групп: плавающие на поверхности воды (водяная капуста, ряска малая); плавающие в толще воды (элодея канадская, элодея зубчатая) и те, которые укореняются в грунт (валиснерия спиральная, криптоко-рина).

 

Аквариум заселяют видами рыб с разными типами питания:

- фито­фаги (лабео, кольчужный сом);

- зоофаги (неон, минор, конго);

- смешан­ного питания (барбусы, гуппии, меченосцы).

 

Кроме рыб, в аквариуме есть

- моллюски (физапузырчатая, котушка роговая, котушка белая),

- кольчатые черви (трубочник),

- ракообразные (дафнии, креветки пресноводные),

- одноклеточные (инфузория-туфелька).

 

Цепи питания в аквариумах короткие по такой причине: для функцио­нирования аквариума необходимо постоянное внесение кормов человеком. Так как известно, что с одного трофического уровня на другой передается только 1% энергии, то количество трофических уровней, которые могут обеспечиваться энергией, аккумулированной в кормах, ограниченное. И потому цепи в аквариумах характеризуются наличием 2-4-х звеньев.

Примеры цепей питания:

• зеленые водоросли - кольчужный сом;

• инфузория-туфелька - физа пузырчатая (моллюск);

• хламидомонада - инфузория-туфелька - дафния;

• зеленые водоросли - лабео;

• бактерии - дафния - неон и т.д.

 

Ход работы:

1. Рассмотрите картинку аквариума и его обитателей.

                                                                                       Дафния

 

 

                Циклоп                                                         Улитка

 

2. Опишите аквариум как экосистемы по параметрам.

 

1) Укажите факторы среды.

 

Биотические Абиотические
   
   
   
   

 

2) Укажите компоненты экосистемы.

 

Продуценты Консументы Редуценты
     
     
     
     

 

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятиям: продуценты, консументы, редуценты.

2. Какие условия необходимо соблюдать при создании экосистемы аквариума.

3. Составьте пищевые цепи в аквариуме.

4. Какие изменения могут произойти в аквариуме, если:

- падают прямые солнечные лучи;

- в аквариуме обитает большое количество рыб.

- в одну из двух банок с дафниями, при одинаковой температуре и освещённости, добавить ряску;

 

Сделайте вывод о последствиях изменений в экосистемах.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: