В) Сталинские пятилетки

Был принят 1 -й пятилетний план (октябрь 1928 - декабрь 1932), в котором главное

внимание уделялось развитию тяжёлой индустрии.

Гг. - 2 -й пятилетний план.

Родоначальником этих планов являлся составленный ещё в 1920 г. план

Электрификации, одобренный В.И.Лениным (план ГОЭЛРО).

ГОЭЛРО – Государственная электрификация России.

Пятилетние планы приобрели характер твёрдых заданий по производству промышленной продукции. Объявлялось о выполнении и перевыполнении пятилетних планов, что не всегда соответствовало действительности.

Погоня за высокими показателями приводила к припискам и рекордомании.

В то же время, планирование "по пятилеткам" играло прежде всего мобилизующую роль. Расширение строительства позволило в быстрые сроки ликвидировать безработицу.

С 1929 г. на предприятиях началась кампания по организации "социалистического соревнования". Имена ударников, работящих людей становились широко известны (один из них - шахтёр Алексей Стаханов. Тех, кто равнялся на него в трудовой доблести, называли "стахановцы"). Прасковья Ангелина -женщина-трактористка, ткачиха Виноградова и др. Однако, среди рабочих наблюдалось недовольство, т. к. из-за ударников часто нормы выработки пересматривались в сторону повышения.

С 1929 г. начинается форсированное промышленное строительство, в плане было

предусмотрено более чем десятикратное увеличение вложений в него.

Возводятся такие объекты, как Турксиб, Днепрогэс, Магнитка, Кузнецк.

г) Итоги индустриализации:

- укрепился тоталитарный политический режим;

- появился новый слой советской технической интеллигенции;

- закрепление рабочих на их местах;

- создание военно-мобилизационной экономики;

- многомиллионные людские потери.

Домашнее задание:

1. Выпишите в тетрадь основные понятия темы и дайте им определение:

- коллективизация, кулак, «раскулачивание», тозы, артели, коммуны, индустриализация, "стахановцы";

- расшифруйте аббревиатуры: ГУЛАГ, ГОЭЛРО, МТС.

2. Завершите начатый план – конспект урока, пользуясь вспомогательным материалом (данный материал смотри выше).

План – конспект урока:

1.Политика коллективизации:

Коллективизация – это …………………

а) причины проведения: ……………….

б) методы коллективизации: ………….

в) формы коллективизации: ……………

г) сроки проведения коллективизации: ……………..

д) ход политики коллективизации: ………………….

е) районы коллективизации: …………………………

ж) результаты коллективизации: ……………………

2. Политика индустриализации:

Индустриализация – это ………………………………

а) источники индустриализации: ……………………

б) ход индустриализации: …………………………….

- преимущественно проводилась в отраслях ……….

- появление пятилетних планов:

1-й пятилетний план – (…………);

2-й пятилетний план – (…………).

в) итоги индустриализации: (+) ……............. и (-) ………..........

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: