Назначения и классификация тары. Требования стандартов на тару и упаковочные материалы

Устав железнодорожного транспорта предусматривает, что грузы, нуждающиеся в таре для предохранения их от утраты, порчи и по­вреждения при перевозке, должны предъявляться к перевозке в ис­правной таре, соответствующей государственным стандартам, а гру­зы, на тару и упаковку которых стандарты не установлены, — в ис­правной таре, обеспечивающей их полную сохранность.

Требования, предъявляемые к упаковке, зависят от вида, массы, размеров, формы, конструкции и свойств загружаемого груза. Кроме этого, требования определяются видом отправки, расстоянием пере­возки, а также тем, используются ли упаковки одноразового или мно­горазового пользования.

Решающее значение имеет возможность объединения упаковок в транспортные пакеты. Транспортный пакет — это укрупненное грузовое место, сформированное из тарных и штучных грузов (ящи­ков, мешков, бочек, слитков и т.д.) с использованием различных па­кетирующих средств, обеспечивающих в процессе перевозки сохран­ность грузов, возможность погрузки и выгрузки их с помощью меха­низмов, максимальное использование вагонов по вместимости и гру­зоподъемности. Размеры упаковок должны по возможности соответ­ствовать размерам обменных поддонов 800x1200 мм. Загруженный поддон лишь тогда является достаточно безопасным транспортным пакетом, когда он связан с грузом таким образом (обвязка, усадочная пленка, оболочки из пластмассовых материалов и т.д.), чтобы исклю­чалась возможность выпадения груза.

В качестве вспомогательных транспортных пакетов могут исполь­зоваться контейнеры, поддоны ящичного типа, плоские поддоны и им подобные. Здесь отдельные штучные грузы должны быть надежно за­креплены.

Упаковка каждого грузового места должна отвечать дополнитель­ным требованиям. Конструкция упаковки должна облегчать перера­ботку таких грузов и обеспечивать безопасную погрузку (возмож­ность штабелирования). Всякие тара и упаковка должны соответство­вать общим требованиям, направленным главным образом на сохран­ность грузов при транспортировке.

Ящики. Речь идет о закрытых со всех сторон емкостях, изготов­ленных из досок, фанеры, пластмассы, металла или комбинации упа­ковочных материалов, например дерево и гофрированный картон. Шарниры, запоры, ручки и им подобные должны быть по возможно­сти утоплены, нельзя, чтобы гвозди и шурупы выступали, поскольку выступающие части представляют опасность для других грузов, а также могут послужить причиной травмы работника, производящего погрузку, выгрузку или размещение груза. Стальная или пластмассо­вая окантовочная лента существенно повышает прочность ящиков. Тяжелые ящики должны быть снабжены снизу деревянными брусья­ми, что позволяет выполнять разгрузочно-погрузочные операции с помощью подъемно-транспортных средств. Усиливающие бруски должны быть смещены на дне и крышке в шахматном порядке, чтобы при штабелировании они входили во взаимозацепление и обеспечи­вали тем самым устойчивую погрузку.

В первую очередь ящики предназначаются в качестве упаковки для тяжелых и бьющихся грузов. Целесообразность применения ящи­ков зависит не только от их прочности, но и в одинаковой мере от способа размещения груза внутри ящика (укладка и амортизирующие прокладки).

Решетчатые ящики представляют собой самонесущую рамную конструкцию, состоящую из досок и брусков. Существенной особен­ностью решетчатого ящика являются прочные угловые соединения и диагональные распорки, которые значительно повышают жесткость. Дальнейшее повышение прочности достигается за счет окантовки стальной лентой. Решетчатые ящики должны иметь такую прочную конструкцию, которая позволяла бы их штабелирование. Тяжелые ре­шетчатые ящики снизу должны быть снабжены деревянными брусья­ми — для выполнения разгрузочно-погрузочных операций с помощью подъемно-транспортных средств. Груз в решетке следует устанавливать так, чтобы он не перемещался внутри нее. Если поверхность груза полирована, эмалирована или лакирована, внутренние стенки решет­ки сплошь закрывают листами гофрированного многослойного кар­тона или фанерой. Решетка должна быть прочной и не деформиро­ваться при перемещении груза. При упаковке тяжеловесного груза на решетке краской должны быть указаны места захвата вилками авто­погрузчика.

Короба картонные (гофрированные и негофрированные) могут использоваться как достаточная упаковка в том случае, если они из­готовлены из прочного материала, обеспечивают сохранность перево­зимых грузов, а запоры сконструированы таким образом, чтобы был исключен доступ к грузу во время перевозки. Коробки из сплошного и гофрированного картона по своим свойствам и качеству должны соответствовать массе и свойствам перевозимых грузов. Ручки и по­лы должны иметь такую прочность, чтобы они не повреждались при нормальной обработке грузов. Если в коробах упакован груз, не вы­держивающий давления, то они должны быть снабжены прочными крышками и построены таким образом, чтобы без повреждений для грузов их можно было ставить один на другой. При решении вопроса

о пригодности к транспортировке коробок из сплошного или гофри­рованного картона существенными являются наличие и достаточ­ность внутренней упаковки груза, размер и состояние коробки (пер­вичное или повторное использование). Следует также учитывать, яв­ляется ли груз самонесущим, соответствует ли способ соединения стенок и закрытия коробки нагрузкам, возникающим при транспор­тировке.

Груз в короб следует укладывать настолько плотно, чтобы стенки короба не продавливались. В коробе должны быть тщательно скреп­лены клапаны верхней крышки, и под них подложен плотный картон. Место соединения клапанов должно быть заклеено крафт-бумагой или скотчем. По торцам каждый короб может быть обтянут упако­вочной лентой с замком.

Коробки из пластмассы (пенопласт и ему подобное). При ис­пользовании фасонных элементов из пенопласта и ему подобных в качестве единственной упаковки для определенных грузов следует обращать внимание на то, чтобы кромки и углы не были раскроше­ны и обломаны. Фасонные элементы должны быть надежно соеди­нены.

Корзины из лучины и прутьев следует использовать достаточно прочные и плотные, чтобы исключалась возможность просыпания сыпучего или другого мелкого груза. Корзины должны иметь ручки или веревочную обвязку; обеспечивать возможность погрузки не­сколькими ярусами. Верхняя крышка корзины должна быть прикреп­лена к ней так, чтобы исключался доступ к грузу. Если в корзину по­гружены грузы, боящиеся надавливания, то верхняя крышка должна быть настолько прочной, чтобы выдержать давление верхних рядов груза и не давать прогиба, а в случаях, когда груз раздавливания не боится, вместо крышки корзина может быть закрыта прочной и хо­рошо натянутой тканью, пришитой плотно к корзине. Перевозка гру­зов в открытых корзинах не допускается.

Бочки могут быть изготовлены из металла, пластмассы или дере­ва. Винтовые затворы должны надежно закрываться, а зажимно-запорные устройства крышек бочек — фиксироваться. Пробки сливных отверстий должны быть закрыты, например, металлическими плас­тинами. При отправлении бочек с жидкостью, которая при перевозке может забродить, их необходимо снабжать соответствующими затво­рами для выпуска газов, препятствующими вытеканию жидкости. Та­кие затворы с внешней стороны должны иметь обращающую на себя внимание маркировку. Бочки как при транспортировке, так и при складировании следует маркировать наклейкой. Важно, чтобы обручи на деревянной бочке были плотно натянуты; днища плотно «сидели» в уторах; пробки полностью загнаны в отверстия и не выступали над поверхностью днища. На каждой бочке обязательны не менее двух обручей или двух гофрированных выступов, предохраняющих бочки от повреждения при перекатывании, а также должны быть указаны масса брутто и нетто.

Емкости из белой жести или алюминия (барабаны, сосуды, фляги). Барабаны, сосуды и фляги из жести или алюминия предназ­начены в первую очередь для перевозки и складирования жидких, па­стообразных и порошкообразных грузов. Барабаны и сосуды должны быть снабжены герметически закрывающимися и фиксирующимися крышками. Для фиксации крышек целесообразно использовать уст­ройства, расположенные по окружности, металлические полоски, по­догнанные по профилю, самоклеющиеся ленты шириной 30 мм. Фля­ги должны иметь герметически закрывающиеся винтовые крышки. Крышки фляг с широкой горловиной фиксируют таким же образом, как и крышки сосудов.

Фанерные барабаны предназначены в основном для перевозки сыпучих сухих грузов. Барабаны следует использовать плотно сбитые и не имеющие на поверхности расслаивания или надлома фанеры.

Фибровый барабан имеет цилиндрическую форму в виде обечай­ки, состоящей из многих слоев бумаги, скрепленных между собой. Дно и крышки изготавливаются из многослойной бумаги, клееной фанеры, жести или из комбинации этих материалов. Обечайка и дни­ща должны быть соединены с помощью металлической ленты. Крыш­ки фиксируются с помощью зажимно-запорных устройств. Фибровые барабаны могут использоваться также для перевозки пастообразных или жидких грузов при условии пропитки внутренних стенок или применения пригодных искусственных материалов.

Пластмассовые ведра должны быть снабжены плотно сидящими и фиксирующимися крышками. Такие ведра используют для перевоз­ки сухих или пастообразных грузов.

Стеклянные баллоны могут использоваться как достаточная упа­ковка только в том случае, если они обернуты эластичным легким ма­териалом, уложены в толстостенную защитную емкость, имеющую крышки и ручки. Мягкий слой должен распределяться равномерно и иметь толщину не менее 4 см. Диаметр дна защитной бочкотары со­ставляет не менее 50% общей высоты.

Масса одного грузового места не может превышать 75 кг. Защит­ная емкость должна быть снабжена наклейками.

Клетки для животных используют достаточно прочные, со сплошным полом и сконструированные таким образом, чтобы в лю­бом случае был доступ воздуха. Расстояние между брусками решетки должно быть таким, чтобы животные не могли просунуть наружу части туловища. Двери и крышки необходимо зафиксировать от не­преднамеренного открывания. Клетки должны быть такими, чтобы животным в них не было тесно, но в то же время и не слишком гро­моздкими.

Тканевые мешки. Мешки из текстильных тканей (джутовых, льняных и т. п.), из плотных и прочих материалов допускаются для перевозки грузов, не чувствительных к пыли, запахам и влаге. Меш­ки из неплотных тканей (сетевидные) не являются подходящей упа­ковкой перевозимых грузов и служат лишь для того, чтобы объеди­нять определенные товары в укрупненные грузовые единицы. Их заполняют грузом под зашивку. При ручной зашивке мешка стеж­ки должны быть настолько частыми, чтобы не было просыпания гру­за. Ручная зашивка производится так, чтобы по углам мешков остава­лись ушки. При наличии наружных пятен, могущих повредить или запачкать рядом лежащие грузы, отправитель должен об этом сделать отметку в перевозочных документах. Каждый мешок должен быть сшит с внутренней стороны; на все дыры с внутренней стороны — наложены прочные защитные заплатки. О наличии на мешках заплат или штопки в перевозочных документах делается отметка.

Бумажные и пластмассовые мешки предназначены для перевоз­ки сухих порошкообразных и гранулированных грузов. Бумажные мешки изготавливают из не менее чем трех слоев крафт-бумаги плотностью 70 г/м, а пластмассовые — из пленки толщиной не менее 0,2 мм. Мешки для перевозки ценных грузов должны иметь дополнитель­ные слои бумаги, которые пропитаны битумом, оклеены синтетичес­кими материалами, или иметь утолщенную пленку.

Использование мешков для упаковки грузов, чувствительных к сжатию, или грузов, которые при незначительном повреждении меш­ков под влиянием воздуха или пыли могут терять свою ценность, счи­тается нецелесообразным.

Мешки употребляют надежно закрытые, чтобы не произошло са­мопроизвольного их открытия.

Кипы, рулоны и пакеты используют в качестве упаковки грузов, которые могут подвергаться механическим усилиям (сжатие, удары, толчки) и загрязнению. Упаковка в кипах может быть изготовлена из комбинации материалов. Усиление упаковки достигается за счет де­ревянных планок. Независимо от этого кипы следует прочно обвязы­вать.

Упаковка из бумаги, ткани, гофрированного картона, пластмас­совой пленки не может считаться достаточной. При упаковке в тюк или кипу груз нужно плотно уложить таким образом, чтобы внутри кипы он не мог перемещаться. Тюки должны быть обернуты в плот­ную ткань, зашиты и перевязаны цельной веревкой. В тюки не упа­ковывают бьющиеся предметы и хрупкие вещи.

Баллоны для перевозки газов под давлением должны отвечать тре­бованиям котлонадзора. Каждый баллон должен быть снабжен пре­дохранительным колпаком, навинченным таким образом, чтобы огра­дить вентиль от повреждений и от доступа посторонних лиц. Балло­ны для каждого груза имеют предусмотренную правилами окраску и соответствующие надписи.

Бутыли упаковывают в плотные или решетчатые ящики либо в плетеные специальные корзины. Ящики, в которые уложены бутыли, должны иметь отдельные гнезда для каждой из них, изготовленные из досок, фанеры или плотного картона. Гнезда — достаточно сво­бодные, чтобы их дно с боков и сверху можно было проложить мяг­ким простилочным материалом. На верхнюю стенку ящика наносят трафарет «Верх, не кантовать!». Корзины должны плотно охватывать бутыли и иметь ручки для переноски. Решетки для бутылей изготов­ляют по размерам, точно соответствующим размерам бутыли, чтобы они не перемещались внутри.

Бидоны с толщиной стенки 0,7 мм и более перевозят без какой-либо дополнительной упаковки. Такие бидоны имеют плотную крыш­ку, запаянную по швам, или крышку с запирающимся устройством. В местах соприкосновения крышки с корпусом бидона размещают уп­лотняющую прокладку из резины, асбеста или из других материалов. Бидоны должны иметь не менее двух плоских граней. Стальные би­доны, изготовленные из белой жести тоньше 0,7 мм, следует допол­нительно упаковывать в решетки, корзины или плотные дощатые ящики. Бидоны, имеющие ржавчину, течь, пробоины, заткнутые де­ревянными пробками или тряпками, к перевозке не принимаются.

Многие виды тары можно использовать неоднократно. Тара быва­ет универсальная, в которую можно укладывать любую продукцию, и специализированная, предназначенная строго для определенной про­дукции (мешки для цемента, бутыли для кислоты и т.д.).

В соответствии с пунктом 44 Правил оказания услуг багаж прини­мается к перевозке без вскрытия тары или упаковки. В неисправной таре или упаковке багаж не принимается.

Коробки картонные из оргалита или древесноволокнистой плиты (ДВП) принимаются массой не более 20 кг; чемоданы, корзины, сум­ки, рулоны, тюки должны быть обшиты и перевязаны; сундуки и ящики — иметь железную окантовку.

Для каждого места багажа необходимы устройства (приспособле­ния), позволяющие переносить его при погрузке, перегрузке и выг­рузке. Тара или упаковка должна обеспечивать сохранность багажа, грузобагажа на все время перевозки.

 

 

                                              

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: