ОГЭ-2020. Задание № 2
Синтаксический анализ
Лист 4. Сложное предложение
Союз служит для связи однородных членов и частей сложного предложения.
Таблица 2.11
Разряды союзов
| Разряды союзов | Словник |
| Сочинительные связывают однородные члены и части сложносочинённого предложения (ССП) | |
| • соединительные | и; да (= и); не только..., но и…; ни…, ни…; как..., так и... |
| • противительные | а; но; да (= но); зато; однако |
| • разделительные | или; либо; то…, то…; не то…, не то… |
| Разряды союзов | Словник |
| Подчинительные связывают части сложноподчинённого предложения (СПП); редко — однородные члены (день весенний, хотя и пасмурный) | |
| • изъяснительные | что, чтобы, как |
| • причины | потому что, так как, поскольку, дабы, ввиду того что |
| • цели | чтобы, для того чтобы, с тем чтобы |
| • времени | когда, лишь только, пока, едва |
| • условия | если, если бы, раз, как скоро |
| • сравнения | как, будто, словно, точно |
| • уступки | несмотря на то что, хотя, как ни |
| • следствия | вследствие того что, так что |
Составные союзы
Предлоги служат для связи слов в предложении, а составные союзы — для связи простых предложений в составе сложного.
Таблица 2.12
Различение производных предлогов и составных союзов
| Предлог | Союз |
| [ Понял (благодаря кому?) благодаря тебе ] (предлог) | [ Понял ], (благодаря тому что мне помогли) (союз в СПП) |
Союзные слова (относительные местоимения и наречия) служат для связи частей СПП. Будучи самостоятельными частями речи, союзные слова являются членами пред- ложения; присоединяют придаточные определительные и придаточные обстоятельствен- ные места и времени к главному предложению.
Таблица 2.13.
Союзные слова
| Союзные слова | Словник |
| Относительные местоимения | кто, что, какой, чей, каков, сколько, который |
| Относительные наречия | где, куда, откуда, когда, как, почему, зачем, отчего |
Таблица 2.14
| Опознавательные признаки | Приёмы проверки | Пример |
| 1. Сложносочинённое предложение (ССП) (между частями предложения — сочинительная связь) | ||
| Части предложения равноправные | Вопрос от одной части к другой поставить нельзя |
[Наступила ночь], и [вся земля забылась сном]. |
| Части предложения соединены сочинительными союзами | Наличие и, или, либо, а, но, зато, однако и др. | |
| 2. Сложноподчинённое предложение (СПП) (между частями предложения — подчинительная связь) | ||
| Есть главная и зависимая части предложения | От главного предложения можно поставить вопрос к придаточному |
( Если уж ясумел), [ то ты тем более сделаешь лучше]. |
| Части предложения соединены подчинительными союзами и союзными словами | Наличие что, чтобы, который, потому что и др. | |
| 3. Бессоюзное предложение (БСП) (между частями предложения — бессоюзная связь) | ||
| Части предложения связываются только при помощи интонации | Отсутствие союзов между частями предложения | |
| Части предложения могут быть равноправными | Наличие запятой или точки с запятой | [Душный жар внезапно сменился влажным холодом]; [ тени быстро густели ]. |
| Части предложения могут иметь главную часть и зависимую | Наличие двоеточия или тире | [ Словоотражает мысль]: (а именно) [ непонятнамысль ] — (поэтому) [ непонятно и слово ]. |
Таблица 2.15
Особенности строения сложноподчинённого предложения
| Особенность СПП | Пример |
| Придаточное может находиться после главного, перед ним, внутри него | [ Парк, (где мылюбил и гулять), был больше похож на лес ]. |
| Указательное слово всегда стоит в главном предложении | [ Ветеррвал шинель так ], (будто хотелразодрать её в клочья). |
| Союзы, союзные слова всегда находятся в придаточном предложении | [ Всёкажетс я хорошим ], (чтобыло прежде). |
Таблица 2.16
Типы придаточных предложений в сложноподчинённом предложении
| Тип придаточного | Пример |
| 1. Изъяснительные— падежные вопросы, как к дополнению | [Я хочу], (чего?) (чтобы всем было хорошо). [Он спросил], (о чём?) (хорошо ли мы готовы к экзамену). |
| 2. Определительные— Какой? — вопрос, как к определению | [Я люблю песни], (какие?) (которые слышала в детстве от мамы). [Мы вспоминаем то время], (какое?) (когда учились в школе). |
| 3. Обстоятельственные: • образа действия— Как? Каким образом? | [Надо жить так], (как?) (как завещали нам наши отцы и деды). |
| • степени— Как? В какой степени? | [Речка так сверкает], (как? в какой степени?) (что глазам больно). |
| • места— Где? Куда? Откуда? | [Мы идём туда], (куда?) (где нас ждут трудности). |
| • времени— Когда? С (до) каких пор? | [Вы многое поймёте], (когда?) (когда узнаете всю правду). |
| • условия— При каком условии? | [Жить легко], (при каком условии?) (если любишь и веришь). |
| • причины— Почему? | [Дороги наши разошлись], (почему?) (потому что каждый шёл к своей цели). |
| • цели— Зачем? Для чего? | [Я вернулся на тропинку], (для чего?) (чтобы не заблудиться). |
| • уступки— Несмотря на что? Вопреки чему? | [Ночь была светлая], (несмотря на что?) (хотя луны не было). |
| • следствия— Что стало следствием? | [Кругом было тихо-тихо], (что стало следствием этого?) (так что был слышен малейший шорох). |
| • сравнительное— Как? На что похоже? | [Я таю сам], (как?) (как тает снег). |
Внимание!
Не путайте придаточное сравнительное и сравнительный оборот: сравнительный оборот не имеет грамматической основы:
Его смех, будто весенний ручеёк, журчал радостно и задорно.
Таблица 2.17
СПП с несколькими придаточными
| Тип подчинения | Характеристика |
| Последовательное | Вопрос ставится от главного — к первому придаточному, от первого придаточного — ко второму и т. д. [ Ониверили (чему?)], (что никтон е отнимет у них свободу (какую?)), (которую они завоевали в трудной борьбе). 1 2 3 |

| Тип подчинения | Характеристика |
| Параллельное (неоднородное) | Вопросы ставятся от главного предложения к разным придаточным — разные. Вопросы могут быть и одинаковыми, если они задаются от разныхслов в главном предложении. (Если встать пораньше), [то можно увидеть (при каком условии?) (что?)], (как солнце купает свои лучи в росе). 2 1 3 |
| Однородное | Вопрос ставится от одного и того же слова в главном предложении к разным придаточным — один и тот же. [ Мыподнялись рано (когда?)], (когда солнце ещё не взошло) и (над степью клубился туман). 1 2 3 |
Таблица 2.18
[ Ониверили (чему?)], (что никтон е отнимет у них свободу
(какую?)), (которую они завоевали в трудной борьбе). 1 2 3
(Если встать пораньше), [то можно увидеть (при каком условии?) (что?)], (как солнце купает свои лучи в росе). 2 1 3
[ Мыподнялись рано (когда?)], (когда солнце ещё не взошло) и (над степью клубился туман). 1 2 3