Государство-нация — продукт длительного исторического развития, однако логика, мотивы и факторы интеграции территорий в Европе, Северной Америке и России были различны, порой полярны.
Интересные результаты дает сравнительный анализ формирования территориально-политических структур национальных государств — Франции, Италии и Германии, поиск источников сходства и различия в территориальном развитии трех политических систем. При анализе использованы карты, разработанные Стейном Рокканом, «развернутые» в аспекте территориального строительства. Роккан разработал собственную типологию условий формирования государств и наций в Европе. Выделим следующие 6 факторов, определивших характер территориально-политических стратегий государств в Западной Европе (Франция, Германия, Италия):
1) География / границы.
Для Франции характерна естественность ее природных границ: почти все границы появились «по факту» и были общепризнаны. Так, для Видаля де ла Блаша легитимность французской нации базировалась именно на спонтанном слиянии, сплаве, генерируемом пространством. В отношении границ определен вопрос и с Италией, занимающей Апеннинский полуостров. В отличие от Франции и Италии для Германии центральной проблемой было оконтуривание страны, ответ на вопрос, где кончается Германия. Проблема границ была одной из важных причин запаздывания территориального строительства в Германии.
|
|
2) Структура расселения, роль городов, принадлежность к «городскому поясу» Европы, транспортные сети.
В Европе центром и средоточием общественной жизни выступает город, «навязавший», по выражению Фернана Броделя, свое превосходство окружающей сельской местности; решающее значение имела конкуренция городов. Города стали «позвоночным столбом» европейского капитализма. Уже с конца XIII в. столбовой дорогой европейской цивилизации становится германский перешеек, вдоль которого выстроились мощные города — Генуя, Милан, Флоренция, Венеция на юге; в срединной зоне — Аугсбург, Страсбург, Нюрнберг, Франкфурт, Кельн; на севере — Гамбург, Любек, Бремен, Брюгге, Антверпен. Это та зона, которую Роккан называет «городским поясом», принадлежность к которому оказала едва ли не решающее влияние на сроки и условия формирования национальных государств. Если территория Франции лежала хотя и близко, но все же по большей части вне «городского пояса», то города Италии и Германии формировали самое его ядро. В этих случаях именно россыпь мощных политически автономных городов стала одним из важнейших препятствий для политического объединения страны, сделав Италию и Германию «запоздалыми нациями». Так, «алфавит и город определили судьбу Европы». Сама полицентричность «городского пояса», дисперсная система расселения препятствовала появлению крупных территориальных систем.
|
|
В Италии и Германии интересы городов (в Германии еще и территориальных княжеств) как центров богатства вступили в противоречие с интересами национальных государств как носителей политической воли. Города-государства не смогли отстоять свою политическую целостность в системе «больших держав». Франция находилась несколько в стороне от этого процесса.
Крайне важным является вопрос о поли- или моноцентричной структуре расселения. Во Франции велика была роль центрального места: Париж — центр богатства совпадал с центром политического могущества. Энергия страны была сосредоточена в одном мощном центре. Германию же до сих пор называют страной без центра, столичному городу ( Берлину ) приходилось постоянно конкурировать с крупными, сопоставимыми по политическому весу центрами запада, севера и юга страны. Еще более интересна ситуация в Италии, где столичный («спящий») регион — Рим — последним вошел в состав объединенного государства.
Национальное единство строилось вокруг системы главных дорог. Здесь тоже заметны различия между Францией, с одной стороны, и Италией и Германией — с другой. Во Франции существовала обширная дорожная сеть, которая получила почти сенсационное, по выражению Броделя, развитие в XVIII столетии. Учитывая размеры страны, очевидно, что для ее единства успехи транспорта были решающими. Транспортная система имела радиальную структуру. В Германии и Италии в силу меридианальной расположенности городских центров, транспортные сети также носили по преимуществу меридианальный характер.
3) Язык, этнос и территория.
По мнению Роккана, «язык — это судьба»: существует более тесная и важная связь между языком и территорией, чем между территорией и религией. Все три государства — Францию, Италию и Германию — Роккан определяет как лингвистически унитарные системы с ранней консолидацией территориального языка. Однако далее пути расходятся: если во Франции консолидация происходила на основе усвоения диалекта центрального места при подавлении периферийных этнических диалектов, то в Италии и Германии консолидация шла из множественных лингвистических центров, заселенных этнически гомогенным населением.
4) Религия и территория.
Здесь существенное значение имеют два обстоятельства: религиозная гомогенность или гетерогенность страны и удаленность на север от Рима. С точки зрения территориального строительства, как в Италии, так и во Франции, странах конфессионально гомогенных или почти гомогенных, большую роль сыграла католическая церковь, однако роль эта была различна. Во Франции роль церкви следует оценивать «от противного»: «разрыв» с Римом в смысле отказа от его помощи в деле объединения страны выступил фактором, ускорившим этот процесс. Роккан пишет о том, что разрыв с Римом означал «национализацию» — поворот от католической церкви и латыни и территориальному «оконтуриванию» религии и письменной культуры. Франции удалось установить систему четких границ церковной власти, ее институты не были интегрированы в государственную машину, так что роль французской бюрократии для централизации государства многократно превышала роль церковных институтов.
Италия совершить такой поворот не могла; напротив, выраженное влияние католической церкви на национальное освобождение и объединение сказалось скорее в торможении этого процесса.
В религиозно гетерогенной Германии особую, неоднозначную роль сыграла Реформация. С одной стороны, она породила раскол между преимущественно католическим югом и преимущественно протестантским севером, с другой — способствовала объединению страны через появление общего языкового стандарта.
|
|
5) Отношения «центр — периферия».
Процесс политического территориального строительства начинался во всех трех государствах с возвышения центральных привилегированных регионов.
Во Франции - это Иль-де-Франс (домен Капетингов), позже в Германии и Италии — Бранденбург (Пруссия) и Пьемонт. Тем не менее, отношения центра и периферии складывались совершенно по-разному.
Так, во Франции мощному централизующему парижскому началу удалось подавить, но не интегрировать периферию: сильные этнические меньшинства оставались в Бретани, Эльзасе, на Корсике, по испанской границе.
В Германии, напротив, объединительные импульсы шли с восточной периферии на более развитые и урбанизированные западные территории, хотя, по сути, не наблюдалось принципиальных, существенных различий между центральными и периферийными зонами, даже столичный регион располагался на более периферийной территории.
В Италии периферией выступал юг, при этом периферией мощной, развивающейся не просто более медленными темпами, но согласно принципиально иной логике, так что центральным регионам фактически не удалось не только интегрировать периферию, но даже и подавить ее.
6) Экстерналии (внешние условия).
Роль внешних сил и их значение для государственного территориального строительства коренным образом отличается во всех трех государствах. Во Франции эта роль относительно невелика: каркас национального государства сложился рано, вся «объединительная энергия» концентрировалась в собственных территориальных пределах. Совершенно другую картину демонстрирует Италия, для объединения которой (как с точки зрения временных рамок, так и характера объединения) большую, а иногда и важнейшую, роль сыграли соседние государства — Франция и Австрия. Внутренних сил для объединения страны было явно недостаточно.
|
|
Промежуточное положение занимает Германия. Здесь, так же как в Италии, внешний фактор (отношения с Францией) на поверхности сыграл довольно существенную роль. Однако следует обратить внимание на два обстоятельства. Во-первых, по сравнению с Италией внешнее воздействие (прежде всего наполеоновское влияние) было если не ситуативным, то по крайней мере менее продолжительным. Во-вторых, внешнее влияние следует по-иному интерпретировать: если Италия искала за рубежом союзников, помощников в деле объединения страны, то Германия как бы «отталкивалась» от французского влияния, формировала собственную идентичность для создания противовеса внешним силам.
Все три государства отличались исключительным региональным разнообразием, на которое «наложилось» национальное единство как надстроечный фактор. Региональное разнообразие сохранилось до сих пор, однако в силу факторов, указанных выше, политически регионы имеют разный «вес». Необходимо обратить внимание на то, какие стратегии были выбраны, какое институциональное строительство они предполагали. Так, во Франции вся энергия действующих из центрального места акторов была направлена на объединение, централизацию, строительство классического унитарного государства, которое, помимо прочего, облегчалась выдающимся местом Парижа на карте Франции и расположением Франции вне европейского «городского пояса».
Италия и Германия, формирующие ядро «городского пояса» и обладающие выраженной культурной гетерогенностью, могли бы выбрать в качестве стратегии объединения федерализацию (как указывает Роккан, и Пьемонт, и Пруссия наиболее успешные свои завоевания проводили внутри собственных стран). Основное отличие между Италией и Германией заключается в различном балансе между центральными и периферийными силами.
В Италии выбор был сделан в пользу централизованного государства, что можно объяснить двумя обстоятельствами. Во-первых, федерализация была бы опасна с точки зрения контроля за мощной южной периферией. Во-вторых, тесные связи Италии и Франции предопределили то, что немедленно после объединения страны в Италии была введена французская административная система, элитные группы Пьемонта и Тосканы настаивали на введении централизованной системы управления (хотя культурная и политическая гетерогенность Италии не была подавлена и проявилась позже).
В Германии федерализация оказалась лучшей стратегией для объединения развитых западных и южных территорий с восточной периферией — Пруссией.
Таким образом, в Германии мы имеем дело с федеративной структурой при этнической гомогенности населения. Во Франции — унитарную структуру при этнической гетерогенности «по краям» нации. Переходное положение занимает Италия: гетерогенное население при полуунитарных институциональных структурах.
Европейские традиции территориально-политического строительства, естественно, не ограничиваются примерами государств, проанализированными выше. Так, в Швейцарии и Нидерландах сформировались развитые и сбалансированные городские структуры; именно в этих двух европейских политиях консоциативный элемент в государственном строительстве был выражен наиболее сильно. Эти модели были основаны на городских лигах, представлявших собой контрактные организации открытого типа, созданные для защиты торговых привилегий и контроля за рынками. Важнейшие города к северу от Альп создали оборонительную лигу против внешних угроз и постепенно выстроилишвейцарскую конфедерацию.
Примечательно, что подобные лиги складывались и на других территориях: Ломбардская, Бургундская, Эльзасская, Швабская лиги, лиги вдоль Рейна, по побережьям Балтийского и Северного морей, однако им не удалось сформировать суверенные территориальные образования.
Следующим успешным примером конфедерации стали Соединенные провинции. Таким образом, территориальная консолидация в этих двух случаях основывалась на принципе консоциации, становлении и развитии полицентрических, децентрализованных федераций. Эти политии представляли собой выраженный контраст унитарным государствам-нациям, практикуя, в частности, принцип добровольности объединения и религиозную толерантность.
Ни Швейцария, ни Нидерланды не имели в своих территориальных структурах единого сильного центра; их территориальные структуры представляли собой сети городов с удачным экономико-географическим положением, объединенные идеей защиты своих торговых привилегий. Швейцарская конфедерация и Соединенные провинции занимали ключевое положение в системе торговых путей: швейцарцы контролировали важнейшие переходы через Альпы, а голландцы — эстуарий Рейна.
Оформившаяся строгая система государств-наций в Западной Европе не привела к исчезновению альтернативных государств-наций различных территориальных сообществ, которые в настоящее время выходят на авансцену европейской политики, укрепляя свое политическое значение и расширяя каналы доступа к национальному политическому процессу.