Чтение финала рассказа

Литература 8 класс 14.04.20

Тема. Фантастический мир в рассказе С.Лукьяненко «Чужая боль».Роль Игры для героев произведения Лукьяненко. Проблема отсутствия сострадания

Цель: познакомить с личностью и творчеством С.Лукьяненко, дать представление о научно-фантастической литературе;

формировать умение по освоению способов решения поисковых и творческих задач в процессе учебной деятельности, развивать образное и логическое мышление, навыки анализа литературного произведения, умение аргументировать свою точку зрения;

способствовать воспитанию нравственных качеств личности, ценностно-смысловому представлению о мире и человеке.

Ход урока.

- В вашей жизни присутствуют игры? О чем сегодня пойдет речь на уроке? (О роли игры в жизни человека)

- Какое произведение послужит материалом к уроку? Когда чужая боль мне будет как своя (по рассказу писателя-фантаста С.Лукьяненко).

- Какие цели вы ставите перед собой?

Цель:

· узнать сведения о жизни и творчестве Сергея Лукьяненко;

· углубить знания о рассказе;

· понять смысл названия рассказа С.Лукьяненко «Чужая боль» и определить проблематику рассказа;

· выявить свое отношение к проблемам, поднятым в рассказе.

 

 

Работа над темой урока.

.

1. Понятие о фантастике, научной фантастике.

ФАНТАСТИКА, -и, ж. 1. То, что основано на творческом воображении, на фантазии, художественном вымысле. 2. Литературные произведения, описывающие вымышленные, сверхъестественные события. Научная ф. (в литературе, кинематографе: моделирующая события далекого будущего на основе достижений науки и техники). 3. Что-н. невообразимое, невозможное (разг.). Найти друг друга через столько лет!

Повторили.

Научная фантастика — жанр литературы, который основывается на фантастических допущениях в области науки и техники.

Темы научно-фантастических произведений — новые открытия, изобретения, неизвестные науке факты, исследования космоса и путешествия во времени.

 

- Докажите, что «Чужая боль» - это научно-фантастический рассказ.

- Найдите в тексте элементы научной фантастики, что доказывает, что перед нами будущее.

 

Сюжетная линия. Работаем с текстом.

Игра.

«Она спускалась по горному склону. Легче ветра, быстрее стрелы...»

 

- Как звали девушку?

 

«Он еще раз порадовался тому, как удачно выбрал место для засады: в тени густых, старых деревьев, на противоположном склоне, невидимый для нее…»

 

- Как зовут героя?

 

«Ему вдруг представилось то, что сейчас случится. Огненный факел, летящий вниз, тяжело натыкающийся на камни...»

 

-А что должно случиться?

 

«Камень дернулся, раскололся на куски, разлетелся неторопливым, увесистым градом. А из центра этого града ударила молния — точный, неотвратимый выстрел.»

 

"Боль... Выключить боль..."

"Почему я не убираю боль?"

 

– Кому больно? – Кто выстрелил?

 

После игры.

«...Она пила чай на веранде.»

 

Обратите внимание: после причиненной боли, после убийства!!!

 

«Он долго мылся, прямо в саду, под самодельным душем.»

 

«— Давай поговорим…

Зачем ты это сделал!...

Ты не убрал боль…..

Это было мерзко! Такой крик...»

 

- Слышно ли сочувствие в словах героини?

 

«— Помнишь, что ты натворил в Майданеке?»

 

- Что случилось в Майданеке?

 

«Холодный металл, забытый ею на стуле, обжег руку. Он поймал белое платье в полукруг прицепа. Затаил дыхание. И нажал на спуск.»

 

- Чем закончился рассказ? – Кто убил героя?

- Как вы бы озаглавили части рассказа?

- Какой еще рассказ также композиционно делится на 2 части? (Л.Толстой «После бала»)

 

Эвристическая беседа.

- Что отличает мир, изображенный Лукьяненко, от нашего современного мира?

(прогресс, люди научились выключать боль, обрели бессмертие)

- Люди обрели бессмертие, чем они занимаются?

- В какие игры они играют?

- У вас не возникает никакого вопроса, который хочется задать этим людям? (Почему они играют в такие игры, почему люди играют в убийство – проблемный вопрос – запись в тетрадь).

- Как бы вы ответили на этот вопрос?

- В каких местах происходит игра?

 

География произведения.

Майда́нек — лагерь смерти Третьего рейха на окраине польского города Люблин.

Перл-Ха́рбор [1][2], Пёрл-Ха́рбор — гавань на острове Гавайи. Большая часть гавани и прилегающих территорий заняты центральной базой тихоокеанского флота военно-морских сил США.

7 декабря 1941 года Япония совершила нападение на Перл-Харбор, что послужило поводом вступления США во Вторую мировую войну.

Битва на Курской дуге является одним из ключевых сражений Второй мировой войны и Великой Отечественной войны.

Хироси́ма — город в Японии. Также известен как первый город в мире, который был подвергнут ядерной бомбардировке.

Концентрацио́нный ла́герь и ла́герь сме́рти Осве́нцим в 60 км к западу от Кракова.

Хаты́нь — деревня в Белоруссии, уничтоженная 22 марта 1943 года карательным отрядом в качестве мести за убийство нескольких немецких военнослужащих[1].

Ма́ссовое уби́йство в Сонгми́ — военное преступление, совершённое солдатами Армии США в деревенской общине Милай получило мировую известность в 1969 году в ходе войны во Вьетнаме

 

Это места, где произошли преступления против человечества.

- Можно ли играть в таких местах?

Лукьяненко поднимает проблему памяти. Мы не должны забывать о массовых убийствах против человечества.

- Вспомните, в каком еще рассказе затронута проблема памяти? (В.Астафьев «Фотография, на которой меня нет»

Погружение в текст.

Чтобы ответить на проблемный вопрос, обратимся к тексту.

- С чего началась такая игра?

 

«— Я не знаю. Но с чего она началась, Игра?

Она пожала плечами. С тех пор, как люди обрели бессмертие, наверное. Игра — это жизнь. Что является основной чертой жизни? Стремление убить. Что является основной чертой Игры? Стремление убить. В инсценировке — на Перл-Харборе, где кипит вода и в который раз тонут корабли, и падают ведомые смертниками бомбардировщики на Курской дуге, где танки спекаются с землей и кровью в один сплошной черный ком; в Хиросиме, где снова и снова вспыхивает пламя атомного взрыва...»

 

- Что является синонимом слова игра? (Жизнь.)

- А что является основной чертой жизни? (Убивать.)

 

Подбор ассоциативных полей к словам игра и убийство.

 

- Можно ли поставить знак равенства между этими понятиями?

- Дэн не похож на остальных. Случай в Майданеке. Почему он вышел из роли, бросившись на эсесовцев с голыми руками? (не играл, знал и помнил, кто такие эсесовцы)

Продолжаем чтение.

«Но ведь когда-то в первый раз это не было игрой! Они не могли играть, умирая по-настоящему! Их вело в бой что-то другое! Они бросались на колючую проволоку концлагерей не потому, что это очень интересно! И ведь Дэн почувствовал, почти ощутил это неведомое, непонятное, когда в прекрасной инсценировке "Майданек" смотрел на сытых, откормленных эсэсовцев, избивающих детей... Он бросился вперед не потому, что хотел испортить игру, соригинальничать. Он просто не мог иначе. Он почти понял! А они не хотят или уже не могут понять. Слишком долго длилась Игра.»

- Что понял Дэн? Что утратили люди?

- Какую ценность потерял человек с появлением бессмертия? (Ценность жизни.)

- Продолжите предложение – ответ на проблемный вопрос.

Они играют, потому что… утратили ценность жизни, потеряли нравственные качества, стали бездушными роботами..

"Игра — это жизнь. Играя, живи, живи, играя. Это не больно — боль в твоей власти. Это не страшно — ты умирал сотню раз и столько же раз воскресал. Убивай! Это только игра! Это весело! Машины, которые умнее тебя, воскресят бренное тело, поставят на прежнее место, вложат в руки новое оружие. Играй! Не повезло сейчас — повезет в следующий раз! Кто хочет сыграть в Чингисхана? Кандидатуру на роль Гитлера, побыстрее! Экипаж "Энолы Гай"? Играем! Майданек, Освенцим, Хатынь, Сонгми? Играем!"

 

- Можно ли жить, играя?

- Почему Дэн решил умереть? (решил прекратить игру)

 

Чтение финала рассказа.

«Она стояла совсем рядом. Смотрела на молчаливую толпу, поблескивающую самым разным оружием. И читала во всех глазах один и тот же вопрос, его вопрос... "Зачем мы играем! Что такое Игра!" Шаг. Еще шаг. Она склонилась над Дэном, коснулась его лица:

Ты победил...»

 

- О чем предупреждает автор рассказ? (Прекратите играть!)

Значение словосочетания чужая боль.

- Каков смысл названия рассказа?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: