III. Закрепление изученного

Дата проведения: 8.04. 2020

Курс: 3 Группа 82 35.01 13 Тракторист машинист сельскохозяйственного производства

Тема программы: Раздел 6. Право

Тема урока: Урок 106. Права и свободы человека и гражданина.

Цель. Закрепить знание основных прав гражданина России.Помочь обучающимся осознать, что соблюдение прав человека является важнейшей ценностью гражданского общества и правового государства.Развитие самостоятельности и умения составления кратких конспектов.Развитие  навыков работы с законодательными актами, нормативными документами.Формирование  правовой культуры.Воспитание уважения к закону, уважение к правовым и социальным нормам.

Литература. Конституция РФ, глава 2.

Основные понятия и термины:

- Конституция,

- права человека,

- правовой статус человека,

- право человека,

- свобода человека.

 

Ход урока.

I. Повторение пройденного материала.

Ответить на вопросы устно:

1. Почему Конституцию принято называть законом высшей юридической силы?

2. В чём заключается высшая ценность, определённая Конституцией для государства?

3. Какие можно привести аргументы, подтверждающие, что в нашей стране созданы условия для развития рыночной экономики?

4. В чём проявляется идеологический, политический, партийный, религиозный плюрализм в нашей стране? К чему мог бы привести отказ от этого принципа?

II. Изучение материала.

ВСПОМНИТЕ

О каких правах человека и гражданина вы уже знаете? Какие права ребёнка вам известны? Что означает выражение «Права человека закреплены в законе»?

ПОДУМАЙТЕ

Может ли свобода быть абсолютной? Почему права нуждаются в защите?

Составить конспект по теоретическому материалу.

Вы уже знаете, как высоко подняла статус человека Конституция РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2). И в связи с этим закрепила обязанность государства – признавать, соблюдать и защищать его права и свободы (ст. 2).

Среди высших ценностей человеческой цивилизации права человека занимают центральное место, потому что позволяют применить «человеческое измерение» ко всем сторонам нашей жизни, общественного и индивидуального бытия – к государству, к экономической, социальной, политической, правовой и культурной сферам.

С точки зрения прав человека можно судить, например, о правовом и неправовом государстве, правовом и неправовом законе и т. д. Но самое главное – через отношение государства к правам человека можно судить о том, как обеспечивается его право на достойное существование – физическое, моральное, духовное, позволяющее чувствовать себя свободным. Защищён ли человек от нищеты, голода, бескультурья, дискриминации (лишений, ограничений) в зависимости от национальной или религиозной принадлежности, пола, языка, социального или сословного положения? Может ли рассчитывать на хорошее медицинское обслуживание? Ограждён ли от угрозы экологической деградации окружающей среды? Защищён ли от произвола бандитов, продажных (коррумпированных) государственных чиновников и работников правоохранительных органов? Такие показатели лучше любых слов и красивых заявлений политический деятелей говорят о состоянии с правами человека в той или иной стране.

Современная наука убедительно доказала, что все самые сложные государственные и правовые проблемы в конечном счёте отражаются на состоянии прав человека, а значит, на условиях его существования.

 

1. Что такое права человека. Если вы помните, при определении понятия «право» ключевым является слово «норма» («право – это совокупность норм, установленных…»). Когда речь заходит о правах человека, также имеются в виду некие законодательно закреплённые нормы. Но какие и в чём их особенность?

Можно ответить очень коротко: эти нормы выражают меру свободы человека. Или несколько шире: эти нормы в форме юридических правил выражают естественную возможность человека свободно действовать в соответствии со своими интересами, претендовать на достойные условия жизни. Такие нормы объективно необходимы каждому человеку для нормального развития личности, полноценного участия в общественной жизни.

 

2. Права и свободы человека и гражданина РФ. Эти высшие ценности демократического правового государства, как было отмечено на прошлом уроке, закреплены в главе 2 Конституции РФ. Причём каталог прав, изложенный в этой главе, отвечает самым высоким требованиям (как говорят, стандартам) международных документов по правам человека, в первую очередь рекомендациям Всеобщей декларации прав человека. Вы можете сами убедиться в этом, когда откроете текст главы 2.

Прежде всего подчеркнём, что единая система прав, закреплённая в нашей Конституции, охватывает все основные сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную и духовную.

Классификация прав.

Каталог прав человека, соответствующий этим сферам, закреплён в статьях Конституции:

гражданские (личные) права – в статьях 19-28, 45-54;

политические права и свободы – в статьях 29-33;

социальные и экономические – в статьях 36-42;

культурные – в статьях 43-44.

Классификация прав, с которой мы познакомились, широко известна в науке, хотя и не является единственной. Существует также классификация, в основе которой лежит выраженная в правах свобода человека: свобода от… свобода для…. На этой основе все права предлагается условно разделить на три группы.

В первую включают права, которые лучше всего обозначить словом ограждающие: права на жизнь, на неприкосновенность личности, жилища, на защиту чести и репутации, на тайну корреспонденции и др. Если вы вдумаетесь, то увидите, что эта группа прав, образно говоря, создаёт правовую крепость вокруг человека, защищает его от любого вмешательства в частную жизнь, в том числе со стороны государства и общества. Суть и предназначение этой группы прав состоит в том, что они обеспечивают человеку свободу от вмешательства других в его частную жизнь.

Вторая группа прав предполагает свободную активность самого человека: право на свободу творчества, право зарабатывать на жизнь свободно выбранным трудом, право участвовать в управлении государством, право на свободу собраний, право свободно получать и распространять информацию и др. Эта группа прав может быть реализована только в том случае, если человек сам активно действует, конечно, не нарушая законов. Внимательно подумав, вы и сами сможете определить, что эта группа прав обеспечивает человеку свободу для активных действий.

И третья группа прав обязывает государство и общество заботиться о человеке, создавать ему социальную (общественную) защищённость: право на охрану здоровья, на жильё, на достаточный жизненный уровень и другие права, которые принято называть социально-экономическими. Их можно ещё определить так: они выражают защищённость человека от плохой, унизительной для человеческого достоинства жизни – от безработицы, бездомности, нищеты, беспомощности, немощности и т. д.

Надеемся, вы уже осознали, что все виды прав одинаково важны. И только в своей совокупности они открывают человеку свободу выбора, возможности полноценной, разносторонней деятельности во всех сферах общественной жизни.

4. Далее логично обратиться к обязанностям г ражданина России. Сразу подчеркнём, что каталог основных обязанностей закреплён в Конституции и, следовательно, является официальным государственным требованием к поведению граждан.

Он включает следующие обязанности:

o соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15, ч. 2);

o обязательно получить основное общее образование (ст. 43, ч. 4);

o заботиться о сохранении исторического и культурного наследия (ст. 44, ч. 3);

o платить налоги и сборы (ст. 57);

o сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);

o защищать Отечество (ст. 59).

Список короткий, но, если хорошо вдуматься в эти требования, можно сделать такой вывод: перед каждым из нас стоит святая обязанность – хранить своё Отечество.

 

Основные юридические гарантии защиты прав человека закреплены в главе 2 Конституции (ст. 46-54) и отвечают общепризнанным мировым стандартам. Последовательно знакомясь с содержанием этих статей, вы поймёте главное: у вас есть гарантии защиты своих прав через суд (вплоть до обращения в Европейский Суд по правам человека); вы можете получить квалифицированную юридическую помощь; у вас есть право на возмещение государством вреда, причинённого незаконными деяниями органов государственной власти, должностными лицами.

Но любые гарантии были бы бесполезны, если бы не существовала определённая система органов защиты прав человека – механизмов защиты, как говорят юристы.

Во-первых, главным гарантом наших прав и свобод является Президент РФ (ст. 80, ч. 2). При Президенте создан Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Важнейшая задача Совета – изучать реальное состояние нашего законодательства, а также правоприменительной практики в области прав человека. На этой основе Совет готовит свои рекомендации Президенту.

Естественно, что одной из главных задач Правительства РФ также является осуществление мер по обеспечению прав и свобод граждан (ст. 114, пункт «е»).

Во-вторых, впервые в нашей истории введена должность Уполномоченного по правам человека (ст. 103, пункт «д», а также Федеральный закон «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» (1997). Его главная задача – способствовать защите нарушенных прав человека, совершенствованию нашего законодательства в области прав человека.

И в-третьих, наиболее массовый вид защиты прав человека – судебная система (подробный разговор о ней состоится на отдельном уроке). Предваряя эту тему, отметим: поскольку суд является органом государственной власти, судебная защита является одним из видов государственной защиты прав человека. При этом, если человек не удовлетворён решением районного суда (первого звена судебной системы), он может обратиться выше – вплоть до Верховного Суда РФ или Конституционного Суда РФ. А далее, если сочтёт необходимым, он может обратиться в Европейский Суд по правам человека. Это последнее звено в системе защиты.

Ситуация. В начале 2007 г. в СМИ прошла информация: Евгений Веденин (из Татарстана) получил 1 млн рублей компенсации за незаконное уголовное преследование. По ложному обвинению в убийстве он провёл в заключении 4 года. Поскольку смертная казнь в России временно приостановлена, обвиняемого приговорили к 15 годам строгого режима. Оправдали его после того, как случайно был арестован и выявлен подлинный преступник. Суд признал судебную ошибку. А если бы смертная казнь у нас не была приостановлена?

И всё-таки именно суд в конечном итоге сумел защитить права Е. Веденина.

 

 

III. Закрепление изученного

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. В чём особенности юридических норм, которые принято называть правами человека?

2. Какие стороны человеческой жизнедеятельности охватывает Всеобщая декларация прав человека и какие высшие ценности она утверждает и защищает? Почему без статьи 29 Декларация была бы лишена правового смысла?

3. Какие аргументы вы можете привести, чтобы доказать, что наша Конституция отвечает самым высоким требованиям международных стандартов по правам человека? (Приведите два-три аргумента.)

4. Какая общая идея объединяет каталог основных обязанностей, закреплённых в нашей Конституции?

5. В чём состоят основные юридические гарантии защиты прав человека, закреплённые в главе 2 Конституции РФ?

6. Какой из «механизмов защиты» прав человека считается наиболее массовым и почему?

7. Почему права ребёнка отличаются от прав взрослого человека?

8. Какой международный документ открыл «эпоху прав ребёнка»? Почему в поддержку этого документа необходимо было принять ещё один правовой документ и какой?

9. Как наше законодательство обязано было реагировать на принятие Конвенции о правах ребёнка?

Домашнее задание:

 Читать §21 «Права и свободы человека и гражданина» (с. 203-213); подготовиться к практической работе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: