Обрядово - календарные песни

Тема урока: «Музыкальный фольклор народов России».

Музыкальный фольклор.

ФОЛЬКЛО́Р — устное народное творчество (староанглийское folklore — народная мудрость). Музыкальный фольклор включает в себя песенное и инструментальное творчество народа, отражающее его историю, быт, стремления, думы. Народная музыка, являясь результатом коллективного творческого процесса, складывается на основе художественных традиций многих поколений. Передаваясь из уст в уста, народные мелодии постоянно обогащаются и видоизменяются: в различных районах страны могут существовать разные варианты одного и того же напева, наигрыша. Основная область музыкального фольклоранародная песня — важнейший источник профессиональной музыки. Отличаясь исключительным богатством и разнообразием жанров (9 видов) народные песни народов России имеют свои особенные черты (подголоски, исполнение в несколько голосов (многоголосие). Важную роль в музыкальном быту всех народов играет и танцевальная музыка, также отмеченная разнообразием жанров, тембровой и ритмической изобретательностью. Широкое развитие получила музыкальная фольклористика — наука, занимающаяся собиранием и изучением музыкальных богатств, накопленных народом.

2. Песня - основа фольклора.

Народная песня - это песня, сложенная народным неизвестным автором, которая передаваясь устным способом, видоизменялась, совершенствовалась, обрастала новыми мелодическими и текстовыми оборотами. В каждой губернии одну и ту же песню пели по-своему, на особом диалекте. Характер ее зависел от того, о чем в ней говорилось. Так, песни были шуточные, веселые, грустные, лирические, серьезные. Они трогали душу сильнее, чем длинный подробный рассказ о событии. Песни были и утешением, и радостью.

Жанры русской народной песни многообразны. В них поется обо всем, что волнует человека. Песня рисует быт и образ жизни русского человека, обычаи и традиции. Герои народной песни – простые люди, славные защитники Родины. Жизнь человека была тесно связана с природным циклом хлебороба, с семейными церковными обрядами.

Обрядово - календарные песни.

Еще в дохристианские времена языческие календарные праздники сопровождались песнями, в которых земледельцы обращались к силам природы, просили даровать им хорошую погоду и обильный урожай. Это были заклички, прославления богов солнца, ветра, дождя. Ритуалы поклонения им сопровождались обрядовыми песнями, плясками, подношениями даров. Дни зимнего и летнего равноденствия, начало весны и сбор урожая - основные знаменательные события в жизни земледельца. Они сопровождались народными песнями.

 Языческие обряды постепенно утрачивали магическое значение и уходили в прошлое, а традиции, связанные с ними, адаптировались к христианским праздникам и продолжали жить. Календарный цикл начинался с праздника Рождества Христова, Святок, встречи Нового года. Они совпадали с днем зимнего солнцестояния по языческому календарю и сопровождались песнями соответственно дню и обряду. Например, обряд колядования заключался в прославлении щедрых хозяев, пожелании им здоровья, прибавления в семействе, урожая и всех благ, важных для сельского жителя. Пелись во время этого обряда колядки, великодные, волочебные песни. Во время Святочной недели девушки и женщины гадали на события будущего года, сопровождая гадания подблюдными песнями. Зиму провожали шумно, весело, радуясь скорому теплу. Масленичная неделя предшествовала Великому посту. Проводы Масленицы превращались в гулянья с играми. Встреча весны - Жаворонки, отмечали прилет первых птиц. Хозяйки пекли пряники в виде жаворонков и раздавали их детям и гостям. В песне «Ой, кулики - жаворонушки» речитативно звучат призывы к весне. Летние праздники Ивана Купалы, русальная неделя, несут в себе отголоски языческих обрядов, связанных с колдовством и ворожбой. В купальскую ночь проводили обряд очищения от болезней, прыгая через костер. Важным на деревне был праздник урожая. Крестьяне в народных песнях благодарили силы природы за обильные дары, радовались окончанию тяжелых работ. Песни этого периода называются обжиночные. Веселые ярмарки после сбора урожая шумели частушками и плясовыми. Календарные обрядовые песни - самые близкие к языческим, самые древние. Их язык полон эпитетов и сравнений, символов и метафор. Мелодии этих песен простые и даже примитивные. Они похожи на заклички, прославления и мольбы. Неравномерный ритм близок к разговору, а не к музыке.

Семейные обрядовые песни родинные, крестинные песни пели ребенку и родителям на "зубок". В них желали здоровья и счастья малышу. Семейные праздники были значительными и радостными вехами в жизни русского человека. Отмечали они рождение, проводы в армию, свадьбу. Каждому событию соответствовало определенное мелодическое сопровождение. В жанрах русских народных песен обрядовые песни имеют особый статус. По поверьям, они носили магический смысл.

Свадебные песни были очень многообразны. Свадьба представляла собой сложный поэтапный обряд из сватовства, смотрин, девичника и самого свадебного торжества. Одевание новобрачной к венцу (расплетение косы) традиционно проходило под плач невесты и пение печальных песен, в которых говорилось об утраченной девичьей свободе и переселении в чужую семью. Свадебному пиру предшествовал выкуп невесты из родительского дома. Подружки пели веселые шуточные песни и частушки, подначивали друзей жениха. К венчанию молодых провожали под поздравительные величальные песни. В них виновников торжества сравнивали с белым лебедем и лебедушкой, с князем и княгинюшкой. Свадебный пир был веселым, шумным, с плясками и частушками. Второй день праздновали в доме тещи и тестя. Теща привечала зятя, угощала блинами. На третий день свадьбу «тушили». Праздник завершался.

Песни – плачи. Не только радостные события случались в русских семьях. Ведь обряды соблюдались не только по праздникам. Ведь они являются, по сути, определенными магическими ритуалами, призванными оградить, оберечь от беды, порчи и т.п. Например, когда юноша уходил на службу, из дома его выводили вперед спиной, чтобы лицо смотрело в дом. Тогда, считалось, он вернется с войны или из армии живым и здоровым. При этом читались молитвы и особые причитания. Плачи и причитания сопровождали так же и похороны близких. В них покойный упоминался как достойнейший человек, по которому скорбят и горюют живые. Перечислялись его лучшие качества, даже если таковых не было. Были даже особые певчие - плакальщицы, которых приглашали сопровождать похороны. Семейные обрядовые песни отличаются трогательностью, душевностью, глубоким смыслом. В них заключена вся жизнь, переживания человека

Колыбельные песни занимают в народном фольклоре особое место. Они относятся к семейным, но не являются обрядовыми. Эти песни самые нежные, ласковые и простые. Голос матушки - это первая ниточка, связывающая младенца с миром. В колыбельной мать определяет его место, повествует о мире, в который он пришел. Монотонные успокаивающие мотивы колыбельных передавались от поколения к поколению, являясь семейным достоянием. Первые песни матери знакомили маленького с окружающими предметами и образами. Они открывали ему большой мир, служили своеобразной защитой, оберегом ему. Считалось, что колыбельные отгоняли нечистую силу от младенца.

Трудовые песни. Исследуя жанры русских народных песен, трудовые песни нельзя обойти вниманием. С ней легче спорилось трудное дело, она задавала ритм работы. Знаменитая «Дубинушка» является примером трудовой песни. Запев рассказывал о тяжелой жизни трудового люда, а припев помогал слаженным действиям всей артели. Бурлацкие лямочные песни имели размеренный ритм («Эй, ухнем!»). Трудовые песни наряду с обрядовыми среди всех жанров русской народной песни являются древнейшими, служили они для облегчения процесса труда. Для подбадривания работающих многие песни имели шуточное юмористическое содержание.

Частушка, припевка. Наиболее демократичным, популярным и живучим жанром русской народной песни являются русские частушки. В них соединилось все остроумие, талант народа, меткость русского слова, лаконичность мелодического сопровождения. Короткое меткое четверостишье как стрела выстреливало в самую суть смысла, задорная ритмичная мелодия, многократно повторяющаяся, заставляла обратить внимание на стих, содержание частушки. Ее пели с приплясыванием. Чаще исполнялась она сольно, а право исполнения переходило по кругу среди певцов. Иногда устраивались соревнования, кто дольше продержится в кругу, исполняя частушки, кто их больше знает. Называлась русская частушка по-разному: припевка, страдания, сбирушка, завлекаша, тараторка и т.д. По типу сложения выделяются следующие типы: страдания – медленные припевки на любовные темы, плясовые – веселые бесконечные шуточные попевки («Семеновна»). Русские частушки высмеивали социальные и человеческие пороки, выражали истинное настроение и мнение народа по политическим и общественным вопросам. Они не были политизированы, а, наоборот, выражали скептическое отношение ко многим «перегибам» в общественной жизни.

Жанры русской народной песни как зеркало отражают бытие народа, его менталитет и духовную суть. Вся жизнь простого человека от рождения и до самой смерти отразилась в народной песне. Тяжелая крестьянская доля, бесправное существование женщины, солдатская пожизненная тягота, каторжный беспросветный труд - всему в песнях есть место. Но сила духа русского народа проявляется в разухабистых плясовых, разбойничьих удалых песнях, острых частушках. Нежность не зачерствевшей души нашла отражение в лирических и колыбельных песнях. Бережно, с любовью собирают и по сей день любители и знатоки народной музыки эти перлы народного таланта, ведь и сейчас в глубинках российских провинций поют незаписанные народные песни, услышанные от бабушек и дедов.

 

 

Домашнее задание:

ответить письменно на вопросы по теме урока (сам вопрос не писать, только ответы в тетради под номерами 1, 2…..7)

1. Как называется исполнение народной песни в несколько голосов?

2. Что является основной областью музыкального фольклора?

3. От чего зависел характер народной песни?

4. К какому виду песен относятся родинные и крестинные песни?

5. Сколько дней на Руси отмечали свадьбу?

6. Как называется знаменитый образец старинной трудовой песни?

7. Какой вид народных песен ещё называли «завлекашей»?

Не забудьте подписать число, тему урока и списать текст, который выделен красным цветом. А потом уже ответить письменно на вопросы, подписав Домашнее задание.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: