В тексте кратко изложен этап рассмотрения цивилизации в период постмодерна. Ведется переработка и развитие теории цивилизаций

Тем, кто хочет идти с опережением

Задание по теме «Социология культуры»

В электронном учебнике взять краткую главу «Социология культуры.

Просмотреть статьи, но лучше частично по главам работы О. Шпенглера, Н.Я. Данилевского, А. Тойнби, Ф. Тённиса и др. упомянутых в тексте.

В тексте кратко изложен этап рассмотрения цивилизации в период постмодерна. Ведется переработка и развитие теории цивилизаций.

 

Объект исследования – феномен локальных цивилизаций.

Предмет исследования – языковый фактор префигуративных оснований и уровней феномена локальной цивилизации.

Метод тропологии (теория тропов) префигуративных оснований локальной цивилизации.

Пласты «цивилизационалистики» рассматриваются в гуманитарной науке от эпохи Просвещения европейских философов до русских мыслителей. В XIX веке Теорией цивилизаций занимались позитивисты Венского кружка, феноменологи,  герменевтики. В XX веке американское «Международное общество сравнительного изучения цивилизаций» вынуждено обосновать законность своей возникшей цивилизации. Активное изучение в СССР структуралистами московско-тартусской школы (Ю.М. Лотман, Н.М. Столович и другие). «Пантекстуализм» постструктуралистов Запада и Востока: Мишеля Фуко «Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы».  Эдварда Саида «Ориентализм»,  Валерия Тишкова. «Россия как многонациональная общность и перспектива межэтнического согласия».

Характерные черты эпистем Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, Арнольда Тойнби общество как организм: общество как дерево с корнями и кроной, возникновение, расцвет, умирание, стиль, ритм, энергетика динамика, подъем, акматическая стадия, выпадение в релики. Пассионарность и субпассионарность.

 Концепт «цивилизационного горизонта» – префигуративная эпистема призван дополнить тропы политического, экономического, религиозного, географического и психологического цивилизационного измерения.

Языковый цивилизационный горизонт опирантся на «цивилизационные интенции». «Мир-языки» предстают в естественных языках на уровне письменности, лексики и текстов.

1. История цивилиционистики – «борьба префигураций».

2. В эпоху Просвещения  идея цивилизации основывалась на метафоре «хронографии» и метафоре «топографии». Пространство – источник географического детерминизма, время – развитие от дикости до цивилизации. Цивилизация – феномен, ограниченный в пространстве и времени. В XIX-XX вв. преобладают метафоры органицизма и механицизма.

3. В XX в. произошел лингвистический переворот в философии: метафоры переходят в текстуализм.

4. Текстуализм – целостная совокупность горизонтов. «Миры-языки» представляют естественные языки. Их уровни – письменность, лексика и тексты.

5. «Цивилизационная интенциональность» включает заимствования из престижного языка «ксеноглоссов», противоположных  «метроглоссам».

Ценность теоретической и практической значимости цивилизационистики состоит в разработке точек отсчета исторического места современной российской цивилизации, для разработки политических, культурных, языковых стратегий сегодня и на перспективу в практике цивилизационных взаимодействий России с внешним миром.

«Цивилизация: матафора и конструкт». «Проблема оппозиции культуры и цивилизации. Модусы культуры в философии М.М. Бахтина» Эссенциалистские и органицистские концепции культуры противопоставляют культуру и цивилизацию. Органицистские концепции – представлены в работах Фердинанда Тённиса «Gemeinschaft и Geselschaft» – «Общество и общность», О. Шпенглера «Закат Европы», Н.Я. Данилевского «Россия и Запад», Н. Бердяева «Судьба России. Душа России».

Текстуализм и конструктивизм скорее проступает у Эрнста Кассирера «Науки о природе и науки о культуре» –в проблеме символа, как противопоставление «содержания и плана». Культура – содержательная категория, цивилизация – выразительная. Мост – письмо, как технология, самовоспроизводящийся «метатекст» в границах общечеловеческой культуры.

  «Критика цивилизационной теории. Цивилизация как образ» «Цивилизационные теории» строятся на образной основе: отсюда разнотипность классификации, в описании цивилизаций очевидно игнорирование контактов цивилизаций, одновариантность «судьбы», телеологичность. Единого понятия цивилизации нет, а образные картины априорны и метафоричны, становящееся вместо ставшего. Допарадигмальное состояние понятия «цивилизация», поэтому она не подлежит эмпирическому исследоваеию. Психоанализ, герменевтика и аналитическая философия оперируют «артефактами коллективного бессознательного», «предпонимание» и «префигурация». Методом поимания префигурации является тропология. Тропология разработана Аристотелем.

 «Теория цивилизации: тропологический подход» Метафорическая природа познания, как способ интериоризации чувственного опыта, принципиальная метафоричность мышления – орудие разума. Взаимодействие структур знания, когнитивной подход, как «источник», второй подход – «цель». Метафора структурирование цели по образцу источника, когнитивное изображение – профилирование. Метафорические концепты профилируют мышление и деятельность. «Метафоры могут создавать концептуальные поля». «Теории цивилизации структурированы как системные концептуальные области на основе метафорических презумпций». Предструктуры знания называются историком Х. Уайтом «префигурациями». Сам метаисторический метод назван «тропологией», т.е. учением о тропах (риторических фигурах, используемых для переносного значения). Тропология – это «теория преобразования и дискурсивного построения сюжета». «Языковые протоколы» в позитивизме «Венского кружка». В историческом поле господствует одна из метафор. В идее «цивилизации» представляющей до-теоретический конструкт, метафорическая проекция источника на целевой концепт исключительно сильна. В этом случае история теорий «цивилизаций» оказывается историей борьбы ключевых метафор.

«Языковый горизонт в многомерном пространстве локальных цивилизаций» Генетически редукционизм связан с механицисиской префигурацией. Именно в механике редукционизм является нормой. Локальные цивилизации сводились к географии и ландшафту (Макиндер), религии (Бердяев, Хантингтон), политике (Эйзенштадт), экономике (Фукуяма, Валлерстайн), биологическим особенностям (Гобино), психологии и ментальности (Гумилев), экологии (Даймонд), технологии (Тоффлер). В качестве альтернативы редукционизму вводится метод «измененной», «дименсиональной онтологии», сформулированной Виктором Франклом – «единство вопреки многообразию» Фашисты старались уничтожить разнообразие лиц, языков, индивидуальности, присвоив узнику номер и одинаковую одежду). Геометрической категории «мерность» соответствует философская категория «горизонта». Впервые встречается у Ницше, Гуссерля, Гадамера – целостность и наличие условной границы – горизонта.

«Зарождение идеи цивилизации в эпоху Просвещения: метафоры пространства и времени».«Цивилизация как хронография». Универсализация и дифференциация, синтез и анализ – концепт энциклопедической генерализации. Аксиология превращается в историю (панморализм). Не-западное рассматривается как до-западное. Ф. Бэкон выдвинул «идол лестницы», «химерическое представление о действующих во вселенной силах». Историософский концепт цивилизации в метафоре «идола лестницы» играет роль ее высших ступеней. «Цивилизация как топография».  Иерархическая вертикаль времени переходит в иерахию пространства, у Монтескье представлен переход истории в географию. Метафора лестницы прогресса сменяется метафорой карты. «Цивилизация как хронотопграфия» Джамбатиста Вико определил: «Нации» являются субъектами, а не объектами истории. Церковный историк И. Г. Хладениус, герменевтик: требует перейти от описания истории к её пониманию. Гердер подготавливает закат историософии Просвещения. Он предланает заменить люралистическую модель взаимодействия многих народов   космоцентризмом, мировоззрением   вместо узкого евроцентризма и национализма.

  «Классическая и неклассическая цивилизиционалистика: метафоры организма, механизма и текста».   «Цивилизация – метафора организма» – органицизм Г. Спенсера, био-расизм Ж.А. де Гобино. Теория локальных цивилизаций Н.Я. Данилевского, организм – растение. К.Н. Леонтьев «культурные и государственные организмы. О. Шпенглер, культура – становление, цивилизация – ставшее. Разница потенциалов и счислительность. А.Тойнби впервые обращается к анализу метафор, лежащих в основании стратегий познания. Ессенциализм порождает идею судьбы. Телеология и абстрактность. «Цивилизация – метафора механизма» – по П. Шоню, механицизм в эпоху Классической Европы как мировоззрение, появляется во второй четверти XVII века и господствует. Анри де Сен-Симон выстраивает линейную прогрессистскую модель истории. Огюст Конт – закон трех стадий. Ипполит Тэн: цивилизация эта – высшая функция общества. Она базируется на механике и геометрии. Часы и компьютер, та же механистическая трактовка общества. Алвин Тоффлер – новая инфосфера связана с  компьютером, М. Маклюэн – постиндустриальное общество, как гигантская нейронная сеть. В механицизме преобладает внимание к фактам, а не к сущностям. «Цивилизация – метафора текста» – понятие тестуализма – префигурации, связано с «лингвистическим поворотом».

Текст в философии рассматривается как самостоятельная реальность (Х.-Г. Гадамер, П. Рикёр). Клод Леви-Стросс предлагаеи изучать систему родства с помощью методов фенологии. Текстовую реальность разрабатывали Деррида. Фуко, Барт, Гирц, Усманова. Умберто Эко полагает, что текст зашифрован в различных кодах и означиваниях. Московско-тартусская семиотическая школа выявила, что конкуренцию текстуалам составляет интеракционизм, в котором культура воспринималась в терминах игры: Йозеф Хейзинга «Homo Ludens» - человек играющий. Цивилизационный интеракционизм был выдвинут Н. Элиасом. А. Крёбер рассматривал культуру, как сочетание горизонтов, представленных дескриптивно. Основатели «Анналов» Люсьен ле Февр и Макс Блок создают проект целостной историографии с целью синтеза культурных горизонтов. Фернан Бродель подчеркивает многомерность феномена цивилизации, которая есть множество структур и их сложное взаимодействие. Жак Ле Гофф: цивилизации представляют собой хронотоп:  символы должны быть постигнуты в священном тексте. Третье поколение: понимание цивилизации как процесса и системы связей, а не статичной сущности. В «Мирах-языках как цивилизационных текстах» концептуализируется идея и смысл «мир-языков». Цивилизация, понимаемая как текст, имеет смысл в случае, если она понимается локальной, а не универсальной. Это означает присутствие границ и предпочтение одних текстов другим. Здесь невозможной становится мысль о цивилизациях, как «логоцентрических системах». Однако деконструкция «метанарративов» осуществляется языковыми средствами. Язык становится скрытым глубинным «большим рассказом» постмодерна.

С текстуальной позиции локальная цивилизация – это самовоспроизводящийся знаковый комплекс (большой протяженности), связывающий отдельные культуры и общества в относительное смысловое единство. Подобное единство подразумевает наличие многих смысловых горизонтов, одним из которых будет языковый. Цивилизация постмодерна – это метанарративы, фундируемые не религией, политикой или экономикой, а языком.

«Цивилизационные интенции в горизонте языка.

Дж. Сёрл строит репрезентативную теорию интенциональности. Идея интенциональности связывается с языком. Возврат эмпиричности приводит к отказу от «феноменологической редукции» и возвращению естественной установки. Утверждается, что «цивилизация является интенциональной макросистемой», переплетением институций, которые называются горизонтами. Горионты религии, экономики, искусства, с одной стороны специфичны, и в определенной мере индивидуальны, а с другой – связаны в границах цивилизационного текста.

Миры-языки, образовавшиеся вокруг «языков-истин», образуют заимствования, к ультурно-языковый союз: европейский на основе девнегреческого и латыни; ближневосточнй (на основе классического арабского и фарси); индийский с санскритом и пали; дальневосточный на основе вэньян. Союз на основе русского языка не закончил свое формирование и его перспективы неясны.

Интенциональный анализ предлагает выделение уровней языка. Интенции могут быть экстернальными (ксеноглоссами), могут быть рефлексивными метроглоссами. Ксенолексема, ксенографема и ксенотекст – путь к взаимодействию языков. «Интенции на уровне письменности». Возникновение алфавита – это эпоха «логоса». М. Маклюэн: «книгопечатание гомогенизирует нацию, централизует государство, индивидуализм идет на смену коллективизму. Несколько систем письменности: преобладает латиница (в основе интернета), китайское письмо (1200 млн), арабское (около 700 млн), девангари ((около 650 млн), кириллица (около 230 млн). Эти системы письменности продолжают свою экспансию. Письменность это цивилизационная интенция. Кириллица сопряжение «славизма» и «византизма».

 «Интенции на уровне лексики». Языки престижа чередовались по времени: французский в России вплоть до 2017 г. Национальные языки – продукт Нового времени и индустриализма.

«Интенции на уровне области текстов». Текст – «основная единица коммуникации». В философии непосредственно соединяются знание и язык. Историософия Вяч. И. Иванова концепт «эллинства», это концепт классического язычества, концепт «византизма» – православие.

Интенция западно-европейская по выражению К.Н. Леонтьева и Н.Я. Данилевского – «романно-германская» на основе – трёх языков Европы. «Западничество» ведет к противоположному – к  «славянофильству» и не теряет популярности в XXI веке. Языковый пуризм отстаивал А.С. Шишков.

Адекватная  оценка таких перерабатывающих в языке концептов, как концепция оккультно-эзотерического «индизма», дальневосточная и арабо-персидские интенции, все три являются пустыми. Монгольско-тюкрская интенция обрела свой абрис в «Туране». По Н.С. Трубецкому,  «сопряжение восточного славянства с туранством есть основной факт русской истории».

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: