Устав железнодорожного транспорта предусматривает, что грузы, нуждающиеся в таре для предохранения их от утраты, порчи и повреждения при перевозке, должны предъявляться к перевозке в исправной таре, соответствующей государственным стандартам, а грузы, на тару и упаковку которых стандарты не установлены, — в исправной таре, обеспечивающей их полную сохранность.
Требования, предъявляемые к упаковке, зависят от вида, массы, размеров, формы, конструкции и свойств загружаемого груза. Кроме этого, требования определяются видом отправки, расстоянием перевозки, а также тем, используются ли упаковки одноразового или многоразового пользования.
Решающее значение имеет возможность объединения упаковок в транспортные пакеты. Транспортный пакет — это укрупненное грузовое место, сформированное из тарных и штучных грузов (ящиков, мешков, бочек, слитков и т.д.) с использованием различных пакетирующих средств, обеспечивающих в процессе перевозки сохранность грузов, возможность погрузки и выгрузки их с помощью механизмов, максимальное использование вагонов по вместимости и грузоподъемности. Размеры упаковок должны по возможности соответствовать размерам обменных поддонов 800x1200 мм. Загруженный поддон лишь тогда является достаточно безопасным транспортным пакетом, когда он связан с грузом таким образом (обвязка, усадочная пленка, оболочки из пластмассовых материалов и т.д.), чтобы исключалась возможность выпадения груза.
|
|
В качестве вспомогательных транспортных пакетов могут использоваться контейнеры, поддоны ящичного типа, плоские поддоны и им подобные. Здесь отдельные штучные грузы должны быть надежно закреплены.
Упаковка каждого грузового места должна отвечать дополнительным требованиям. Конструкция упаковки должна облегчать переработку таких грузов и обеспечивать безопасную погрузку (возможность штабелирования). Всякие тара и упаковка должны соответствовать общим требованиям, направленным главным образом на сохранность грузов при транспортировке.
Ящики. Речь идет о закрытых со всех сторон емкостях, изготовленных из досок, фанеры, пластмассы, металла или комбинации упаковочных материалов, например дерево и гофрированный картон. Шарниры, запоры, ручки и им подобные должны быть по возможности утоплены, нельзя, чтобы гвозди и шурупы выступали, поскольку выступающие части представляют опасность для других грузов, а также могут послужить причиной травмы работника, производящего погрузку, выгрузку или размещение груза. Стальная или пластмассовая окантовочная лента существенно повышает прочность ящиков. Тяжелые ящики должны быть снабжены снизу деревянными брусьями, что позволяет выполнять разгрузочно-погрузочные операции с помощью подъемно-транспортных средств. Усиливающие бруски должны быть смещены на дне и крышке в шахматном порядке, чтобы при штабелировании они входили во взаимозацепление и обеспечивали тем самым устойчивую погрузку.
|
|
В первую очередь ящики предназначаются в качестве упаковки для тяжелых и бьющихся грузов. Целесообразность применения ящиков зависит не только от их прочности, но и в одинаковой мере от способа размещения груза внутри ящика (укладка и амортизирующие прокладки).
Решетчатые ящики представляют собой самонесущую рамную конструкцию, состоящую из досок и брусков. Существенной особенностью решетчатого ящика являются прочные угловые соединения и диагональные распорки, которые значительно повышают жесткость. Дальнейшее повышение прочности достигается за счет окантовки стальной лентой. Решетчатые ящики должны иметь такую прочную конструкцию, которая позволяла бы их штабелирование. Тяжелые решетчатые ящики снизу должны быть снабжены деревянными брусьями — для выполнения разгрузочно-погрузочных операций с помощью подъемно-транспортных средств. Груз в решетке следует устанавливать так, чтобы он не перемещался внутри нее. Если поверхность груза полирована, эмалирована или лакирована, внутренние стенки решетки сплошь закрывают листами гофрированного многослойного картона или фанерой. Решетка должна быть прочной и не деформироваться при перемещении груза. При упаковке тяжеловесного груза на решетке краской должны быть указаны места захвата вилками автопогрузчика.
Короба картонные (гофрированные и негофрированные) могут использоваться как достаточная упаковка в том случае, если они изготовлены из прочного материала, обеспечивают сохранность перевозимых грузов, а запоры сконструированы таким образом, чтобы был исключен доступ к грузу во время перевозки. Коробки из сплошного и гофрированного картона по своим свойствам и качеству должны соответствовать массе и свойствам перевозимых грузов. Ручки и полы должны иметь такую прочность, чтобы они не повреждались при нормальной обработке грузов. Если в коробах упакован груз, не выдерживающий давления, то они должны быть снабжены прочными крышками и построены таким образом, чтобы без повреждений для грузов их можно было ставить один на другой. При решении вопроса
о пригодности к транспортировке коробок из сплошного или гофрированного картона существенными являются наличие и достаточность внутренней упаковки груза, размер и состояние коробки (первичное или повторное использование). Следует также учитывать, является ли груз самонесущим, соответствует ли способ соединения стенок и закрытия коробки нагрузкам, возникающим при транспортировке.
Груз в короб следует укладывать настолько плотно, чтобы стенки короба не продавливались. В коробе должны быть тщательно скреплены клапаны верхней крышки, и под них подложен плотный картон. Место соединения клапанов должно быть заклеено крафт-бумагой или скотчем. По торцам каждый короб может быть обтянут упаковочной лентой с замком.
Коробки из пластмассы (пенопласт и ему подобное). При использовании фасонных элементов из пенопласта и ему подобных в качестве единственной упаковки для определенных грузов следует обращать внимание на то, чтобы кромки и углы не были раскрошены и обломаны. Фасонные элементы должны быть надежно соединены.
Корзины из лучины и прутьев следует использовать достаточно прочные и плотные, чтобы исключалась возможность просыпания сыпучего или другого мелкого груза. Корзины должны иметь ручки или веревочную обвязку; обеспечивать возможность погрузки несколькими ярусами. Верхняя крышка корзины должна быть прикреплена к ней так, чтобы исключался доступ к грузу. Если в корзину погружены грузы, боящиеся надавливания, то верхняя крышка должна быть настолько прочной, чтобы выдержать давление верхних рядов груза и не давать прогиба, а в случаях, когда груз раздавливания не боится, вместо крышки корзина может быть закрыта прочной и хорошо натянутой тканью, пришитой плотно к корзине. Перевозка грузов в открытых корзинах не допускается.
|
|
Бочки могут быть изготовлены из металла, пластмассы или дерева. Винтовые затворы должны надежно закрываться, а зажимно-запорные устройства крышек бочек — фиксироваться. Пробки сливных отверстий должны быть закрыты, например, металлическими пластинами. При отправлении бочек с жидкостью, которая при перевозке может забродить, их необходимо снабжать соответствующими затворами для выпуска газов, препятствующими вытеканию жидкости. Такие затворы с внешней стороны должны иметь обращающую на себя внимание маркировку. Бочки как при транспортировке, так и при складировании следует маркировать наклейкой. Важно, чтобы обручи на деревянной бочке были плотно натянуты; днища плотно «сидели» в уторах; пробки полностью загнаны в отверстия и не выступали над поверхностью днища. На каждой бочке обязательны не менее двух обручей или двух гофрированных выступов, предохраняющих бочки от повреждения при перекатывании, а также должны быть указаны масса брутто и нетто.
Емкости из белой жести или алюминия (барабаны, сосуды, фляги). Барабаны, сосуды и фляги из жести или алюминия предназначены в первую очередь для перевозки и складирования жидких, пастообразных и порошкообразных грузов. Барабаны и сосуды должны быть снабжены герметически закрывающимися и фиксирующимися крышками. Для фиксации крышек целесообразно использовать устройства, расположенные по окружности, металлические полоски, подогнанные по профилю, самоклеющиеся ленты шириной 30 мм. Фляги должны иметь герметически закрывающиеся винтовые крышки. Крышки фляг с широкой горловиной фиксируют таким же образом, как и крышки сосудов.
|
|
Фанерные барабаны предназначены в основном для перевозки сыпучих сухих грузов. Барабаны следует использовать плотно сбитые и не имеющие на поверхности расслаивания или надлома фанеры.
Фибровый барабан имеет цилиндрическую форму в виде обечайки, состоящей из многих слоев бумаги, скрепленных между собой. Дно и крышки изготавливаются из многослойной бумаги, клееной фанеры, жести или из комбинации этих материалов. Обечайка и днища должны быть соединены с помощью металлической ленты. Крышки фиксируются с помощью зажимно-запорных устройств. Фибровые барабаны могут использоваться также для перевозки пастообразных или жидких грузов при условии пропитки внутренних стенок или применения пригодных искусственных материалов.
Пластмассовые ведра должны быть снабжены плотно сидящими и фиксирующимися крышками. Такие ведра используют для перевозки сухих или пастообразных грузов.
Стеклянные баллоны могут использоваться как достаточная упаковка только в том случае, если они обернуты эластичным легким материалом, уложены в толстостенную защитную емкость, имеющую крышки и ручки. Мягкий слой должен распределяться равномерно и иметь толщину не менее 4 см. Диаметр дна защитной бочкотары составляет не менее 50% общей высоты.
Масса одного грузового места не может превышать 75 кг. Защитная емкость должна быть снабжена наклейками.
Клетки для животных используют достаточно прочные, со сплошным полом и сконструированные таким образом, чтобы в любом случае был доступ воздуха. Расстояние между брусками решетки должно быть таким, чтобы животные не могли просунуть наружу части туловища. Двери и крышки необходимо зафиксировать от непреднамеренного открывания. Клетки должны быть такими, чтобы животным в них не было тесно, но в то же время и не слишком громоздкими.
Тканевые мешки. Мешки из текстильных тканей (джутовых, льняных и т. п.), из плотных и прочих материалов допускаются для перевозки грузов, не чувствительных к пыли, запахам и влаге. Мешки из неплотных тканей (сетевидные) не являются подходящей упаковкой перевозимых грузов и служат лишь для того, чтобы объединять определенные товары в укрупненные грузовые единицы. Их заполняют грузом под зашивку. При ручной зашивке мешка стежки должны быть настолько частыми, чтобы не было просыпания груза. Ручная зашивка производится так, чтобы по углам мешков оставались ушки. При наличии наружных пятен, могущих повредить или запачкать рядом лежащие грузы, отправитель должен об этом сделать отметку в перевозочных документах. Каждый мешок должен быть сшит с внутренней стороны; на все дыры с внутренней стороны — наложены прочные защитные заплатки. О наличии на мешках заплат или штопки в перевозочных документах делается отметка.
Бумажные и пластмассовые мешки предназначены для перевозки сухих порошкообразных и гранулированных грузов. Бумажные мешки изготавливают из не менее чем трех слоев крафт-бумаги плотностью 70 г/м, а пластмассовые — из пленки толщиной не менее 0,2 мм. Мешки для перевозки ценных грузов должны иметь дополнительные слои бумаги, которые пропитаны битумом, оклеены синтетическими материалами, или иметь утолщенную пленку.
Использование мешков для упаковки грузов, чувствительных к сжатию, или грузов, которые при незначительном повреждении мешков под влиянием воздуха или пыли могут терять свою ценность, считается нецелесообразным.
Мешки употребляют надежно закрытые, чтобы не произошло самопроизвольного их открытия.
Кипы, рулоны и пакеты используют в качестве упаковки грузов, которые могут подвергаться механическим усилиям (сжатие, удары, толчки) и загрязнению. Упаковка в кипах может быть изготовлена из комбинации материалов. Усиление упаковки достигается за счет деревянных планок. Независимо от этого кипы следует прочно обвязывать.
Упаковка из бумаги, ткани, гофрированного картона, пластмассовой пленки не может считаться достаточной. При упаковке в тюк или кипу груз нужно плотно уложить таким образом, чтобы внутри кипы он не мог перемещаться. Тюки должны быть обернуты в плотную ткань, зашиты и перевязаны цельной веревкой. В тюки не упаковывают бьющиеся предметы и хрупкие вещи.
Баллоны для перевозки газов под давлением должны отвечать требованиям котлонадзора. Каждый баллон должен быть снабжен предохранительным колпаком, навинченным таким образом, чтобы оградить вентиль от повреждений и от доступа посторонних лиц. Баллоны для каждого груза имеют предусмотренную правилами окраску и соответствующие надписи.
Бутыли упаковывают в плотные или решетчатые ящики либо в плетеные специальные корзины. Ящики, в которые уложены бутыли, должны иметь отдельные гнезда для каждой из них, изготовленные из досок, фанеры или плотного картона. Гнезда — достаточно свободные, чтобы их дно с боков и сверху можно было проложить мягким простилочным материалом. На верхнюю стенку ящика наносят трафарет «Верх, не кантовать!». Корзины должны плотно охватывать бутыли и иметь ручки для переноски. Решетки для бутылей изготовляют по размерам, точно соответствующим размерам бутыли, чтобы они не перемещались внутри.
Бидоны с толщиной стенки 0,7 мм и более перевозят без какой-либо дополнительной упаковки. Такие бидоны имеют плотную крышку, запаянную по швам, или крышку с запирающимся устройством. В местах соприкосновения крышки с корпусом бидона размещают уплотняющую прокладку из резины, асбеста или из других материалов. Бидоны должны иметь не менее двух плоских граней. Стальные бидоны, изготовленные из белой жести тоньше 0,7 мм, следует дополнительно упаковывать в решетки, корзины или плотные дощатые ящики. Бидоны, имеющие ржавчину, течь, пробоины, заткнутые деревянными пробками или тряпками, к перевозке не принимаются.
Многие виды тары можно использовать неоднократно. Тара бывает универсальная, в которую можно укладывать любую продукцию, и специализированная, предназначенная строго для определенной продукции (мешки для цемента, бутыли для кислоты и т.д.).
В соответствии с пунктом 44 Правил оказания услуг багаж принимается к перевозке без вскрытия тары или упаковки. В неисправной таре или упаковке багаж не принимается.
Коробки картонные из оргалита или древесноволокнистой плиты (ДВП) принимаются массой не более 20 кг; чемоданы, корзины, сумки, рулоны, тюки должны быть обшиты и перевязаны; сундуки и ящики — иметь железную окантовку.
Для каждого места багажа необходимы устройства (приспособления), позволяющие переносить его при погрузке, перегрузке и выгрузке. Тара или упаковка должна обеспечивать сохранность багажа, грузобагажа на все время перевозки.