Простое осложнённое предложение

ОГЭ-2020. Задание № 2

Синтаксический анализ

Лист 3. Виды осложнений простого предложения

Таблица 2.8

Виды осложнений простого предложения

Вид осложнения Определение понятия Пример
Однородные члены предложения — это члены предложения, которые относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и являются одним и тем же членом предложения. Подростки любят занимательные книги: фэнтези, приключения, фантастику, детективы.
Обособленные определения — это слова и выражения, отвечающие на вопросы «Какой?», «Чей?», выделяемые в речи интонацией, а на письме знаками препинания; обычно выражаются рядом одиночных прилагательных / причастий; причастными оборотами / прилагательными с зависимыми словами. Солнце, выглянувшее из-за туч, осветило степь. На столе, серебряном от лунного света, слабо светилось письмо.
Обособленные приложения — это определения, выделяемые в речи паузами и интонацией, а на письме запятыми, выражаются обычно одиночным именем существительным, рядом одиночных существительных или существительным с зависимыми словами. Лоцман, бравый старик, ждал нас у причала. Задира и непоседа, Васечкин опять попал в неприятную ситуацию. Как учёный, Павлов сделал много открытий.
Обособленные дополнения — это выделенные интонационно и пунктуационно падежные формы имён существительных с предлогами (кроме, вместо, помимо, сверх, за исключением, наряду с и др.), имеющие значение включения, исключения, замещения. Я ничего не мог различить, кроме мутного кручения метели (А. С. Пушкин).
Обособленные обстоятельства — это выделенные интонационно и на письме одиночные и распространённые обстоятельства, выраженные, как правило, деепричастиями, деепричастными оборотами и существительными с предлогами. Спустившись в долину, туристы разбили палатки. Несмотря на опасность, альпинист оставался спокойным.
Уточняющие члены предложения — это члены предложения, отвечающие на тот же вопрос, что и уточняемый член предложения; обычно сужают объём понятия. Уточняющими могут быть любые члены предложения. Туристы направились в глубь горного массива, в узкое скалистое ущелье.  
Вводные конструкции — это слова / словосочетания / предложения, грамматически не связанные с предложением, не являющиеся его членами, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к содержанию / порядку высказывания. К счастью, мы успели на поезд. Сегодня, по сообщению синоптиков, будет дождь.
Обращения — это слова / словосочетания, которые называют того, к кому / чему обращаются с речью; имеют форму именительного падежа, произносятся со звательной интонацией; не являются членами предложения Опервыйландыш, из - под снега ты просишь солнечных лучей!

Таблица 2.9

Группы вводных слов по значению

 

Значение Словник
1. Уверенность Конечно, бесспорно, разумеется, несомненно, я уверен...
2. Неуверенность Кажется, может быть, я думаю, наверное, по-видимому, очевидно, возможно...
3. Выражение чувств К счастью, к сожалению, к стыду, к удивлению, к досаде...
4. Привлечение внимания Пожалуйста, извините, поверьте, послушайте, поймите...
5. Источник сообщения По-моему, по словам..., по мнению..., по сообщению..., как известно...
6. Последовательность изложения мысли Во-первых, следовательно, итак, значит, словом, таким образом...

 

Опознавательные признаки

1. Вводные слова не являются членами предложения (ни от них, ни к ним в предло- жении нельзя поставить вопрос).

2. Вводные слова взаимозаменяемы (кажется = видимо = наверное...).

3. Вводные слова можно опустить — смысл предложения не изменится: Он, кажется, устал. — Он устал.

Таблица 2.10

 

Не являются вводными словами

Будто бы, вдруг, ведь, вряд ли, всё равно, всё же, всё-таки, даже, едва ли, иногда, наверняка, неужели, как будто, к тому же, между тем, особенно, по решению…, по-прежнему, притом, тем не менее, якобы…

 

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ

Простое осложнённое предложение

23
Найдите в предложении однородные члены и объясните свой выбор. Заполните пропуски в образце ответа.

 

1. На столе лежали карандаши, листы бумаги и книги.

Ответ. В этом предложении есть однородные члены (          ,                  ,

                 ), они отвечают на один и тот же вопрос (            ?), являются одним и тем же членом предложения (                             ), относятся к одному и тому же слову (                     ).

2. На даче мы купались на речке, гуляли по лесу, собирали ягоды.

Ответ. В этом предложении есть однородные члены (          ,                  ,

                 ), они отвечают на один и тот же вопрос (          ?), являются одним и тем же членом предложения (                           ), относятся к одному и тому же слову (                     ).

3. На земле лежали листья разных цветов и оттенков: жёлтые, багряные, зеленовато- золотистые и даже лиловые.

Ответ. В этом предложении есть однородные члены (          ,                  ,

                 ), они отвечают на один и тот же вопрос (            ?), являются одним и тем же членом предложения (                             ), относятся к одному и тому же слову (                     ).

4. Степан мастерски владел топором, рубанком, стамеской.

Ответ. В этом предложении есть однородные члены (          ,                  ,

                 ), они отвечают на один и тот же вопрос (            ?), являются одним и тем же членом предложения (                             ), относятся к одному и тому же слову (                     ).

5. Он за год побывал в Риме, в Париже, в Праге.

Ответ. В этом предложении есть однородные члены (          ,                  ,

                 ), они отвечают на один и тот же вопрос (            ?), являются одним и тем же членом предложения (                             ), относятся к одному и тому же слову (                     ).

 

24
Выпишите из предложения однородные члены.

 

1. Я заплатил за тетрадь, положил её в портфель и унёс домой.

Ответ:                                                                                                                               

2. Мы дружно вспоминали то нашу первую встречу, то поездку в Ясную Поляну, то рыбалку на озере.

Ответ:                                                                                                                               

3. Он работал над книгой старательно, вдумчиво, как будто надеялся найти там ответы на все свои вопросы.

Ответ:                                                                                                                               

4. И дети, и взрослые любили этот странный парк, похожий на дикий лес.

Ответ:                                                                                                                               

5. Мы изучили его весёлый, жизнерадостный, но очень переменчивый характер. Ответ:                                                                                                                               

 

25
Определите, в каком из двух предложений в каждой паре предложений есть однородные члены. Обведите букву, которой обозначено это предложение.

 

1. А) Свежо запахло травой на лугу после дождя.

Б) Солнце дремлет в небе, то выглянет из-за облаков, то снова спрячется.

2. А) Столетние сосны гордо стояли вдоль дороги и отражали золотистой корой солнечный свет.

Б) Этого совершенно достаточно, чтоб у Тёмы явилось непреодолимое желание привести в исполнение свой план.

3. А) Тёма дрожащими руками отвязывает повод.

Б) Все вокруг было чисто-белое, сияющее на солнце, удивительно праздничное.

4. А) Поздним ноябрьским вечером Пётр Петрович вернулся из командировки.

Б) Но от этого звука лошадь пугается, фыркает, задирает голову и не хочет выходить из низких дверей конюшни.

5. А) Я никак не решался привести в исполнение свой тщательно продуманный,  но слишком дерзкий план.

Б) Сквозь чёрный пепел пожарищ пробивается лишь редкая крапива.

6. А) Через оконца в туче на равнину полились золотистые, ярко-красные и изумрудные полосы света.

Б) Невозможно было дотронуться до краёв брички, раскалившихся от солнца.

7. А) Я вытащил весло, а Серёжка достал второе.

Б) Для него не существовало ни отдыха, ни сна, ни развлечений.

8. А) Весть о приезде Михаила, будто молния, облетела весь посёлок. Б) Серёжка не то советовался, не то протестовал.

9. А) Гость устало опустился на диван, положил рядом сумку и закрыл глаза.

Б) Со всех сторон слышались крики одобрения, но у меня они вызывали только досаду.

10. А) Пассажирский поезд остановился у маленькой степной станции, обдуваемой со всех сторон горячими ветрами.

Б) Надо было торопиться, чтобы ни Серёжа, ни Нина не успели прочитать моё письмо.

11. А) Я сел на корточки, потом лёг на плиту и стал сползать вниз, обдирая живот о шершавый бетон.

Б) Морская прогулка немного развлекла нас, но до конца мы так и не помирились.

 

26
Заполните таблицу: к каждой схеме предложения с однородными членами подберите соответствующее предложение из приведённых ниже и запишите его номер.

 

Схема Номер предложения
О да (= и) О  
О, О и О О и О  
или О, или О  
и О, и О, и О  
не только О, но и О  
О, да (= но) О  
то О, то О  
не то О, не то О  
ни О, ни О, ни О  
О и О, О и О, О и О  

 

1) Вдали виднелась не то наблюдательная вышка, не то высокая сосна.

2) В движении облаков, воды и рыбьих стай чувствовалась красота и сила жизни.

3) Ковалёв не только усердно занимался спортом, но и увлечённо изучал античную философию.

4) Уже в детстве явно проявились и его неиссякаемая любознательность, и целеустремлённость, и твёрдая воля.

5) Он не боялся ни темноты, ни диких зверей, ни одиночества.

6) Целыми днями Иван то бесцельно слонялся по двору, то сидел на лавке возле сарая.

7) Лишь старики да малые дети оставались в это время дома.

8) Григорий, из-за болезни оставленный в лагере, или собирал ягоды вдоль оврага, или удочкой ловил рыбу.

9) Радость и печаль, удачи и невзгоды, праздники и будни он переживал с одинаковым равнодушием.

10) Мы хотели весь путь до озера пройти за день, да не смогли.

 

27
Выпишите номера предложений, в которых есть однородные члены предложения.

 

1) Офицер подошёл к лошади, подтянул поводья и весело потрепал её по крепкой атласной шее.

2) Разведчики умели не только бесшумно передвигаться, они умели метко стрелять, они хорошо читали карту, и они прекрасно ориентировались по компасу.

3) Никто не мог понять, куда уходил Стёпа каждое утро, где проводил он долгие часы до вечера, но на все наши расспросы он отвечал загадочной улыбкой.

4) Самые нелепые мысли приходили мне в голову, но я старался сохранять спокойствие.

5) Наконец мы показали Тине Львовне газету, в которой была напечатана статья о перестройке школьных программ и о связи школы с жизнью.

6) Олег прислушивался, сдерживал своё дыхание, но слышал только толчки своего сердца.

7) Собранные растения перед сушкой следует перебрать, отсортировать, очистить от земли, а также от посторонних примесей, затем разложить их на подстилке и просушить в хорошо проветриваемом месте.

8) Казалось, что гора плавает в чёрно-голубом облаке, отливающем розовыми бликами.

9) Около платформы, мелко переступая ногами, паслась стреноженная лошадь.

10) Мы бегали друг за другом, ныряли, делали стойки под водой и, сносимые течением, падали на спину.

Ответ:                                               

 

 

28
Прочитайте фрагмент текста. Выпишите номер(-а) предложения (предложений) с однородными членами.

 

1. (1)Я, лёжа на песке, смотрел, как из нашего берега, который широкими ступенями сходил к воде, вылетали ласточки. (2)Рядом с нами в смешанном леске, будто человек, вызывающий другого человека на тайную встречу, тихо посвистывала какая-то птичка. (3)Запахи сухого, будто пыльного, валежника, и мокрого тальника, лежащего кучами на берегу, и чёрной смородины, и татарского лука с сиреневыми цветочками, и душный запах песка, и свежий запах реки — всё это улавливалось моими ноздрями, и в душе рождалось необычайное чувство счастья.

Ответ:                                               

2. (1)Незаметно пролетело время, солнце стало опускаться за лес. (2)У нас уже засосало под ложечкой. (3)Мы быстро разожгли костёр и, проткнув мои котлеты тонкой палкой, стали их подогревать над огнём, как на вертеле. (4)Лёшка вытащил из авоськи свои бутерброды и варёную курицу, завёрнутую в бумагу. (5) Но Владимир Сергеевич, который, видимо, всерьёз взялся за наше воспитание, порекомендовал оставить этот пищезапас на аварийный случай.

Ответ:                                               

3. (1)Владимир Сергеевич собрал в реке ворох стрелолиста и испёк в золе маленькие клубни, сорванные с корневищ. (2)Потом он угостил нас корнями лопуха, и эти корни оказались ничуть не хуже сырой морковки. (3)Наш наставник черпнул какой-то консервной банкой воду из реки, в эту банку он для дезинфекции бросил два кристаллика марганцовки и поставил чайник на костёр. (4)Ни чашек, ни ложек у нас не было, и поэтому, когда вода вскипела, чай мы по очереди сосали с помощью трубочек, сделанных из бузины.

Ответ:                                               

4. (1) Нам пора уже было думать о ночлеге, но расставаться с рекой мы не хотели. (2)Я нашёл в воде большую замшелую раковину с дюжиной налипших на неё ракушек и подумал, что это её «дети». (3)Когда-то оторвутся они от своей матери, и начнётся у них самостоятельная жизнь. (4)Я взял нашу консервную банку-

«чайник», вложил в неё раковину и, полузасыпав её песком, поставил в воду. Ответ:                                                            

5. (1)В этот день я прибежал в школу раньше обычного. (2)В портфеле у меня лежало заявление о том, что я ухожу в отставку с высокого поста вожатого, поскольку это мешает моей личной жизни. (3)И действительно, эти первоклассники одолели меня окончательно. (4)Они мне не дают ни вздохнуть, ни охнуть. (5)Вчера, например, притащился Толя. (6)Лицо серьёзное, глаза жалостные.

Ответ:                                               

6. (1)А Сашка, когда узнал о нашей прогулке, покрылся страшной бледностью мертвеца. (2)Эта бледность так долго держалась у него на лице, что я испугался за его здоровье. Вот ревнивец! (4)Но я открытый человек, я не стал скрывать от Сашки свои истинные намерения, а предложил ему начать генеральную битву  за Настю. (5)Мы решили оба за ней ухаживать под покровом полнейшей тайны —

это было непременное Сашкино условие, — пока она не полюбит кого-нибудь из нас. (6)Побеждённый гордо удалится.

Ответ:                                               

7. (1)Когда мы дошли до поляны, внезапно мы услышали неподалёку от нас какие-то звуки. (2)Они походили то на плач ребёнка, то на гортанные человеческие вскрики. (3)Потом где-то за шалашом ясно хрустнула ветка и послышался шорох. (4)Вздрогнув, Зойка прижалась к моему плечу. (5)У меня отчаянно заколотилось сердце, а Лёшка втянул голову в плечи и замер.

Ответ:                                               

 

8. (1) Мы стояли с Катей возле дома, накрытого тенью от разросшихся лип, и тихо разговаривали. (2)Она сказала, что её новые друзья всё время её зовут по вечерам танцевать к ним на веранду, а ей не хочется туда ходить. (3)Эти ребята какие-то бестолковые лбы: книжек не читают, ничем не интересуются. (4)Когда они узнали от Кати, что мы в лесу построили шалаш, то сказали, что сожгут наше жилище. (5)Услышав это, я не удержался, чтобы не хмыкнуть.

Ответ:                                               

 

9. (1)Наутро мы с Лёшкой с восторгом рассматривали всё хозяйство, которое было привезено из Москвы. (2)Оказывается, Владимир Сергеевич, познакомив наших мам со своим геологическим дипломом, сумел убедить их в том, что дети в шалаше отдыхают великолепно, и единственное, что им нужно, — это продукты. (3)И тут уж мамы, услышав эти убедительные слова, постарались на славу! (4)Они снабдили Владимира Сергеевича не только продуктами, но и огромной кастрюлей и двумя одеялами с подушкой. (5)В один из рюкзаков были воткнуты короткая сапёрная лопатка и топорик — вещи, прямо скажем, необходимые для любого туриста.

Ответ:                                               

 

10. (1)Осторожно тоненькой палочкой мы стали разгребать глиноподобную золу, и вскоре под толстым пластом на конце обгоревшего сучка мы обнаружили маленький розовый огонёчек. (2)Под нашими губами он то ярко разгорался, то мерк и никак не хотел переходить на сухой мох, найденный в шалаше. (3)Мы с трепетом смотрели на огонёк, и наши сердца замирали, когда он потихоньку начинал покрываться матовым налётом.

(4)Наконец микроскопическая искорка, налившись малиновым цветом, поползла по одной из ниточек мха и перескочила на соседнюю.

Ответ:                                               

 

11. (1)Нам захотелось посмотреть на незнакомых пришельцев, и мы решили подобраться к шалашу незаметно. (2)Первое, что мы увидели сквозь кусты, — это наш стол. (3)На нём на развёрнутых бумажках лежали колбаса, плавленый сыр, яйца, открытая банка шпрот.

— (4) Мама! — закричал я и бросился к маме, которая на четвереньках вылезала из шалаша, следом за ней показалась и Тина Львовна. (5) Обе мамы горячо поцеловали меня, а увидев Владимира Сергеевича, протянули ему руки.

Ответ:                                               

29
В предложении найдите и подчеркните обособленное определение или приложение.

 

1. Саша, привлечённый шумом, выглянул из окна.

2. К вечеру мы, уставшие и раздосадованные, вернулись домой.

3. Мне попалась тропинка, заросшая низкой и густой травой.

4. Чёрная туча, казалось, легла своей тушей на лес и придавила верхушки деревьев, согнувшихся под её тяжестью.

5. И действительно, через полчаса начался дождь, долгий и нудный.

6. Серёжка, мой приятель, согласился передать письмо маме.

7. Я, озадаченный новой заботой, долго смотрел на погасший костёр.

8. Друзья, продрогшие и усталые, набросились на сваренный мною обед, не обращая внимания на горький запах гари.

 

30
Определите, в каком из двух предложений в каждой паре предложений есть обособленные определения. Обведите букву, которой обозначено это предложение.

 

1. А) Терпеть не мог он, когда кто-нибудь так легко во все стороны раскидывал свои

«извините» и «простите».

Б) Это было грозное на вид оружие, слегка похожее на пушку.

2. А) Голубятники узнали, у кого спрятана катапульта, и просили отдать обратно.

Б) Такое чувство, наверно, испытывает учёный, находящийся на пороге великого открытия.

3. А) На её плоских железных спинках, выкрашенных голубой краской, — две замечательные овальные картинки.

Б) Нить стремительно вытягивалась в  спираль,  уходила  вверх,  вслед  за тряпичным снарядом.

4. А) Я начинаю натягивать чулки, которые вечно норовят вывернуться кверху пяткой.

Б) Томик, подаренный мне, назывался «Чудо-сказки», а другой, подаренный брату, — «Волшебные сказки».

5. А) Мне и вправду не исполнилось тогда и семи лет, знания же, требовавшиеся для поступления в приготовительный класс, соответствовали приблизительно знаниям окончившего второй класс теперешней школы.

Б) Научившись предварительно решать задачки попроще, мы без особенного труда разобрались и в сложных задачках.

6. А) Это был первый крепкий щелчок, полученный мной от жизни, заставивший меня поверить, что я в каком-то смысле человек исключительный.

Б) За окнами на ярком солнышке мельтешат своими серебристыми листочками берёзы, порхают бабочки, жужжат суетливые мухи разных пород и калибров, плавно проносятся деловитые пчёлы.

7. А) Чистенькие, аккуратненькие маргаритки как маленькие примерные девочки: стоят на своих тонких ножках и, склонив набок головки, о чём-то секретничают между собой.

Б) Ходить в булочную было страшно, так как у её двери постоянно дежурил преогромнейший, ростом с телёнка, рыжий лохматый пёс с толстым, как полено, хвостом и страшной, свирепой мордой, представлявшей собой нечто среднее между мордой дикой свиньи и пятнистой гиены.

8. А) Стёпка с разбегу налетел на калитку и тут же отскочил от неё, как футбольный мяч, попавший в штангу ворот.

Б) Хоть и жили мы в городе тыловом, хоть мама с бабушкой и надсаживались изо всех сил, не давая мне голодать, чувство несытости навещало по многу раз в день.

 

31
Выпишите номера предложений, в которых есть обособленное определение.

 

1) Как бы в подтверждение слов Борецкого, первый солнечный луч скользнул по богато убранному столу, ярко загоревшись в алмазах, которыми был осыпан кубок гостя.

2) Но посол не обратил внимания на насмешливый тон хозяина: он был увлечён своими мыслями.

3) Он не прочь был использовать в этих целях своих западных соседей, однако всегда относился к ним с большой осторожностью, видя в лице католической церкви непримиримого врага.

4) После бессонной ночи, проведённой в большом напряжении, Шоневальду смертельно захотелось спать; утро давно наступило.

5) Когда они вышли на каменное крылечко с колоннами и лепными украшениями, посол, глянув на проснувшийся город, весело улыбнулся.

6) Гость и хозяин поднялись по крутой каменной лестнице, прошли несколько богато убранных комнат, опять вышли на такую же лестницу с другой стороны дома и спустились вниз.

7) Борецкий остановился перед тяжёлой дверью, окованной железом, и снял висевший на стене фонарь.

8) Под лучами яркого летнего солнца туман, только что застилавший всё вокруг, постепенно таял.

9) Хлопнула где-то дверь, послышался громкий разговор, скрип колодезных воZротов, по деревянной мостовой зашаркали ноги прохожих.

10) Дольше всего туман держался над рекой; сквозь него лишь угадывались смутные очертания мостов, соединявших большой город.

11) Из многочисленных церквей, разбросанных каменными островками в большом деревянном городе, по узким, кривым уличкам растекались толпы богомольцев.

12) Прошлым летом полые воды затопили город, снесли восемь перегородей у Великого моста через Волхов, затопили дома, церкви, монастыри.

13) Он вспомнил гулкие ступени пустых школьных лестниц, перевёрнутые парты у стен, тяжёлые шаги маляров, таскавших стремянки по забрызганным известковыми звёздами коридорам, и пыльные окна класса.

14) Пистолеты эти годились не только для игры в войну, но и для театральных представлений.

15) А море всё неслось и неслось мимо нас, плоское и взволнованное, простираясь до самого горизонта, покрытого тучами, из которых уже высунулся и опускался крутящийся хобот, а из воды навстречу ему поднимался другой вертящийся хобот.

 

Ответ:                                               

 

 

32
В предложении подчеркните обособленное обстоятельство.

 

1 Качнувшись, Серёжка едва не упал с лодки.

2. Борька, уже не сдерживаясь, громко заплакал.

3. Но, мечтая о высоком, он не забывал и о хлебе насущном.

4. Генка шёл по улице и, насвистывая что-то весёлое, глядел на соседний дом.

5. Мальчики тут же прыгнули с моста в воду и, отчаянно работая руками и подбадривая криками друг друга, поплыли к берегу.

6. Лесник опустился на поваленную сосну, устало выпуская воздух через обветренные губы.

7. Артисты, кланяясь и приветливо взмахивая руками, вышли на сцену.

8. Лодка помчалась, бесшумно и легко вертясь среди судов.

33
Определите, в каком из двух предложений в каждой паре предложений есть обособленные обстоятельства. Обведите букву, которой обозначено это предложение.

 

1. А) Дядя Ваня произносил имена, которые до сих пор волнуют меня и вызывают в воображении образы не то каких-то русских добрых молодцев, не то римских гладиаторов.

Б) Старик двигался медленно, боясь оступиться на выщербленном лошадиными копытами настиле.

2. А) Лавки, прилипшие плотными рядами к перилам, пустовали.

Б) Цирк разражался аплодисментами, которые долго ещё летали под куполом, в гулком пространстве над галёркой, напоминая крики потревоженных галок: «кай! кай! кай!…»

3. А) Под его горячими лучами стали испаряться капли утренней росы на свежей зелени вётел, высаженных по обочинам бревенчатой мостовой, на траве, буйно разросшейся возле домов и по дворищам у церквей.

Б) До сих пор, повторяя про себя эти волшебные слова моего отрочества, я испытываю некоторое волнение, даже наслаждение.

4. А) С наслаждением вдыхая утренний свежий воздух, пахнувший дымом домашнего очага, Амосов пробирался по узким улицам ремесленников.

Б) Ни папа, ни тётя не разделяли моего увлечения борьбой, которую считали низменным, недостойным интеллигентного человека зрелищем, вульгарным балаганом.

5. А) Но уж таков был ритуал, и это искусственное затягивание времени и подогревание общего настроения публики придавали зрелищу особую остроту.

Б) Поднявшись по дубовому резному крыльцу, он постучался в тяжёлую, обитую железом дверь.

6. А) Поздоровавшись со всеми, Амосов подсел поближе к хозяину, освободившему местечко для почётного гостя.

Б) Почти у всех мальчиков и девочек в ранцах и карманах лежали бильбоке1, и в каждую свободную минуту их извлекали на свет божий, и раздавались звонкие деревянные щелчки шариков.

7. А) Девочка посмотрела на меня прозрачными лисьими глазками и захохотала.

Б) Не теряя времени, я начал играть с Лимончиком и возить его за клеёнчатую узду по комнатам, но именно тут-то и наступило время ехать на вокзал.

8. А) На его ногах я увидел металлические роликовые коньки, прочно прикреплённые к ботинкам ремешками с блестящими пряжками.

Б) Иной оставался стоять на месте и, скульптурно надув грудные мышцы, ограничивался лишь тем, что коротко наклонял стриженную под нуль, как у солдата, голову с изуродованными, мясистыми ушами.

9. А) Поддавшись общему сумасшествию, мы с Борей на последние копейки покупали открытки с портретами чемпионов и выслеживали Чёрную маску.

Б) Всюду, где только были асфальтовые тротуары, с шумом и лязгом проносились мальчики и девочки, упоённые возможностью кататься на коньках летом по городу.

10. А) Ещё только лужи стали по ночам замерзать и утром лёд на них ломался под ногой, а уже надо было спешить к сапожнику, чтобы он врезал в каблуки пластинки для коньков.

Б) Долго чернели обнажённые деревья, не отличаясь цветом своим от осенней земли, тугой и холодной, ещё не покрытой снегом.

34
Прочитайте блок из трёх предложений. Определите вид осложнения каждого из предложений блока. Заполните таблицу, записав буквы, которыми обозначены предложения, в соответствующие ячейки таблицы.

 

Вид осложнения 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Предложение с однородными членами                  
Предложение с обособленными определениями                  
Предложения с обособленными обстоятельствами                  

 

1. А) Зима начиналась пластинками для коньков и появлением стекольщиков, которые поправляли в гимназии зимние рамы, вставляли выбитые стёкла и замазывали окна. Б) Костёр по-праздничному трещит, отбрасывая пляшущую тень на траву. В) Серого разбойника, повадившегося воровать колхозных телят, неожиданно взяли в плен.

2. А) Как красива река в густом и неподвижном утреннем тумане. Б) Леса освещены солнцем, заходящим за горизонт. В) Мы, стараясь лучше запомнить стихи, учили строки наизусть.

3. А) Я смотрел на пруд, залитый лунным светом, и мысли уносили меня в неведомую даль прошлого. Б) Щенок, увидев незнакомца, попятился назад, виляя хвостом. В) Тропа то поднимала нас высоко, то опускала вниз к бурлящему потоку.

4. А) По этой тропе никто не ходил ни сегодня, ни вчера, ни неделю назад. Б) Книги, забытые в доме дяди Вани, мне прислали по почте только через месяц.  В) Левчук тихонько прошёлся по пригорку между сосенок, потом он, осторожно ступая босыми ногами по колючей земле, вернулся к сараю.

5. А) Послышался гудок, и, замедляя ход, к станции подошёл пассажирский поезд. Б) Вдруг до нас донеслись какие-то странные звуки, напоминающие сдавленный смех, и нам сразу стало не по себе. В) Вдоль ограды росли не только кусты малины и крыжовника, но и крепкие плодовые деревья.

6. А) Трава, нагретая солнцем, утратила свежесть, она вдруг покрылась каким-то белёсым налётом. Б) Лось, выбежав на опушку, не останавливаясь, понёсся в тёмную глубину леса. В) В окно виднелись или пологие холмы, или извилистые речушки, или перелески.

7. А) Всадники, пришпорив коней, с гиканьем понеслись по улице. Б) Он был бос, без шапки, в рваных штанах. В) Путешественники, разбуженные пением птиц, проснулись бодрыми.

8. А) Внизу проплывали сопки, покрытые розовым снегом. Б) Работе мешала не столько непогода, сколько неорганизованность и безалаберность нашего бригадира. В) Проходив до самых сумерек по берегу реки, я ни с чем вернулся домой.

9. А) Не отвечая на наши вопросы, Виктор стремительно зашагал по комнате. Б) Нужно было собраться с силами, сцепить зубы, терпеть, держать ворота и не сдаваться, но огонь уже погас в наших глазах. В) На полке, прибитой к стене, лежали старые книги, которые, по всей видимости, остались от прежних жильцов.

 

35
Прочитайте микротекст и выполните задание(-я)

1.  (1)Люди, не имеющие детей, иной раз больше любят заняться с детишками, нежели их собственные родители. (2)Родители, должно быть, думают, что с этим ещё успеется, а время между тем потихонечку идёт себе да идёт, ребята вырастают, а тогда чего уже с ними играть? (3)А может быть, родителям и без того надоедает возиться с детишками, так сказать, в силу своих родительских обязанностей? (4)Бездетные же люди имеют какую-то потребность общения с детьми и поэтому не прочь иногда поиграть с ними, пошутить, поговорить на разные темы.

А. Найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.

Б. Найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

2. (1)В другой раз в газете совсем никакого потрясающего материала не было, но на глаза мне попался фельетон под названием: «Из мухи сделали слона». (2)Речьшлао каком-топустяковомслучае, которыйраздуливцелуюисторию, не имеющую, разумеется, никакого отношения ни к мухам, ни к слонам. (3)Однако  поскольку  в  заголовке  чёрным  по  белому  было  напечатано:

«Из мухи сделали слона», то я, не щадя голосовых связок, кричал:

«(4)Сенсация! (5)Слон из мухи! (6)Новое достижение науки! (7)Из мухи сделали слона! (8)Сенсация!»

А. На йдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

Б. Н айдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

3. (1)За забором виднелась железная крыша заведения и верхние части таинственных окон. (2)Приставив к забору несколько строительных камней, можно было взобраться по ним и заглянуть в окна мастерской, где стояли деревянные станки для крепкого завязывания и перевязывания шпагатом уже готовых картонных трубок. (3)В этих станках чудилось что-то средневековое, как будто бы их нарисовал Дю Z рер, но люди, работавшие возле них, ничем не отличались от обыкновенных городских. (4)В других помещениях пиротехнического заведения «Фортуна» катали картонные трубки и толкли в ступках пороховую смесь серы, селитры, порошка древесного угля, бертолетовой соли, а затем набивали взрывчатой смесью картонные трубки и вставляли фитильки.

А. Найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

Б. Найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

В. Найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

4. (1)Однажды я купил ракету, непрочно привязанную к тонкой сосновой лучине с сучками и задоринками. (2)У меня не хватило терпения дождаться вечера, и я торопливо прислонил ракету к обочине мостовой. (3)Проходящий мимо великовозрастный гимназист дал мне свою дымящуюся папиросу, которую я поторопился приложить к фитилю. (4)Ракета, повинуясь силе реактивного взрыва, подпрыгнула на своей жалкой, тонкой ноге, но сейчас же потеряла баланс, так как ножка сломалась, и ракета упала на мостовую. (5)Мы, поражённые этой ужасной гибелью, чуть не плакали, как будто бы у нас на глазах погибло живое, разумное существо, а вместе с ним все наши надежды, не говорю уже о моем пятачке.

А. Найдите предложения с обособленным согласованным определением. Напишите номера этих предложений.

Б. Найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

В. Найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

 

5.

(1)С нетерпением ожидал я вечера и томился, как перед свиданием. (2)Собственно говоря, это и было свидание. (3)Одна гимназистка, с которой я даже не был очень близко знаком, вдруг, узнав о моей болезни, начала писать мне почти детским почерком со старательно выведенными буквами сентиментальные письма. (4)В конверт она вкладывала в них то ленточку, то картинку, то брызгала на бумагу духами, отчего некоторые буквы расплывались, как от слез, напоминая фиалки. (5)В конце концов мы влюбились друг в друга, и короткий электрический звонок почтальона, раздававшийся в четыре часа, приводил меня в трепет.

— (6)Тебе письмо, — говорил папа с улыбкой и бросал мне на одеяло промёрзший конверт, распространявший по комнате свежий запах яблочного клея.

А. Н айдите предложения с обособленным согласованным определением. Напишите номера этих предложений.

Б. Найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

В. Найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

36

Подчеркните слова и сочетания слов, которые могут использоваться как вводные.

 

К сожалению; однажды; по-моему; наверняка; как раз; вероятно; в начале года; друг другу; в течение дня; напротив; во-первых; заодно; следовательно; значит; однако; конечно; кажется; когда-то; якобы; несмотря на холод; по моему мнению.

 

37
Подчеркните вводное слово (вводные слова) в предложении.

 

1. Николай, конечно, не захотел отставать и тоже перетащил два чемодана и мешок, хотя этот подвиг достался ему с большим трудом.

2. Итак, мы вошли в дом и сели у стенки на некрашеную скамью.

3. К сожалению, бывает и наоборот, если тон задают не работяги, подобные Глебу.

4. Конечно, каждому интересно знать, что расскажет приезжий, тем более из Москвы.

5. Впрочем, он и на войне находил время для раздумий, которыми, к сожалению, ни с кем не делился.

6. Правда, и в те времена уже существовала хоть и неофициальная, но довольно эффективная защита прав чужеземцев.

7. Его шея, чересчур длинная, казалось, создана была для того, чтобы выражать Васины настроения: то гордо выпрямлялась, то согбенно грустила, то, погружаясь в плечи, пряталась от выражения какой-либо точки зрения.

8. Доктора, к сожалению, не были знакомы с мамой и не знали, что она умела делать «достижимым» всё, что нужно было отцу и Кольке.

9. Вася весьма охотно усаживался за обеденный стол — и Катя не без злорадства делала вывод, что дома его, видимо, плохо кормят.

10. Скрипка, впрочем, скоро исчезла, но я продолжал посещать эти места, уже, конечно, не ради скрипки, а ради, так сказать, познания всякого рода вещей, как посещают люди выставки, музеи или картинные галереи.

11. Отец, однако, придумал выход из положения.

 

38
Определите, в каком из двух предложений в каждой паре предложений есть вводное слово. Запишите букву, которой обозначено это предложение, в таблицу.

 

Пара предложений 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Предложение с вводным словом                    

1. А) Сам фонарь, в котором помещалась небольшая керосиновая лампа, был покрыт яркой, радовавшей глаз красной эмалевой краской.

Б) Видимо, он на самом деле кого-то боялся, ожидая, что вот-вот сзади из-за угла выскочат преследователи.

2. А) Вместо сахара, часто употребляли вредный для здоровья и совершенно непитательный сахарин.

Б) Конечно, никто его не послушал, и всё пошло по-старому.

3. А) Оно вносило раздражение, может быть, и зависть в отношения её с подругами и влияло на выбор подруг.

Б) Мы с ним решили скооперироваться и накопить капитал, требуемый для покупки киноаппарата.

4. А) Под вечер его потянуло было к компании, но он знал, что компания уйдёт в театр и теперь, вероятно, наряжается: приделывает усы, надевает парики и очки, чтобы не быть узнанными гимназическим начальством.

Б) Новый попечитель, осмотрев гимназию, остался недоволен некоторой распущенностью учеников и недостаточностью фактических знаний.

5. А) Ревели по-медвежьи, лаяли по-собачьи, кричали петухами, бил барабан.

Б) Это было, вероятно, уникальное событие в истории поварского дела: суп — и пригорел!

6. А) Несмотря на то что многие мальчики рисунок сделали загодя, дома, но, по-моему, у меня получилось не хуже, чем у них.

Б) Мои друзья, вернувшись с речки, продрогшие и голодные, накинулись на еду и стали ругать меня на чём свет стоит.

7. А) Только, во-первых, не тащите сюда свою бандуру, а во-вторых, не лапайте экспонаты.

Б) А мне кажется, что вы сюда не по адресу попали.

8. А) Он не раз говорил, будто сам учился читать по вывескам на магазинах, и потому, вероятно, считал, что самое важное в этом деле — величина букв.

Б) В тот же день я принялся читать свои «Чудо-сказки» и уже не отходил от книги, пока не дочитал до конца, после чего засел за «Волшебные сказки».

9. А) Она, кажется, знает твоего отца и тебя, кажется, где-то видала.

Б) Я узнал, что на свете существуют такие вещи, как волшебные палочки, шапки-невидимки, ковры-самолёты, сапоги-скороходы, а вокруг нас постоянно творятся волшебства и чудеса.

10. А) Он сел поудобнее, развернул газету и, хлопнув, отставил от глаз подальше, как это делают старики, когда читают.

Б) И у меня мелькнула мысль, что буквы, должно быть, имеют свои имена или названия.

 

39
Выпишите номера предложений, в которых есть вводные слова.

 

1) Отец часто рассказывал о работах на золотых приисках, где ему пришлось побывать, о встречах в тайге с золотоискателями или старателями, как их называют в Сибири.

2) Однажды утром Владимир Сергеевич оторвал нас с Лёшкой от костра, на котором мы пытались обжечь самодельную глиняную вазу, и позвал в орешник.

3) Кончилось дело, однако, тем, что на эти бродяжьи песни тюрьмы и воли обратила внимание царская цензура.

4) Отец понемногу угомонился, но время от времени он как бы спохватывался, вспоминая о счастливом событии этого дня, широко улыбался и гладил меня рукой по голове.

5) Для таких важных персон в нашей новой квартире положительно не было места, и пришлось их оставить до лучших, как говорится, времён в Ирпене, в сарае.

6) Конечно, учитель при всём желании не мог на каждом уроке опросить всех учеников, и это мы, безусловно, скоро заметили, поэтому мой сообразительный брат пришёл к совершенно логическому умозаключению, что если учитель не каждый день спрашивает уроки, то можно не каждый день и учить их.

7) В это время около шалаша, к нашему изумлению, появился сам председатель колхоза Коляскин.

8) Я прекрасно понимал, что Зойка уже отошла от нашего прошлогоднего дачного детства, и мне было очень жалко, что мне ещё так мало лет.

9) Я лично, сказать по правде, расстался с ними без сожаления, поскольку мне всё равно не разрешалось на них сидеть.

10) И вдруг, когда ни малейшей надежды как будто уже не оставалось, я увидал сначала очень слабые, еле заметные, а потом всё более определённые тёмные и белые пятна, которые вдруг начали приобретать форму.

11) У него был озабоченный вид, и мне казалось, что между нами и им уже легла какая-то невидимая черта.

12) Не каждый день, конечно, так как в этом случае мать догадалась бы, что мы её обманываем, а с промежутками.

Ответ:                                               

 

40
Дополните предложение, выбрав из слов в скобках вводное слово (вводные слова). Подчеркните его (их).

 

1. Лето установилось тихое, безветренное и, (почти, к нашей общей радости), без утомительной духоты.

2. В наших лесах, (осенью, по словам местных жителей), опята лучше искать в сырых низинках.

3. Сергей, (похоже, заручившись поддержкой Игоря), не собирался возвращать книгу, поэтому неприятный разговор откладывать больше было нельзя.

4. Снег, (можно сказать, в начале марта), сошёл почти полностью, но, (к радости ребятни, закрытые деревьями), скаты холмов ещё покрывала дорожка из снега,  по которой можно было кататься.

5. Выбившись из сил, я, (ругая себя, признаюсь), много раз готов был смалодушничать и повернуть домой, но, (непреклонное, к счастью), самолюбие не позволило мне проявить слабость.

6. (Разумеется, Все понимали), в том, что пошёл снег, который засыпал дорогу  и наши следы, Димка не был виноват, но, от души поругав его, мы, (истратив накопившееся раздражение, честно сказать), почувствовали некоторое облегчение.

7. Мы шли уже больше часа, однако лес всё не заканчивался, (покрытые снегом, напротив), деревья обступали нас всё плотнее, как будто не хотели выпускать на дорогу.

8. Несмотря на сырой снег и пронизывающий ветер, я, (тепло одетый, к своему удивлению), не мёрз, а постоянно хотел пить, поэтому, (незаметно, скажу честно), тайком от Димки ел снег.

 

41
Прочитайте фрагмент текста. Выпишите номера предложений, в которых есть вводные слова.

 

1. (1)Видя, что в деле освоения грамоты я не отстаю от брата, родители решили отдать нас в гимназию одновременно. (2)В результате мы оба стали ходить к учительнице, которая взялась подготовить нас в приготовительный класс. (3)Звалиучительницусмешно: Павла Аполлинариевна.(4)Онапочему-товообразила, что при поступлении в гимназию будет экзамен по французскому языку. (5)Пришлось нам, помимо прочих предметов, учить ещё и французский язык. (6)Никакой особенной премудрости здесь, впрочем, не было. (7)Некоторые французские буквы, как «а» или «о», например, были такие же, как и русские.

(8)Даже некоторые французские слова были похожи на наши. (9)«Лампа», например, по-французскибудет «лялямп»,«линейка»— «лялинеаль»,«самовар» —

«лё самуар», а «утка» — почему-то «лё канар». (10)Всё это не представляло для меня трудности, хотя и не понадобилось на экзамене.

Ответ:                                               

2. (1)Свет, как говорится, не без добрых людей, и если бы на свете были одни только добрые люди, то я даже не знаю, что было бы! (2)К сожалению, на свете, помимо добрых, всегда имеется и некоторое количество злых людей. (3)На нашей Борщаговской улице тоже жил один злой человек, от которого мне приходилось много терпеть. (4) Звали этого злого человека Стёпка-растрёпка. (5)Он был на год или на два старше меня и часто ходил мимо нашего дома. (6)На нашей улице напротив нашего дома жили две маленькие девочки. (7)И вот однажды, когда Стёпка шёл  по улице, они высунулись из калитки и, подождав, когда он пройдёт, крикнули вслед:

— (8)Стёпка-растрёпка, Бешеный Огурец!

(9)Стёпка моментально остановился, круто повернулся и бросился к обидчицам. (10)Девчонки, однако, успели захлопнуть у него перед носом калитку и запереть  на крючок. Стёпка с разбегу налетел на калитку и тут же отскочил от неё, как футбольный мяч, попавший в штангу ворот. (11)Видя, что калитка заперта, он поднапёр на неё плечом, но так как это не помогло, он в сердцах стукнул по ней ногой и, больно ударившись, запрыгал на одной ноге.

(12)Вся эта сильно комическая сцена разыгралась у меня на глазах, а так как я был большой любитель посмеяться, то тут же расхохотался. (13)Услышав смех, Стёпка обратил весь свой гнев на меня.

— (14)А ты тут чего ещё зубы скалишь? — закричал он и помчался через дорогу прямо ко мне.

(15)Я быстро юркнул к себе во двор, а он, остановившись в калитке, закричал, грозя кулаком:

— (16)Ну, ты ещё попадёшься мне! Ответ:

 

42
Прочитайте текст. Выпишите номера предложений, в которых:

1) используется обращение;

2) используются вводные слова.

 

(1)Опустошив котелок, Ваня насухо вытер его коркой. (2)Этой же коркой он обтёр ложку, корку съел, встал, степенно поклонился великанам и сказал, опустив ресницы:

— (3)Премного благодарны. (4)Много вами доволен.

— (5)Может, ещё хочешь?

— (6)Нет, сыт.

— (7)А то мы тебе ещё один котелок можем положить, — сказал Горбунов, подмигивая не без хвастовства. — (8)Для нас это ничего не составляет. (9)А, пастушок?

— (10)В меня уже не лезет, — застенчиво сказал Ваня, и синие его глаза вдруг метнули из-под ресниц быстрый, озорной взгляд.

— (11)Ну, Ваня, так как же тебе показался наш харч?

— (12)Хороший харч, — сказал мальчик, кладя в котелок ложку ручкой вниз и собирая с газеты «Суворовский натиск», разостланной вместо скатерти, хлебные крошки.

— (13)Ты, брат, такого харча ни у кого в дивизии не найдёшь, — оживился Горбунов. — (14)Знаменитый харч. (15)Ты, главное дело, за нас держись, за разведчиков. (16)С нами никогда не пропадёшь. (17)Будешь за нас держаться?

— (18)Буду, — весело сказал мальчик. — (19)А из автомата палить меня научите?

— (20)Отчего же. (21)Придёт время — научим.

— (22)Мне бы, дяденька, только один разок стрельнуть, — сказал Ваня, жадно поглядев на автоматы, покачивающиеся на своих ремнях от беспрестанной пушечной пальбы.

— (23)Стрельнёшь. (24)Не бойся. (25)За этим не станет. (26)Мы тебя всей воинской науке научим. (27)Первым долгом, конечно, зачислим тебя на все виды довольствия.

— (28)Как это, дяденька?

— (29)Это, братец, очень просто. (30)Сержант Егоров доложит про тебя лейтенанту Седых. (31)Лейтенант Седых доложит командиру батареи капитану Енакиеву, капитан Енакиев велит дать в приказе о твоём зачислении. (32)С того, значит, числа на тебя и пойдут все виды довольствия: вещевое, приварок, денежное. (33)Понятно тебе?

— (34)Понятно, дяденька.

— (35)Вот как оно делается у нас, разведчиков…                (По В. П. Катаеву) Ответ:

1) Обращения используются в предложениях:                                                            

2) Вводные слова используются в предложениях:                                                      

 

 

КЛЮЧИ (23-42)

 

23
24
1. Карандаши, листы, книги. 2. Купались, гуляли, собирали. 3. Жёлтые, багряные, зеленовато-золотистые и лиловые. 4. Топором, рубанком, стамеской. 5. В Риме, в Париже, в Праге.

1. Заплатил, положил и унёс. 2. То встречу, то поездку, то рыбалку. 3. Старательно, вдумчиво. 4. И дети, и взрослые. 5. Весёлый, жизнерадостный, но переменчивый.

25
1. Б. 2. А. 3. Б. 4. Б. 5. А. 6. А. 7. Б. 8. Б. 9. А. 10. Б. 11. А.

26
Схема Номер предложения
О да (= и) О 7
О, О и О О и О 2
или О, или О 8
и О, и О, и О 4
не только О, но и О 3

 


О, да (= но) О 10
то О, то О 6
не то О, не то О 1
ни О, ни О, ни О 5
О и О, О и О, О и О 9

 

27
1 5 6 7 10.

 

28
1. 3. 2. 3 4. 3. 1 3 4. 4. 2 4. 5. 4. 6. 4. 7. 2 5. 8. 1 3. 9. 4 5. 10. 2 4. 11. 3 4 5.

 

29
1. Привлечённый шумом. 2. Уставшие и раздосадованные. 3. Заросшая низкой и густой травой. 4. Согнувшихся под её тяжестью. 5. Долгий и нудный. 6. Мой приятель. 7. Озадаченный новой заботой. 8. Продрогшие и усталые.

 

30
1. Б. 2. Б. 3. А. 4. Б. 5. А. 6. А. 7. Б. 8. А.

 

31
4 7 8 10 11 13 15.

 

32
1. Качнувшись. 2. Уже не сдерживаясь. 3. Мечтая о высоком. 4. Насвистывая что-то весёлое. 5. Отчаянно работая руками и подбадривая криками друг друга. 6. Устало выпуская воздух через обветренные губы. 7. Кланяясь и приветливо взмахивая руками. 8. Бесшумно и легко вертясь среди судов.

 

33
1. Б. 2. Б. 3. Б. 4. А. 5. Б. 6. А. 7. Б. 8. Б. 9. А. 10. Б.

                                                                                                                

344
Вид осложнения 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Предложение с однородными членами А А В А В В Б Б Б
Предложение с обособленными определениями В Б А Б Б А В А В
Предложения с обособленными обстоятельствами Б В Б В А Б А В А

 


354

1. А 4.Б1 2. А2. Б3. 3. А3.Б2. В124. 4.А15. Б4. В145. 5. А56. Б134. В 146

36
36
К сожалению; по-моему; вероятно; напротив; во-первых; следовательно; значит; однако; конечно; кажется; по моему мнению.

37
1. Конечно. 2. Итак. 3. К сожалению. 4. Конечно. 5. Впрочем, к сожалению.

6. Правда. 7. Казалось. 8. К сожалению. 9. Видимо. 10. Впрочем, конечно, так сказать. 11. Однако.

Пара предложений 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Предложение с вводным словом Б Б А А Б А А А А Б

 

38
38

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: