По теме: Набор текста с элементами африканской письменности

 

Тип урока – изучения нового материала

Цели урока:

-познавательная: дать обучающимся предоставление об африканской письменности;

- воспитательная: формирование информационной культуры у обучающихся, внимательности, дисциплинированности, усидчивости;

- развивающая: развивать познавательный интерес обучающихся, навыки работы на компьютере, умение конспектировать индивидуально.

Формы работы обучающегося: индивидуальная

    В Африке сложились три очага распространения письма: восточно-африканский (египетское, мероитское, коптское, нубийское, эфиопское и сомалийское письмена), западно-африканский (письменности народов манде, ква и фульбе) и северно-африканский (письменности Карфагена, Нумидии и туарегов).

    Несмотря на то, что одна из древнейших письменностей мира, египетская, сложилась именно в Африке, она не получила здесь широкого распространения. Не утихают споры также о том, послужило ли египетское письмо основой для финикийского, и является ли Африка прародиной не только человеческой расы, но и письменности в целом. Даже если это и так, все равно следует признать, что египетское письмо было оценено и творчески переосмыслено в Азии. Если клинопись в Передней Азии распространялась радиально и с претензией на глобальность, то египетское письмо (как и большинство африканских письменностей) носило узкорегиональный характер. Влияние египетского письма распространялось только в южном направлении (причем, кроме мероитской письменности, это влияние было косвенным).

    На сегодняшний день эфиопское письмо, в форме букв которого угадывается мероитский стиль,- единственное в Африке, существующее без перерыва ок. 3000 лет. Более того, слоговая структура эфиопского письма, тяготеющая скорее к индийским системам, явление крайне необычное для Африканского континента. На базе эфиопского в 1956-58 Шейх Бакри Сапало создал силлабарий для языка оромо.

    Сомалийские письмена османийя (cusmaaniya; создано в 1920), буквы которого похожи на эфиопские, и габабурси (gadabuursi; создано в 1933) имеют алфавитный характер (что тоже редкость в Африке) и представляет как бы завершающую фазу «восточно-африканской идеи письма», импульсом к которой послужили египетские иероглифы.

    Второй очаг распространения письменности в Африке – ареал расселения народов манде и ква (А.М. Кондратов называет этот ареал «гвинейским»). Считается, что письменности здесь возникли сравнительно поздно (18-20 вв.), не без влияния арабского и латинского алфавитов. Древние государства у этих народов сложились гораздо раньше: Гана у народности манде – в 4 в., Иле-Ифе и Кету у народности ква – в 8 в. (в 18 в. йоруба создали державу Ойо, простиравшуюся от р. Нигер до границ современной Ганы). Западноафриканские письменности, как правило, имеют пиктографический, либо слоговой характер (только письмо бамум можно считать алфавитным, да и то условно).

    На некоторую исключительность Западной Африки в культурологическом плане указывает и тот факт, что нигде более на этом континенте не возникало подобной единовременной концентрации разнообразных сиcтем письма. Однако, все оригинальные письменности данного региона (за исключением, пожалуй, ваи) не стали общенациональными и быстро были забыты. Складывается впечатление, что традиция письма не характерна для народов Африки. Робкие попытки создать истинно национальное письмо, не связанное ни с арабской, ни с европейской культурой, не выдержало испытания временем.

    Л.С. Васильев указывал, что отличие древних африканских государств от азиатских состоит в том, что в Африке центры цивилизации не распространяют свое влияние на варварскую периферию, а постепенно поглощается ею.

Северно-африканские письменности в настоящий момент ограничиваются арабским письмом, которое используется в основном в арабоязычных странах. Однако, ранее 18-19 вв. южная граница распространения арабского письма проходила примерно по 10-й параллели, и обрывалась на Эфиопии. На востоке Африки арабское письмо аджами раньше применялось в Кении, Уганде, Танганьике, Занзибаре, Мадагаскаре и частично в Мозамбике и Заире (в Джибути, Сомали и на Коморских островах оно используется и сейчас).

    Аджами обслуживало берберские языки, чичева, дагомба, фулани, луганда, харари, хауса, зерма, канури, китуба, лингала, макуа, мальгашский язык, малинке, мандинка, бамбара, коранко, васулунка, кингазиджа, оромо, сомали, сонгай, суахили, тигре, кингвана, волоф, йоруба и даже африкаанс.

    Носители еврейского письма рассеяны в основном по северному побережью Африки (Марокко, Тунис, Египет) и только в Эфиопии более-менее компактно, близ оз. Тана, проживают евреи- фалаша (в 10-12 вв. государства фалаша даже доминировали в Эфиопии).

    Пуническое (новофиникийское) письмо Карфагена возможно повлияло на создание ливийских письменностей Нумидии и туарегов Сахары. Вообще, феномен письма туарегов тифинаг остается недооцененным исследователями культуры. Тем более что берберо-ливийские племена, соприкасаясь с важнейшими присахарскими цивилизациями (Египет, Канем-Борну, Гана) играли существенную роль в истории этих государств. В этой связи тифинаг представляется мне недостающим звеном в цепи, соединяющей восточно- и западноафриканскую традиции письма. Письмо туарегов, быть может, ключ к проблеме т.н. «бесписьменности» ранних африканских государств.

Говоря об африканских письменностях, в первую очередь все же подразумеваются западноафриканские, речь о которых пойдет ниже.

    К. Майнхоф выделял суданские языки (негрские языки Африки за исключением банту и нилотских). Д. Вестерман применил термин "негрские", единство которых, по его мнению, объясняется "нигритским" субстратом. Т.н. нигритские языке по современной терминологии относятся к адамауа-востчным языкам и ква.

    1. Ваи (языковая группа манде) письмо создано первым в Западной Африке, в 1883 (впервые описан Ф. Форбсом; в 1962 Комитет стандартизации Университета Либерии усовершенствовал и кодифицировал силлабарий ваи). Несколькими годами позже, в 1895 изобретено письмо бамум (бантоидная семья бенуэ-конго), или шумом.

    2. Багам (близки бамум; народ группы бамилеке, населяющих плато верховий р. Нун в Камеруне), или эгап письмо появилось в 1917, а в 1920 – алфавит басса Vah (относится к языкам кру, хотя Дж.Х. Гринберг предлагал включить в состав семьи ква; Ассоциация Bassa Vah пытается расширить использование письма до печатания газет и журналов), в 1921 изобретен менде, или коссо (народ группы манде в Сьерра-Леоне в среднем течении рр. Джонг, Сева, Моа) силлабарий. Кисими Камара, Камала (1890-1962; г. Ваама, Сьерра-Леоне) – изобретатель азбуки менде ки-ка-ку.

    3. Письмо лоома (языковая семья манде; Гвинея, Либерия) изобретено Видо Зобо из Бонекеты, у которого было видение. Бог передал ему знаки письма и велел беречь их от женщин. Как и лоома (входит в группу манде), письмо кпелле, или герзе (языковая семья манде; центральная Либерия), гола (30 букв, писали слева на право, изобретено в 1960; гола близки менде; в междуречье Сент-Пол и Мано в Либерии), масаба (бамбара), ибибио-эфик изобретены в 1930. В 1931 носителем языковой семьи ибибио-эфик (юго-восток Нигерии) разработан алфавит обери-окайме (особенность в том, что на сей раз был изобретен и искусственный язык).

    4. В подражание арабскому в 1950 появился алфавит нко, созданный Сулемайне Канте преимущественно для мандеязычных народов. В отличие от других оригинальных графических систем Западной Африки, быстро заглохших, эта продолжает развиваться параллельно латинице, а в некоторых странах (например, в Гвинее) получила статус полуофициального. Нко популярно у манде в Гвинее и Кот д'Ивуаре, а также в меньшей мере в Мали.

    5. В 1950 школьный учитель А. Таджир (Adam Tajir) создал алфавит для языка загава, который был основана на тавровых знаках, которыми в основном клеймили верблюдов.

    6. В 1956 создано письмо бете в Кот-д'Ивуар (родственны басса).

    7. В 1958 разрабатываются алфавиты для народов, говорящих на западноатлантических языках фульбе (пёль) в Мали – фула (дита), фула (ба) и Сенегале – волоф (волофал).

    8. К западно-африканскому ареалу примыкает и письменность мандомбе, созданное (в первую очередь для религиозных целей) носителем языка киконго (а также лингала и чилуба) на территории бывшего Заира. Это – одно из самых поздних изобретений (1974). Это письмо преподается в школах Конго и Анголы (для языков киконго, лингала, чилуба и суахили).

    9. Явно под влиянием эфиопской трансформативной модели относится силлабарий мвангвего, изобретенное в 1997 для языка чичева в Малави.

Есть сведения об изобретении некоего оригинального письма для языка хауса, созданного в 1998 группой исследователей лингвосоциологических проблем GOIB/7 (Groupe de Recherches et d'Etudes en Sciences Sociales Appliquees). Мало известно о силлабарии сокуя. В 1990-е выходец из Судана Малахия З. Йорк создал религию нуваубианизм, а также язык и алфавит под сильным древнеегипетским влиянием.

Мандеязычный народ бамбара имел особую грамматогоническую концепцию, согласно которой мир произошел из пустоты, наделенной движением гла. Гла породила звучащий двойник гла-гла, который в свою очередь произвел субстанцию зо-сумале (холодную ржавчину), образовавшую твердые и блестящие вещества. Между двумя гла произошел взрыв, создав мощное вещество. Вибрируя, оно спустилось на землю. Благодаря этой вибрации, возникли знаки. Они расположились на еще не созданных предметах, чтобы их обозначить. В ходе этого появился дух Йо, 22 элемента мира и 22 витка спирали. Эти витки размешали Йо – и появился звук, свет и все вокруг.

У бамбара и родственных им догон был развит институт жречества и тайных обществ (сложностью отличалась цветовая и числовая символика). Было у них и особое божество воды, письма и речи – андрогин Фаро.

У йорубов существовало предметное письмо ароко и особое гадание, посвященное божеству Ифе. При этом гадании в чашу бросались 16 косточек пальмовых плодов, каждая из которых имела свой знак и свое наименование.

Вместе с тем, в Африке попрежнему в ходу древние пиктографические системы письма:

    1. Нсибиди – развитое пиктографическое письмо, распространенное в ареале игбо и ибибио-эфик (язык ибибио-эфик бенуэ-конголезской группы нигеро-кордофанской семьи). По легенде племя эбе и уянга получили это письмо у идиоков (обезьян-бабуинов). Название этого письма возможно происходит от слов сиби (резать) или нчибби (ловкость, хитрость). Широко распространено у местных колдунов.

Считается, что нсибиди могло повлиять на графическую основу африканских алфавитов ваи, менде, бамум, лоома, бете и др.

    2. Нло – пословичное, пиктографическое письмо народа эве (языковая семья ква). Его название переводится как «писать, резать». Особенность его в том, что один знак передает целое предложение – афоризм или пословицу. (См. Триграммы). Например:
«Горшок, стоящий на трех камнях, не упадет» т.е. «в единстве – сила».
«Нить следует за иглой» т.е. «каков отец, таков и сын».
«Игла сшивает большое полотно» т.е. «великое – в малом».

    3. Адинкра – пиктографическая система письма народа ашанти, говорящие на языках акан, близки йоруба (в современной Гане).

    4. Предметное письмо народа йоруба (южная Нигерия) ароко.




Практическая работа

Набор текста с элементами африканской письменности

In my lewe hoor ek dikwels die frase: ''n Gesonde gees in 'n gesonde liggaam'. Hierdie uitdrukking word gevind in die toespraak van ouers, onderwysers, televisieaanbieders. Die waarheid van hierdie stelling is natuurlik moeilik om te betwyfel. Dit het soveel gewortel in die samelewing dat dit vir baie mense dom lyk om van die ander kant af daarna te kyk. Maar as u nog steeds 'n bietjie tyd aan redenasies spandeer, kom u onwillekeurig tot die gevolgtrekking dat, inteendeel, fisieke gesondheid afhang van die gesondheid van die geestelike komponent van 'n persoon.

Maar wat is gesondheid op sigself? Om hierdie vraag te beantwoord, moet u in ag neem dat gesondheid twee komponente insluit wat onlosmaaklik verbind is: fisies en emosioneel-sielkundig. Die eerste is die normale funksionering van alle menslike organe en stelsels. Die tweede is die afwesigheid van sielkundige afwykings en die teenwoordigheid van lewenswaardes en motiewe van gedrag.

Ongelukkig is albei hierdie elemente nie altyd ewe ontwikkel by mense nie. Maar uiteraard verdien iemand wat, slegs geestelik ontwikkel, goeie dade doen en sodoende die samelewing bevoordeel, meer respek verdien as iemand wat hoë prestasies in sport behaal, maar terselfdertyd 'n wese is met lae morele eienskappe, bevredig slegs sy primitiewe behoeftes.

Daar is baie persoonlikhede in die geskiedenis wat 'n reuse sukses op sport- of militêre gebied behaal het, en hul reis met meer as beskeie resultate begin het. Die duidelikste voorbeeld hiervan is die groot Russiese bevelvoerder A.V. Suvorov. Hy was 'n sieklike en verswakte jong man en begin sy liggaam oefen en temper. Sy hele lewe het geslaag in die stryd met homself, met sy eie tekortkominge. En gevolglik het hy nietemin sy doel bereik - hy het 'n generalissimo geword. Dit is moeilik om te dink hoe sterk hierdie gees was as hierdie persoon so 'n prestasie kon bereik.

Daarom respekteer ons sulke mense. Ons respekteer hulle omdat hulle nie opgehou het op pad na hul doel nie, al die toetse moedig geslaag het en gekry het wat hulle wou hê. Dit is 'n bevestiging dat 'n gesonde gees 'n gesonde liggaam baar.

Met inagneming van al die bogenoemde feite, het ek tot die gevolgtrekking gekom dat die bepalende belang by 'n persoon nie sy fisiese krag is nie, maar sy geestelike krag.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: