double arrow

Виды сложных предложений


И.А. МАРТЬЯНОВА

Учебно-методические рекомендации

ПРОСТО О СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Сложное предложение

предложение с несколькими грамматическими основами.

Шел дождь унылый, вялый,

И маятник стучал (Бальм.).

В школьной программе сложное предложение определяется как “состоящее из нескольких простых”, однако лучше называть эти “простые предложения” частями ( в вузовской программе — предикативными частями) сложного предложения, так как простое предложение в составе сложного видоизменяется, приспосабливается к синтаксическому содружеству. Например, главная и придаточная части сложноподчиненного предложения “Истинное мужество в том, чтобы любить жизнь, зная о ней всю правду! “ (Довл .) не имеют смысловой и интонационной законченности. Напомним, что именно поэтому отдельные части сложного предложения не определяются по интонациии (эмоциональной окраске) и цели высказывания.

Виды сложных предложений

Традиционно, в зависимости от наличия или отсутствия средств связи, а также их характера, сложные предложения делятся на союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзные предложения.




Средствами связи в сложносочиненных предложениях выступают сочинительные союзы, а в сложноподчиненных предложениях — подчинительные союзы и союзные слова.

Сложносочиненное предложение: Всего на одно лишь мгновенье раскрылись две створки ворот, и вышло мое поколенье в свой самый последний поход (Окудж.)

Сложноподчиненное предложение: Я прожил долгую жизнь только потому, что никогда не читал рецензий на свои книги (Шкл.); Я тот, кого никто не любит (Лерм.).

Бессоюзное сложное предложение: Для меня теперь самое мертвое время: не думаю и не пишу и чувствую себя приятно глупым (Л.Т.).

Подчас бывает трудно определить, к какому типу сложного предложения относятся конкретные примеры. Имеются в виду предложения с присоединительными и пояснительными отношениями (союзы да и, да, то есть и др.), которые относят к сложносочиненным: 1) Жизнь не берегла Казакевича, да и он сам себя не берег (Пауст.); Я там чуть не умер сголода, да еще вдобавок меня хотели утопить (Лерм.); 2) Мама и поцеловала меня, то есть я позволил себя поцеловать (Дост.). А также предложения с сопоставительными отношениями (союзы если — то, тогда как, между тем как), которые представляют собой переходное явление между сложноподчиненным (по типу союза) и сложносочиненным (вследствие грамматического равноправия частей) предложениями: Если женские слезы возбуждают сожаление; то мужские производят неприятное и жуткое чувство... (М.-С.); Дед всячески старается унизить его (Клима. — Сост.), тогда как все другие взрослые заботливо возвышают (Горьк.). Предложения, обе части которых находятся в отношении взаимоподчинения, относятся к сложноподчиненным: Едва мы отъехали, как повалил снег (Лерм).



Для разбора предлагается, как правило, сложноподчиненное предложение или сложное предложение с разными видами связи (с подчинением, сочинением или бессоюзием), что, конечно, не исключает возможности разбора простого осложненного предложения, а также бессоюзного сложного или сложносочиненного предложений. Приведем планы разбора и прокомментируем их отдельные пункты.

План разбора сложноподчиненного предложения

1.По интонации (восклицательное/невосклицательное).

2.По цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

3. Сложноподчиненное предложение, состоит из ... глав. и ... придаточных частей.

4. Типы придаточных, их место в сложном предложении.

5. Характер подчинения, если в предложении более одной придаточной части, (последовательное, однородное, неоднородное).

6. Характер средств связи (союзы, союзы-частицы, союзные слова).

Определяя типы придаточных, можно ориентироваться на разные классификации сложноподчиненных предложений, существующие в школьной программе. Давно уже стала традиционной классификация, в которой выделяются предложения с придаточными

определительными (отвечающими на вопросы какой?, который?, чей?): Самолюбие — архимедов рычаг, которым землюможно с места сдвинуть (Тург.); По лицею разнеслась весть, что приедет Державин (Ю.Т.); Семья. где не читают книг, — семья. духовно неполноценная (Павл.); Я представить не могу положения, чтобы когда-нибудь было нечего делать (Дост.);



изъяснительными (отвечающими на падежные вопросы кто?, что? и др.): Порицать, бранить имеет право только тот, кто любит (Тург.); Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее (Гог.); Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть (Чех.);

обстоятельственными:

Куда дерево клонилось, туда и повалилось — места (где?, куда?, откуда?);

Когда пронзительнее свиста, я слышу английский язык — я вижу Оливера Твиста над кипами конторских книг (Манд.) — времени ( когда?, как долго?, с каких пор?, до каких пор?);

Если с человека не потребовать многого. то от него и не получишь многого (Мак.) — условия (при каком условии?);

Я надела узкую юбку, чтоб казаться еще стройней (Ахм.) — цели (зачем?, для чего?, с какой целью?);

Она, эта строчка, не столько вырывается из, сколько отрывается от контекста, потому что это сказано именно голосом души... (И.Б.) — причины (почему?, отчего?);

Воспитанные люди уважают человеческую личность, потому они всегда снисходительны, мягки, уступчивы — следствия (что из этого следует?);

Сколько б другой мне ни выдумал пыток, верной ему не была (Ахм.) — уступительное (вопреки чему?, несмотря на что?); Вы опять. злой человек, не заехали ко мне. Хотя это так легко было сделать. Толстой

Декабристское движение прошло над Россией, как будто прошлись магнитом и подобрали все железное (Шкл.) — сравнительное (как?);

Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих (Дост.) — степени (в какой степени?);

Как аукнется, так и откликнется — образа действия (как?, каким образом?);

присоединительными: Ямщику вздумалось ехать рекою, что должно было сократить нам путь (П.).

В школьном учебнике В.В. Бабайцевой и Л.Д. Чесноковой присутствует другая классификация придаточных предложений (придаточные подлежащные, сказуемные, дополнительные, определительные и обстоятельственные разных типов), которые определяются по вопросу и по соотношению с членами простого предложения: Кто хочет, тот добьется (подлежащное); Человек таков, каково его представление о счастье (Сухомл.) — сказуемное; Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом (Рад.) — обстоятельственное, условно-временное, и т.д.

Оба подхода предполагают, что в значении придаточных могут появляться дополнительные оттенки, например, в значении придаточных времени — условный оттенок, что особенно очевидно при использовании союза когда — то, синонимичного союзу если — то: Мы,когда любим, то не перестаем задавать себе вопросы: честно это или нечестно, умно или глупо (Чех.). Возможен и уступительный оттенок: Я слишком сама любила смеяться,когда нельзя! (Цв.)

Следует различать предложения со сравнительным оборотом, являющимся обособленным обстоятельством сравнения: Власть отвратительна, как руки брадобрея (Манд.), и сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными: Как плуги брошены, ржавеют якоря (Манд.) — двусоставными или односоставными предложениями, имеющими грамматическую основу (в данном случае подлежащее плуги и составное именное сказуемое с опущенной связкой брошены). Сравнительные придаточные, как и сравнительные обороты, могут присоединяться разными союзами (как, как будто, будто, точно, словно): Декабристское движение прошло над Россией,как будто прошлись магнитом и подобрали все железное (Шкл.); Улицы были пусты,точно все вымерли (Сераф.).

Нередко встает вопрос: как определить придаточное в предложениях типа “Чем глубже в лес, тем больше дров”? Вопрос вполне оправданный, потому что он является спорным и в синтаксической теории. Школьник может определить это придаточное как условное с союзом чем — тем (заметим, что в некоторых пособиях подобные придаточные рассматриваются как сравнительные).

Встречаются и трудные случаи определения причинных придаточных: Сперва я, должно быть, выражался довольно неясно, потому что она долго меня не понимала (Л. Т.); Должно быть, кто-нибудь остался ночевать, потому что Петр Дмитрич к кому-то обращался и громко говорил (Чех.). Трудность заключается в том, что о причине сообщается не в придаточной части, а в главной. В синтаксической теории такие предложения выделяются в особый подтип и называются придаточными причинного обоснования.

В традиционной классификации сложноподчиненных предложений есть такие, о которых часто забывают абитуриенты и школьники, — это предложения, к придаточным которых нельзя поставить вопрос : Катенька вспыхнула до ушей и потупилась, что привело Кенина в восторг (М.-С.). Они называются присоединительными (встречаются и другие термины — подчинительно-присоединительные, относительно-распространи-тельные), средством связи в них обычно выступает союзное слово что. Не меньшие сложности вызывает и определение предложений с придаточными степени, в значении которых присутствует оттенок следствия: Ему (Левину. — Сост.) так понравилась эта работа, что он раз пять принимался косить (Л.Т.).







Сейчас читают про: