А) Пояс; б) правда; в) земля; г) свобода.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
14. Из слов бабочка, белочка, вазочка, яблочко, булочка выпиши слова:
а) с суффиксом – очк; б) с суффиксом – к; в) без суффикса.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
15. Укажи слово, в котором не та приставка, что в остальных:
а) подвезти; б) подвернуть; в) подбросить; г) подвинуть; д) подвязать.
16. Образуй от слова СОН однокоренное слово с двумя парами удвоенных согласных на стыке приставки и корня и на стыке корня и суффикса.
______________________________________________
17. Какое из данных слов является родственным слову НОС:
а) подношение; б) поднос; в) носильщик; г) переносица; д) занос?
18. Разбери по составу слова: а) слепить (глаза) – слепить (игрушку); б) скупить (книги) – скупой (на ласку). Почему слова имеют разный состав?
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
19. Миша и Маша поспорили о том, как нужно разобрать по составу слово подберезовик. Прочитай их рассуждения и определи, кто из них прав.
|
|
А) Миша рассуждал так: «Подберезовик – это гриб, который растет под березой. Следовательно, выделяем корень -берез- и приставку под-. Сколько суффиксов нужно выделить? Один суффикс -овик- или два: -ов- и -ик-? Подбираем слово с суффиксом -ов-: подберез ов ый. Такого слова с суффиксом - ов- в русском языке нет. Значит, выделяем один суффикс -овик-».
Б) Маша возразила: «Действительно, подберезовик – это гриб, который растет под березой. Следовательно, выделяем корень -берез- и приставку под-. Подбираем однокоренные слова: берез ов ый, в слове есть суффикс -ов-. Значит, этот же суффикс мы можем выделить в слове подберезовик. Итак, в слове подберезовик два суффикса: -ов- и -ик-».
____________________________________________________________
____________________________________________________________
20. Укажи слова с приставкой у-:
а) умолять; б) умалишённый; в) умеренный; г) уникальный; д) урожайность.
Синтаксис. Пунктуация.
В каком предложении неправильно определена грамматическая основа предложения?
А) Дети с увлечением слушали рассказ старого охотника.
Б) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М.Лермонтов.)
В) Мама купила Коле новую тетрадь.
2. Определи грамматическую основу предложений:
А) Яркое солнце закрыло огромное облако.
Б) Яркое солнце скрылось за синей тучей.
В) Ребята празднично украсили класс.
Г) Книга – источник знаний.
Какие примеры не являются словосочетанием?
А) Кончить дело; б) чудесный подарок; вдали от родины; г) белый и чёрный; д) недалеко от дома; е) решил задачу; ж) ягода созрела,
|
|
В каком словосочетании неправильно определено главное слово?
А)Верный друг; б) жить далеко;в) в нашем доме; г) любить Родину; д) собрал гербарий;
С какой частью речи не употребляются предлоги?
А) С именем прилагательным; б) с местоимением; в) с глаголом; г) с именем числительным.
В каком предложении выделенное слово является именем прилагательным?
А) Движение часовой стрелки незаметн о.
Б) Часовая стрелка движется незаметно.
7. Укажите словосочетание, в котором главное слово – числительное:
а) какие-то лица; б) разделить на двоих; в) читает для него; г) один из них.
8. Укажите словосочетание, в котором зависимое слово – наречие:
а) бежит по тропинке; б) поднимется выше; в) уехал в начале осени; г) решение неудачно.
В каком словосочетании связь – управление?
А) Знойный день; б) вверх по реке; в) третий час; г) читать вслух; д) очень интересно.
В каком словосочетании связь – примыкание?
А) Холодная вода; б) пятеро по списку; в) костюм отца; г) просьба прочитать; д) трое из класса.
Прочитайте и найдите границы предложений. Спишите текст, расставляя знаки препинания. Укажите количество предложений, разных: а) по цели высказывания; б) по эмоциональной окраске (интонации).
в осеннем лесу
как приятно гулять по лесу ранней осенью шумят под ногами опавшие листья пахнет грибами лесной свежестью как легко дышится осенним воздухом а какой лес нарядный осины клены примерили красные сарафаны среди них выделяется густая зелень молодых елок кругом не видно ни души но кто это паучок уцепился за паутину и летит куда он летит где остановится счастливого пути, паучок
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
_____________________________________________________________
12. Какую роль в предложении « Девочка стояла у двери в комнату» играет слово В КОМНАТУ?
А) Обстоятельство; б) определение; в) дополнение; г) сказуемое.
13. Сколько фраз спряталось в ряду букв « поднимитеперья ». Запиши все варианты.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Прочитайте предложение, мысленно вставив в него пропущенное слово.
И вот … дня в день я видел еѐ улыбающееся лицо.
В каком предложении пропущено то же самое слово? Впиши его.
А) Можно мне выйти ____ стола?
Б) Я старался ____ всех сил.
В) Ежегодные визиты туристов ____ рубежа стали уже традицией.
Г) ___ леса, ___ гор едет дедушка Егор.
В каком предложении неверно определена грамматическая основа?
А) Отвели они девицу вверх во светлую светлицу.
Б) Замечательный подарок мне прислал по почте брат.
В) Иванушка отправился вслед за клубочком.
Г) Днѐм и ночью бьются о скалы морские волны.
16. Игорь написал на доске прописью «Сто сорок плюс сто сорок равно двести сорок». Допустил ли он в вычислении ошибку? Объясните.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
_____________________________________________________________
17. Укажи грамматическую основу предложения: « Пролетали мимо города, села и хутора». Рассмотри все варианты.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Определи верное количество предложений в тексте.
Вот и зиме пришёл конец как – то сразу всё изменилось ветер пригнал низкие тучи укрыли они всё небо вдруг на землю полился первый дождь потом тучи разошлись показалось солнце и пригрело землю (По Г. Скребицкому)
А) 5; б)7; в) 6;г) 8.
19. Укажи правильное употребление предлога:
а) зацепился о крючок; б) зацепился за крючок; в) зацепился об крючок.
|
|
Вставьте пропущенные слова.
А) Одеть – надеть
Выпал первый снег. Я ____________ зимнее пальто, а брату _____________ шубку. Мы выбежали во двор и стали играть в снежки.
Б) Оплатить – заплатить
_______________ проезд в автобусе.
_______________ за обед в кассе.
Исправь ошибки в употреблении слов, если это необходимо.
В зале не осталось свободных местов. Он проявил благородность. Из апельсин, банан и яблок можно приготовить вкусный фруктовый салат. На завтрак я съел пирожок с повидлой. Этот фильм более интереснее, чем тот, который мы смотрели вчера. Сестра смастерила омлет с помидорами и оливками.
Орфография.
1. Вставьте пропущенные буквы, в скобках запишите проверочные слова:
Деревенский ст…рожил (_______________________)
Сад колхозный ст…рожил (________________).