Список использованных источников

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ

Факультет подготовки специалистов для судебной системы (юридический факультет) Северо-Западного филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»

РЕФЕРАТ

по дисциплине Религиоведение

«Языческое мировоззрение древних славян»

Выполнил:

Студент 2 курса

очной формы обучения

Цехановский Роман Алексеевич

Научный руководитель:

Субботин Юрий Викторович

старший преподаватель кафедры

 

гуманитарных и социально-экономических

 

дисциплин

 

 


 

Оглавление

Введение. 3

Источники.. 4

Формирование. 5

Мировоззрение. 6

Заключение. 7

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 8

 


 



Введение

 

Выбор пал на тему, почти полностью лишенная какого-либо подспорья в виде исторических фактов. Практически полное отсутствие информации о вековых традициях предков сегодняшней России является, наверно, главной причиной того, почему славянская мифология не обладает столь широкой популярностью, как, например, греческая, египетская, скандинавская. Значение того же скандинавского мировоззрения в развитии славянских верований необъятно наряду с другими мифологическими формами соседствующих этносов.

Прежде чем начать подвергать анализу существующие данные, стоит остановится на вопросе о том, почему же известно так мало? Дело в том, что славянский этнос относительно молодой, а кроме того, несмотря на базовые знания о том, что существовало много племен или союзов племен, что подчеркивало разобщенность народа, все было куда сложнее. За счет перманентных связей с другими народами на протяжении многих столетий, которые связаны преимущественно с географически-культурными причинами (положение, при котором со всех сторон народ испытывал либо влияние других совершенно уникальных культур, либо природных катаклизмов), славянские общины обладали как разными понятиями о том, кому из божеств поклоняться в первую очередь, так и в принципе отличались составом пантеона богов, хоть те и дублировали соседние. Подобная неразбериха в купе с последующим влиянием того же христианства не могла служить катализатором как объединения славян, так и сохранением каких-либо культурных памятников. Владимир Святославович пытался провести религиозную реформу, посадив в главе пантеона Перуна, однако это не могло иметь успех по определению из-за причин, сказанных выше.

Таким образом, возникает парадокс: именно принятие христианства и развитие православной мысли с последующим приобщением грамотности позволили сохранить хоть какие-либо черты славянской мифологии, которые наиболее приближенно отражали реальность (хотя стоит сказать, что христианство весьма агрессивно уничтожало остатки старой веры).

Однако значение православия для России – тема для другого реферата. Остановимся на языческом мировоззрении, то есть попытаемся реконструировать картину дохристианских представлений славян о мире, людях, идеях и идеалах.


 


Источники

 

Как уже было сказано, о религии славян известно очень мало. Дохристианская эпоха либо не имела письменности, либо была очень примитивна. Кроме того, греческие и латинские культурные центры находились далеко, что также уменьшало шанс сохранить информацию о древних славянах.

К основным источникам можно отнести: летописи и исторические документы («Повесть временных лет»; христианские «поучения против язычества»; сочинения средневековых хронистов; археологические находки и памятники; анализ сохранившихся обрядов и литература поздних эпох («Слово о полку Игореве).

Не стоит забывать и о формальных делах, которыми славяне также были заняты. Они, наряду с воинственностью, имели репутацию и вездесущих торговцев. Банальный пример Господина Великого Новгорода демонстрирует: купцы северных земель вели свою деятельность от Скандинавского полуострова до побережья Черного моря и городов Каспийского моря. Вместе с торговлей и войной появляются формальные тексты, курирующие эти процессы – договоры. Купля-продажа, заманивание наемников, заключение мира – все это имеет сегодня огромное значение. Договоры сохранились в Византии и в Западной Европе, в них упоминались некоторые божества и святилища – в Восточной Римской империи привычные Перун и Велес, а на западе – Святовит, Радгост, Чернобог (вероятно, те же боги, только дублированные более западными племенами Бодричей, Лютечей и др).

 

 


 


Формирование

 

Появление протославянского этноса с сопутствующими религиозными принципами соотносится 1 тыс до н э. Этническая история наших предков весьма интересна и, что важно, определила их религиозное мировоззрение. Ученые сходятся во мнении, что славяне так или иначе являются частью индоевропейского состава и многие божества из ныне известных были привнесены оттуда.

С развитием минимальной национальной идентичности (если так вообще можно говорить о древних славянах), особо остро ощущается взаимное влияние балтов, а также германских и скандинавских мироучений на славян. Но об их значении сказано больше (и даже преувеличено) чем о значении кочевых племен востока или иранских народов. Преувеличение, кстати, относится к тому, например, что славяне заимствовали иерархию божеств, где во главе пантеона находился бог войны и грома. Это никакое не заимствование из скандинавских или греческих мифов, а вполне резонное построение, которое не возникло из неоткуда. Племена чтили разных богов в зависимости от основного рода деятельности: земледельцы – Велеса или Ярило, ремесленники – Сварога, воинственные племена – Перуна соответственно. С постепенным, рациональным для истории, приходом к власти именно военного сословия и появилось особое почитание бога, напрямую благословляющего их «ремесло».

О том, что привнесли иранцы (скифы, аланы, сарматы) или кочевники говорить трудно, если речь идет о религии, но их значение для культуры в целом огромно. Возможно, божества Семаргл (загробный мир) и Хорс (бог солнца) имели иранское происхождение. А слово «богатырь», тюркское по происхождению, вытесняло славянское слово «половчанин» в его значении.[1]

Тем не менее, четкая связь со славянскими богами Перуном и Велесом прослеживается с балтийскими Перкунасом и Вельнясом.

Повесть временных лет Нестора, как и было сказано ранее, имела большое значение, как источник знаний о славянских божествах. Так, в пантеон князя Владимира, опираясь на повесть, вошли: Перун, Хорс, Даждьбог («дающий благосостояние»), Стрибог (бог ветра или хранитель небесной твердыни), Симаргл и Мокошь (богиня домашнего очага). Важная ремарка – невозможно с полной уверенностью говорить о функциях этих божеств.

 

 

Мировоззрение

 

Как и повсеместно в мире древних славян не обошла и практика матриархата. Мировоззрению славян в то время были присущи аниматизм и анимизм (позднее). Вероятно, в эпоху матриархата почитали Лосиху (Олениху). Например, известный историк Рыбаков считал, что тогда поклонялись двум Лосихам, видя их в Большой и Малой Медведицах. Позднее чтили женских богинь Рожаниц. Но все это детали, которые не имеют целостности, а есть куда более интересные догадки. Дело в том, что славяне были не совсем язычниками, то есть не в полной мере. У них был не пантеизм, а генотеизм – вера в единого бога-творца. В поддержку этой теории выступал Костомаров и приводил слова средневековых историков Прокопия Кесарийского и Гельмольда. Об этом писал и Нестор. Подразумевалось, что все остальные боги вели свой род от единого Бога, который как бы рассеял себя в них.

Другими характерными чертами были культ предков, развитая низшая мифология (волколаки, упыри, лешие, русалки) и, возможно, антропоцентризм (ведь в судьбу славяне не верили, а верили в волю человека).

Особенностью поклонения у древних славян были жертвоприношения и культ божеств-идолов. Насчет жертвоприношения ведутся бесконечные споры о том, приносили в жертву людей или только животных - четкой информации на эту тему найти не удается, но насчет идолов существуют интересные факты. У славян существовали скульптурные изображения божеств, каменные и деревянные. «Службы» проводились в капищях – открытых святилищах. Их оформление было грубым, а иногда капищ и вовсе не было – их роль выполнял, например, лес или другие объекты природы, которые могли быть источниками сверхъестественных сил.

Культ предков нашёл своё отражение в славянском погребальном обряде – тризне. Ну и как не сказать о древних праздниках, которые имеют свое отражение и поныне: для праславянского периода характерны многочисленные празднества, связанные с определёнными сезонами и поминанием мёртвых. Они не были вытеснены даже с принятием христианства и, скорее всего, это было связано с тем, что описывал Митрополит Илларион, что христианство сначала распространялось в больших городах, а люди в отдаленных сёлах дольше сохраняли «поганскую веру». Paganus = житель пага, села. Люди в сёлах куда суевернее и их христианство синкретично.

 

 

Заключение

 

Отсутствие столь широкого пласта исторических фактов о мифологии древних славян, какой есть, например, у тех же греков, на мой взгляд лишь служит катализатором для его еще большего и тщательного погружения в эту тематику. Ведь знание мифологии – это не просто интересные сказки про какое-нибудь существо или бога. Это культурное, хронологическое изображение той эпохи, рационального видение людей того времени. А столь углубленное знание может помочь дать ответ на одни из самых фундаментальных вопросов: как этот мир появился и как он развивался?

 


 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. Глава 9. Языческая реформа Владимира.

2. Об индоевропейских истоках славянской мифологии см.: Иванов В.В. Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М.: Наука, 1974.

3. Иванов В. В., Топоров В. Н. Славянская мифология // Мифы народов мира: Энциклопедия. Электронное издание / М., 2008 (Советская Энциклопедия, 1980). С. 929—934.

4. Трубачев О. Н. История славянских терминов родства и некоторых древнейших терминов общественного строя. — М.: Изд-во АН СССР, 1959. — С. 8—9.

5. Гумилев Л.Н. От Руси к России: 1992 – С. 49

 


[1] Гумилев Л.Н.  От Руси к России: 1992 – С. 49



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: