В основе композиции волшебной сказки лежит перемещение героя из реального пространства (мира людей) в волшебное пространство – иной мир

Тема 6.

ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ

Понятие волшебной сказки.

Специфика сказочного сюжета - его невероятность и занимательность - особенно ярко проявляется в волшебных сказках, где развитию необыкновенного сюжета способствуют необыкновенные герои и чудесные существа.

Эти сказки нередко начинаются словами: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь с царицею» (Аф., т. 1, 278). Или: «Жил-был царь, у него было три дочери» (Аф., т. 1, 244) и т. п. Уже одно такое начало сразу говорит о том, что речь пойдет в сказке не об обычном, а о чем-то необыкновенном.

Главная отличительная черта волшебной сказки – вовсе не в наличии волшебства. Волшебство есть в любой жанровой разновидности сказки. Главный отличительный признак волшебной сказки – ее необычная структура (композиция). Эту композицию изучал русский фольклорист В.Я. Пропп, посвятивший 3 книги исследованию русской народной сказки, в частности, волшебной:

Исторические корни волшебной сказки.

Морфология сказки.

Русская сказка.

    Изучая и сравнивая различные сказочные сюжеты, Пропп установил, что они все имеют единообразное строение, и поэтому легко предсказуемы. Сюжет сказки складывается из постоянных элементов – функций действующих лиц. Функция – действие героя, которое имеет значение для развития сюжета.

    Возьмем сюжет о гонимой падчерице, рассмотрим 3 различные варианты этого сюжета и подумаем, что в них повторяется?

    1. Старик по приказу своей старухи, жены, увозит свою родную дочь от первого брака в лес. Морозко пытается ее заморозить, но она на его вопросы отвечает так кротко, что он ее жалеет и богато одаривает. Старуха посылает в лес своих родных дочерей. Они держатся заносчиво, Морозко их замораживает до смерти (Аф. 95—97).

2. Мачеха ненавидит падчерицу. Отец увозит ее в лес и оставляет в землянке. В этой землянке живет медведь. Медведь играет с ней в жмурки, но не может ее поймать. Медведь ее богато награждает. Мачеха посылает в лес свою родную дочь. Та боится, медведь ее загрызает (Аф....).

3. Старик увозит свою дочь в услужение к бабе Яге. Баба Яга дает девушке всякие хозяйственные поручения: «задала девушке пряжи с короб, печку истопить, всего припасти». Падчерица так хорошо справляется с работой, что Яга ее богато награждает. Тогда мачеха посылает в лес свою родную дочь. Та ничего не желает делать. И Яга ее изломала, мужик привозит домой ее кости.

         Что происходит с девушкой в лесу? На первый взгляд, приключения ее разные: хозяйственные поручения, игра в жмурки, попытка заморозить. Однако по сути того что происходит с девушкой в лесу, можно сказать, что все три сюжета основаны на постоянных, повторных действиях:

Испытание - награждение - наказание.

    Действующие лица различны (баба Яга, Морозко, Медведь), характер испытаний различен. Но делают они одно и то же – испытывают и награждают падчерицу, наказывают ее сводных сестер. Именно эти функции составляют стабильно повторяющиеся элементы сказки, все остальное – элементы переменные.

    Распространяются ли эти наблюдения на другие сюжеты волшебных сказок? Сравним следующие случаи:

    1. Царь дает удальцу орла. Орел уносит удальца в иное царство.

2. Дед дает герою коня. На коне он улетает в иное царство.

3. Колдун велит герою нарисовать на песке лодочку и сесть в нее. Лодочка поднимается в воздух и переносит героя в иное царство.

4. Царевна дает Ивану кольцо. Из кольца появляются молодцы и уносят героя в иное царство.

Примеры взяты из разных сказок, но мы видим опять определенную повторяемость. Стабильные элементы этих сказок следующие:

Появление волшебного помощника – перенос героя в иное царство.

    Набор функций невелик – примерно 30. Не во всех сказках есть все функции. Сказка может состоять из несколько функций. Их различные комбинации определяют своеобразие сюжета волшебной сказки. Все волшебные сказки однотипны по своему строению. Последовательность функций можно назвать композицией сказки. Волшебные сказки характеризуются единообразием своей композиции.

    Таким образом, жанр волшебных сказок может быть определен не по наличию волшебства, а по строению, по композиции.

 

Композиция волшебной сказки.

— присказка, зачин (приглашение в сказку);

Сказка обычно начинается с некоторой исходной ситуации. Перечисляются члены семьи, или будущий герой просто вводится путем приведения его имени или упоминания его положения. Хотя эта ситуация не является функцией, она все же представляет собою важный элемент.

Вслед за начальной ситуацией следуют функции.

— повествование;

В основе композиции волшебной сказки лежит перемещение героя из реального пространства (мира людей) в волшебное пространство – иной мир.

— концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).

Композиция волшебной сказки определяется наличием двух царств. Одно царство — то, с которого сказка начинается: «В некотором царстве, в некотором государстве». Есть сказители, которые прибавляют: «...а именно в том, в котором мы живем». Этому царству противопоставляется другое, которое находится «за тридевять земель» и которое называется «тридесятое государство». Баба-яга — страж границы, она охраняет вход в тот далекий мир. Вход идет через ее избушку. За пределами ее — темный лес (избушка стоит на краю леса) и тридесятое царство.

В этой избушке обитает яга. Яга — сложный и далеко не однозначный персонаж. В тех случаях, когда к бабе яге попадает герой-искатель, она встречает его очень недружелюбно. Она узнает в нем врага по запаху: «фу-фу-фу! прежде русского духа слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится» (Афанасьев, 1957, I, 279-280, № 137). Уже эти слова характеризуют ее принадлежность не к человеческому миру («Русь»), а к какому-то иному.

Сравнительное изучение этого образа показывает, что яга охраняет границу иного царства и вход в него. Она пропускает только достойных. Герой нисколько не смущен ее приемом. «Эй, старуха, не бранись, слезь-ка с печки да на лавочку садись. Спроси: куда едем мы? Я добренько скажу» (Там же, с. 280). Баба-яга совершенно смиряется от такого ответа. «Баба-яга слезла с печки, подходила к Ивану Быковичу близко, кланялась ему низко» (Там же). Это доброжелательный тип яги — дарительницы и советчицы. Она указывает герою путь. Отныне он знает, куда идти. Иногда она дарит герою волшебного коня или орла, на которых герой улетает в тридесятое царство. В этом основная функция яги с точки зрения развития действия. Она дарит герою волшебное средство или волшебного помощника, и действие вступает в новый этап.

Несколько иной тип яги мы имеем в тех случаях, когда она сама затаскивает к себе в избу детей или когда к ней попадают заблудившиеся дети. Она хочет их изжарить и съесть. Дети всегда спасаются, иногда засовывают ее в печь и, убегая, прихватывают с собой волшебное средство, спасающее их от погони, а иногда и какие-нибудь сказочные богатства.

 

Например, в сказке «Иван царевич и серый волк» следующие функции:

1. Начальная беда.

2. Отправка героя из дома.

3. Встреча с волшебным помощником.

4. Перемещение в иное царство.

5. Испытания.

6. Запрет и нарушение запрета.

7. Достижение сказочной цели.

8. Возвращение домой.

9. Повторная беда.

10. Встреча с волшебным помощником.

11. Наказание ложных героев.

12. Награждение главного героя.

13. Свадьба и воцарение.

Типы героев.

 

В сказке есть два типа главных героя: герой-искатель и герой-жертва. Герой-искатель ищет похищенных царевен или царицу, идет на борьбу со змеем, добывает для отца молодильные яблоки, ищет себе невесту и т. д.

Герой-жертва изгнан из дома, как падчерица или ребенок, похищенный ведьмой, или косоручка.

В волшебной сказке герой — или царевич, или крестьянин. На развитие действия это не влияет. Внешность героя никогда не описывается, но слушатель представляет себе его прекрасным. Это идеализированный герой. Его основное качество — бескорыстие. Он действует не для себя, не в свою пользу и не от своего имени. Он всегда кого-то освобождает, выручает. Даже в тех случаях, когда он ищет себе невесту, он находит девушку в беде, заколдованную, плененную, во власти змея. Он ее освобождает, он царевну себе заслуживает.

У Пушкина в «Сказке о царе Салтане» мы находим:

Ты, царевич, мой спаситель,

Мой могучий избавитель.

Эго говорит царевна-лебедь царевичу, убившему коршуна, а на самом деле колдуна-чародея, во власти которого она была.

Когда имеются три брата, то герой — всегда младший.

«Высокий герой» - «низкий герой».

Высокий герой – царского происхождения.

Низкий герой. Он дурак, всеми презираемый, сидит на печи, в золе, в грязи. Он именуется Иван Запечник, Иван Попелов. Героиня иногда (преимущественно в сказках Западной Европы) именуется Золушка (от «зола»), Замарашка. Но неприглядный внешний облик — контрастирующая оболочка необычайной внутренней красоты — душевной силы, благородства. Это обнаруживается при испытании героя, в его поступках. Старшие братья, умники, никогда не выдерживают испытаний, они всегда терпят поражение, вытекающее из их внутренней, моральной несостоятельности: они думают только о себе, о награде. Эго же относится к родным дочерям старухи, которые противопоставляют себя падчерице. «По-щучьему веленью», «Волшебное кольцо», «Сивка-бурка».

Следя за судьбой сказочного героя, мы вынуждены установить его полную пассивность. За него все выполняет его помощник, который оказывается всемогущим, всезнающим или вещим. Герой иногда даже скорее портит дело, чем способствует ему.

Герой-антагонист – тот, с кем приходится сражаться главному герою. Змей Горыныч, Баба Яга, Кощей Бессмертный, Морской царь…

Герои-дарители (волшебные помощники). Яга, старухи или старики, случайно встреченные, которые также указывают путь и если не непосредственно дарят волшебное средство или помощника, то подсказывают, как его найти (например, как добыть или вырастить волшебного коня и т. д.). Но есть дарители и совсем иного типа. К ним можно отнести благодарных животных. Герой голоден, уже нацеливается в какую-нибудь птицу, но она просит пощадить ее: «Не ешь меня! В некоторое время я тебе пригожусь». Иногда герой по собственному почину оказывает животному в беде какую-нибудь услугу: он накрывает пташек, которые мокнут под дождем, сталкивает в воду кита, который выброшен на сушу, и т. д. Во всех случаях нет прямого испытания, но все же герой проявляет отзывчивость, великодушие, которое и награждается. Животные или дарят ему детеныша, или предоставляют себя в его распоряжение, сообщая формулу вызова. В этих случаях в руки героя опять попадает волшебный помощник в виде животного. Сходный случай мы имеем в сказке «Волшебное кольцо»: герой выкупает у мальчишек кошку и собаку, которых они мучают. Кошка и собака оказываются волшебными и впоследствии помогают герою добыть царевну.

Волшебные помощники и волшебные предметы. Их назначение – доставить героя в иное царство.

Конь, ковер-самолет, птица (обычно, — орел или какая-нибудь фантастическая птица). Птица — древнее культовое животное. Полагали, что душа человека превращается после смерти в птицу или улетает на птице. Птица иногда выкармливается. Единственная функция этого помощника — перенести героя в тридесятое царство. Орел встречается сравнительно редко. Гораздо чаще встречается волшебный конь. Сказочный конь — гибридное существо, соединение лошади и птицы. Он крылат. Вместе с тем его природа огненная: из ушей валит дым, из ноздрей сыплются искры и т. д. Он имеет связь с заупокойным миром. Есть сказки, в которых он подарен герою его умершим отцом. Функции коня довольно разнообразны. Первая состоит в том, что он переносит по воздуху героя за тридевять земель в иное царство. В дальнейшем он помогает герою победить змея. Он мудрый, вещий, он верный друг и советчик героя.

К зооморфным помощникам относятся также благодарные животные. Самых разнообразных помощников, таких, как волк, лисица, лягушка и другие, дарит или отдает в распоряжение героя также яга.

Другую группу представляют собой антропоморфные помощники фантастического характера. Это всякого рода искусники, обладающие необычайным умением или искусством. Таковы Горыня, Дубыня и Усыня, двигающие горами, лесами и останавливающие реки. Это, далее, Студенец, умеющий напускать необычайный мороз, Объедало и Опивало, умеющие съедать целых быков и выпивать разом сорок бочек вина, Бегун, который бегает так быстро, что одну ногу ему приходится отстегивать, и др.

Третью группу помощников составляют невидимые духи, иногда с очень своеобразными названиями («Шмат-Разум», «Невидим» и др.). Они являются по вызову, для этого нужно знать формулу заклинания, повернуть волшебное колечко и проч. Впрочем, так же вызывают и коня: или формулой «Стань передо мной, как лист перед травой», или с помощью огнива.

Волшебные предметы. Предметы действуют в сказке совершенно как живые существа. Так, меч-самосек сам рубит змея, клубочек катится и указывает путь. Количество волшебных предметов почти неисчислимо. Тут и орудия (дубины, топоры, палочки), и разное оружие (мечи, рркья, стрелы), и средства передвижения (лодочки, коляски), и музыкальные инструменты (дудочки, скрипки), и одежда (рубашки, шапки, сапоги, пояса), и украшения (колечки), и предметы домашнего обихода (огниво, веник, ковер, скатерть) и т. д. Эта особенность сказки, а именно функционирование предмета как живого существа, наряду с другими ее особенностями, определяет собой характер ее фантастичности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: