27.03.2020
Задание 1. На опушке леса живёт и взаимодействует множество растений, животных, грибов и микроорганизмов. Рассмотрите группу, в которую входят жаба, паук крестовик, клевер, неясыть, муха - пчеловидка. Выполните задания.
1.1. Подпишите изображённые на фотографиях и рисунках объекты, входящие в указанную выше группу.
1. ___________________ | 2. ___________________ | 3. __________________ |
4. ___________________ | 5. ___________________ |
1.2. Распределите данные организмы по их положению в пищевой цепи.
Пищевая цепь: _________→ __________ → _________→ _________ → _____________
1.3 Правило гласит: «Не более 10% энергии поступает от каждого предыдущего трофического уровня к последующему». Используя это правило, рассчитайте количество энергии (в кДж), которое переходит на уровень консументов III порядка при чистой годовой первичной продукции экосистемы 50 000 кДж.
Ответ:
|
|
Задание 2. Установите последовательность соподчинения элементов биологических систем, начиная
с наибольшего.
Элементы:
1) мякоть листа
2) столбчатая ткань
3) хлоропласт
4) побег
5) клетка
6) лист
Запишите соответствующую последовательность цифр.
Ответ:
Задание 3. Липиды выполняют несколько важных функций в организмах человека и животных. Они
служат долгосрочным запасом энергии для организма, входят в состав клеточных мембран; участвуют в терморегуляции. Для того чтобы организм не испытывал проблем, человеку в сутки необходимо 90–110 г липидов.
Продукты | Содержание липидов, г/100 г продукта | Продукты | Содержание липидов, г/100 г продукта |
Шоколад молочный | 35,7 | Яйцо куриное (1 яйцо – 75 г) | 11,5 |
Апельсиновый сок | 0,0 | Свинина нежирная | 27,8 |
Молоко коровье | 3,2 | Творог полужирный | 9,0 |
Куры | 8,8 | Крупа гречневая | 2,6 |
3.1. Используя данные таблицы, рассчитайте количество липидов, которое человек получил во время ужина, если в его рационе было: 200 г апельсинового сока, 30 г гречки, 90 г свинины и 10 г шоколада. Ответ округлите до целых.
Ответ:______________
3.2. Какое вещество, секретируемое печенью, помогает в переваривании жиров?
Ответ:_________________________________________________________________________________
Задание 4. Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой
болезни из списка в соответствующую ячейку таблицы. В каждой ячейке таблицы может быть записано несколько номеров.
Список болезней человека:
1) цинга
2) СПИД
3) бешенство
4) возрастная дальнозоркость
|
|
5) фенилкетонурия
Наследственное заболевание | Приобретённое заболевание | |
Инфекционное | Неинфекционное | |
Задание 5. Андрею всегда хотелось иметь широкий подбородок, как у папы и мамы. Но у него подбородок узкий, как у обеих бабушек (рецессивный признак (а)). Определите генотипы членов семьи по указанному признаку. Ответы запишите в таблицу.
Мать | Отец | Сын |
Задание 6. Катя решила сдать кровь в качестве донора. В медицинском центре определили, что у неё
первая группа крови. Катя знает, что у её матери вторая группа крови.
| Группа крови отца |
| ||||
I(0) | II(A) | III(B) | IV(AB) | |||
Группа крови матери | I(0) | I(0) | II(A) I(0) | III(B) I(0) | II(A) III(B) | Группа крови ребёнка |
II(A) | II(A) I(0) | II(A) I(0) | Любая | II(A), III(B) IV(AB) | ||
III(B) | III(B) I(0) | Любая | III(B) I(0) | II(A), III(B) IV(AB) | ||
IV(AB) | II(A) III(B) | II(A), III(B) IV(AB) | II(A), III(B) IV(AB) | II(A), III(B) IV(AB) |
Какой группы может быть кровь у отца Кати? Укажите все возможные варианты.
Ответ:_______________________________________________________________________________
Задание 7. На рисунке изображён окаменевший трилобит – вымершее около 470 млн лет назад животное.
Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в которые вымер данный организм, а также тип современных животных, предковой формой которых он является.
Геохронологическая таблица
ЭРА | Период и продолжительность (в млн лет) | Животный и растительный мир | |
Название и продолжительность (в млн лет) | Начало (млн лет назад) | ||
Мезозойская, 186 | 252 | Мел, 79 | Появление высших млекопитающих и настоящих птиц, хотя зубастые птицы ещё распространены. Преобладают костистые рыбы. Сокращение многообразия папоротников и голосеменных растений. Появление и распространение покрытосеменных растений |
Юра, 56 | Появление первых птиц и примитивных млекопитающих, расцвет динозавров. Господство голосеменных. Процветание головоногих моллюсков | ||
Триас, 51 | Начало расцвета пресмыкающихся. Появление костистых рыб. В позднем триасе вымерла четвёртая часть морских животных и насекомых и около половины всех наземных растений | ||
Палеозойская 289 | 541 | Пермь, 47 | Вымирание трилобитов. Возникновение зверозубых пресмыкающихся. Исчезновение каменноугольных лесов |
Карбон, 60 | Расцвет земноводных. Появление первых пресмыкающихся. Характерно разнообразие насекомых. Расцвет гигантских хвощей, плаунов, древовидных папоротников | ||
Девон, 60 | Быстрая эволюция рыб. В позднем девоне многие группы древних рыб вымерли. Суша подверглась нашествию множества членистоногих. Появились первые земноводные. Появились споровые хвощи и плауны | ||
Силур, 25 | Происходит активное строительство коралловых рифов. Распространены ракоскорпионы. Растения заселяют берега водоёмов | ||
Ордовик, 41 | Множество бесчелюстных рыб. Появляются различные виды водорослей. В конце периода появляются первые наземные растения | ||
Кембрий, 56 | В ходе грандиозного эволюционного взрыва возникло большинство современных типов животных. В океанах и морях многообразие зелёных водорослей |
Эра:
Период: