От существительных образуй глаголы с возвратным суффиксом –ся

А) Пояс; б) правда; в) земля; г) свобода.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

14. Из слов бабочка, белочка, вазочка, яблочко, булочка выпиши слова:

а) с суффиксом – очк; б) с суффиксом – к; в) без суффикса.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

15. Укажи слово, в котором не та приставка, что в остальных:

а) подвезти; б) подвернуть; в) подбросить; г) подвинуть; д) подвязать.

16. Образуй от слова СОН однокоренное слово с двумя парами удвоенных согласных на стыке приставки и корня и на стыке корня и суффикса.

______________________________________________

17. Какое из данных слов является родственным слову НОС:

а) подношение; б) поднос; в) носильщик; г) переносица; д) занос?

18. Разбери по составу слова: а) слепить (глаза) – слепить (игрушку); б) скупить (книги) – скупой (на ласку). Почему слова имеют разный состав?

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

19. Миша и Маша поспорили о том, как нужно разобрать по составу слово подберезовик. Прочитай их рассуждения и определи, кто из них прав.

А) Миша рассуждал так: «Подберезовик – это гриб, который растет под березой. Следовательно, выделяем корень -берез- и приставку под-. Сколько суффиксов нужно выделить? Один суффикс -овик- или два: -ов- и -ик-? Подбираем слово с суффиксом -ов-: подберез ов ый. Такого слова с суффиксом - ов- в русском языке нет. Значит, выделяем один суффикс -овик-».

Б) Маша возразила: «Действительно, подберезовик – это гриб, который растет под березой. Следовательно, выделяем корень -берез- и приставку под-. Подбираем однокоренные слова: берез ов ый, в слове есть суффикс -ов-. Значит, этот же суффикс мы можем выделить в слове подберезовик. Итак, в слове подберезовик два суффикса: -ов- и -ик-».

____________________________________________________________

____________________________________________________________

20. Укажи слова с приставкой у-:

а) умолять; б) умалишённый; в) умеренный; г) уникальный; д) урожайность.

Синтаксис. Пунктуация.

В каком предложении неправильно определена грамматическая основа предложения?

А) Дети с увлечением слушали рассказ старого охотника.

Б) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М.Лермонтов.)

В) Мама купила Коле новую тетрадь.

2. Определи  грамматическую основу предложений:

А) Яркое солнце закрыло огромное облако.

Б) Яркое солнце скрылось за синей тучей.

В) Ребята празднично украсили класс.

Г) Книга – источник знаний.

Какие примеры не являются словосочетанием?

А) Кончить дело; б) чудесный подарок; вдали от родины; г) белый и чёрный; д) недалеко от дома; е) решил задачу; ж) ягода созрела,

В каком словосочетании неправильно определено главное слово?

А)Верный друг; б) жить далеко;в) в нашем доме; г) любить Родину; д) собрал гербарий;

С какой частью речи не употребляются предлоги?

А) С именем прилагательным; б) с местоимением; в) с глаголом; г) с именем числительным.

В каком предложении выделенное слово является именем прилагательным?

А) Движение часовой стрелки незаметн о.

Б) Часовая стрелка движется незаметно.

7. Укажите словосочетание, в котором главное слово – числительное:

а) какие-то лица; б) разделить на двоих; в) читает для него; г) один из них.

8. Укажите словосочетание, в котором зависимое слово – наречие:

а) бежит по тропинке; б) поднимется выше; в) уехал в начале осени; г) решение неудачно.

В каком словосочетании связь – управление?

А) Знойный день; б) вверх по реке; в) третий час; г) читать вслух; д) очень интересно.

В каком словосочетании связь – примыкание?

А) Холодная вода; б) пятеро по списку; в) костюм отца; г) просьба прочитать; д) трое из класса.

Прочитайте и найдите границы предложений. Спишите текст, расставляя знаки препинания. Укажите количество предложений, разных: а) по цели высказывания; б) по эмоциональной окраске (интонации).

в осеннем лесу

как приятно гулять по лесу ранней осенью шумят под ногами опавшие листья пахнет грибами лесной свежестью как легко дышится осенним воздухом а какой лес нарядный осины клены примерили красные сарафаны среди них выделяется густая зелень молодых елок кругом не видно ни души но кто это паучок уцепился за паутину и летит куда он летит где остановится счастливого пути, паучок

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

_____________________________________________________________

12. Какую роль в предложении « Девочка стояла у двери в комнату» играет слово В КОМНАТУ?

А) Обстоятельство; б) определение; в) дополнение; г) сказуемое.

13. Сколько фраз спряталось в ряду букв « поднимитеперья ». Запиши все варианты.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Прочитайте предложение, мысленно вставив в него пропущенное слово.

И вот … дня в день я видел еѐ улыбающееся лицо.

В каком предложении пропущено то же самое слово? Впиши его.

А) Можно мне выйти ____ стола?

Б) Я старался ____ всех сил.

В) Ежегодные визиты туристов ____ рубежа стали уже традицией.

Г)  ___ леса, ___ гор едет дедушка Егор.

В каком предложении неверно определена грамматическая основа?

А) Отвели они девицу вверх во светлую светлицу.

Б) Замечательный подарок мне прислал по почте брат.

В) Иванушка отправился вслед за клубочком.

Г) Днѐм и ночью бьются о скалы морские волны.

16. Игорь написал на доске прописью «Сто сорок плюс сто сорок равно двести сорок». Допустил ли он в вычислении ошибку? Объясните.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

_____________________________________________________________

17. Укажи грамматическую основу предложения: « Пролетали мимо города, села и хутора». Рассмотри все  варианты.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

Определи верное количество предложений в тексте.

Вот и зиме пришёл конец как – то сразу всё изменилось ветер пригнал низкие тучи укрыли они всё небо вдруг на землю полился первый дождь потом тучи разошлись показалось солнце и пригрело землю (По Г. Скребицкому)

А) 5; б)7; в) 6;г) 8.

19. Укажи правильное употребление предлога:

а) зацепился о крючок; б) зацепился за крючок; в) зацепился об крючок.

Вставьте пропущенные слова.

А) Одеть – надеть

Выпал первый снег. Я ____________ зимнее пальто, а брату _____________ шубку. Мы выбежали во двор и стали играть в снежки.

Б) Оплатить – заплатить

_______________ проезд в автобусе.  

_______________ за обед в кассе.

Исправь ошибки в употреблении слов, если это необходимо. 

В зале не осталось свободных  местов. Он проявил благородность. Из апельсин, банан и яблок можно приготовить вкусный фруктовый салат. На завтрак я съел пирожок с повидлой. Этот фильм более интереснее, чем тот, который мы смотрели вчера. Сестра смастерила омлет с помидорами и оливками.

Орфография.

1. Вставьте пропущенные буквы, в скобках запишите проверочные слова:

Деревенский ст…рожил (_______________________)

Сад колхозный ст…рожил (________________).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: