Тема: Возрастные психологические особенности подростков

Тема: Общие закономерности психического развития от 0 до 18 лет.

                                                   План:

 

1. Общие условия, определяющие развитие ребенка.

2. Биологические факторы как основа психического развития:

· стимуляция и развитие мозга, особенно до 3-х лет: способность принимать сигнал извне и создавать его образ;

· использование интуиции;

· количество воспринимаемой информации;

· способность воспринимать сложные муз. формы и т.д.

3. Социальная среда, развивающая потенциальные способности ребенка:

· влияние комнаты, лишенной стимуляторов;

· впечатления раннего детства;

· брать ли ребенка на руки или с собой в постель;

· взаимоотношения с отцом, дедушкой и бабушкой;

· игрушки ребенка.

4. Психическое развитие и деятельность: влияние игровой и учебной деятельности на развитие ребенка:

· интерес – лучшее побуждение;

· развитие воображения и фантазии как основы творческих способностей;

· использование игрушек не по назначению, лепка, рисование.

5. Влияние типа и методов обучения. Определение зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому).

6. Характеристика видов активности ребенка, степень влияния активности на развитие ребенка:

· ходьба, физич. упражнения стимулируют развитие интеллекта;

· развитие двигательных способностей;

· чтобы воспитать ребенка, сначала воспитайте себя.

Литература: 1. Учебный конспект

                 2. Масару Ибука. После трех уже поздно. М.: РУССЛИТ, 1992.

 

Тема: Возрастные психологические особенности дошкольников.

                           План:

 

1. Характеристика двух точек зрения на развитие ребенка.

2. Кризис новорожденного (психодрама):

· процесс рождения – переломный момент в жизни ребенка;

· роль безусловных рефлексов новорожденного, условия появления условных рефлексов;

· физиология новорожденного; ведущий психический процесс;

· установление эмоциональной связи с ребенком.

3. Кризис одного года: ведущий психический процесс, изменение положения тела в пространстве, развитие речи и речевые нормы.

4. Кризис трех лет – Я сам, кризис независимости, его сущность:

· структура самосознания;

· половая идентификация;

· игра как ведущая деятельность;

· личностные характеристики

· подготовка к обучению в школе.

5. Специфика занятий художественного обучения с детьми дошкольного возраста.

Литература: 1. Учебный конспект

            2. Масару Ибука. После трех уже поздно. М.: РУССЛИТ, 1992.

 

 

Тема: Возрастные психологические особенности младших школьников.

                                                     План:

 

1. Характеристика кризиса «ребенок с ключом на шее». Признаки, определяющие социальную ситуацию.

2. Физическое развитие младшего школьника. Причины особого внимания физическим нагрузкам (посадка за инструментом, постановка на пуанты). Развитие двигательной активности.

3. Развитие произвольности психических процессов. Их характеристика.

4. Психология младшего школьника. Развитие личности. Учитель как центр социальной ситуации. Отношения между детьми и взрослыми.

5. Сущность учения и его закономерности. Характеристика познавательных процессов.

6. Особенности занятий  музыкой с младшими классами (кратко).

 

Литература: 1. Учебный конспект

2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология / Развитие ребенка от рождения до 17 лет/: Учеб. пособие. – 2-е изд М., 1997.

 

 

Тема: Игра как средство психического и социального развития.

                                                             План:

 

1. Игра как форма деятельности ребенка. Роль игры в жизни ребенка.

2. Первые детские манипулятивные и пальчиковые игры и их развивающее значение. Использование пальчиковых игр в более позднем детском возрасте у детей с речевыми нарушениями.

3. Сюжетно-ролевая игра, изменение содержания игр в различные возрастные периоды.

4. Развитие интересов детей в творческих играх.

5. Дидактические игры дошкольника, их роль в подготовке к обучению в школе.

6. Игровые увлечения современного поколения детей и их влияние на развитие.

7. Использование игры в художественной педагогике. Приведите примеры использования игры во время урока, не злоупотребляя развлекательностью.

 

 

Тема: Способности преподавателя как комплекс качеств, необходимых для профессиональной деятельности. Их проявление в педагогической деятельности.

                                                             План:

 

1. Способности как комплекс качеств, необходимых для выполнения конкретной деятельности.

2. Формирование у ученика желания исполнять, вызывать у аудитории эмоционально-эстетическое переживание – задача преподавателя музыки (хореографии).

3.  Четыре группы способностей преподавателя как основа успешной профессиональной деятельности (личностные, коммуникативные, дидактические и организаторские способности).

4. Задача проявления дидактических способностей.

5.  Проявление профессиональной компетентности, методического мастерства и способности транслировать учебный материал.

6. Показатель развитых дидактических способностей преподавателя.

7. Характеристика организаторских способностей преподавателя: умение проектировать конечные и промежуточные результаты, распределять работу на уроке, нацеливать на учебу и т.п.

8. Влияние развитых дидактических и организаторских способностей преподавателя на его Я-концепцию и профессиональную деятельность.

9. Характеристика личностных способностей как возможность работать над собой в трех направлениях:

· накопление педагогического опыта (перечислить формы накопления пед. опыта), качества необходимые для этого;

· управление собой в различных ситуациях, недопустимость импульсивного поведения;

· саморазвитие личности;

· развитие способности к самовоздействию (самовнушение, самоутешение, самоорганизация)

10. Коммуникативные способности преподавателя как основа педагогического контакта с учениками:

· способность воспринимать ученика;

· способность понимать ученика;

· способность формировать ожидания ученика;

· педагогический такт.

11. Влияние личностных и коммуникативных способностей преподавателя на развитие личности ученика.

 

 

Тема: Возрастные психологические особенности подростков.

                                                       План:

 

1. Кризис подросткового возраста как переходный период от незрелости к зрелости.

2. Характеристика физиологической перестройки – периода бурного и неравномерного развития: формирование нового образа физического «Я», сердечно – сосудистая система, деятельность желез внутренней секреции.

3. Пубертат как признак перестройки организма. Зависимость его протекания от климатических и национально-этнографических факторов.

4. Личность подростка: двойственность поведения, «вещизм», признаки кризиса в эмоционально-волевой сфере (упрямство, негативизм, неприятие ценностей взрослых и т.п.), страхи подростка.

5. Интеллектуальная сфера. Отношение к учебе.

6. Взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

7. Специфика занятий музыкой (хореографией) с подростками.

 

              Тема: Педагогическая диагностика. Тактика оценки.

План:

 

1. Необходимость проведения педагогической диагностики. Функции оценки.

2. Из истории развития оценки.

3. Критерии оценки. Значительность ошибки, влияющая на оценивание. Чем выражено оценочное общение на уроке педагога и ученика. Характеристика различных систем оценивания, их плюсы и минусы.

4. Тактика оценки:

· проблема «тройки»;

· выставление двойки;

· определение итоговой оценки;

· оценка начинающих обучаться;

· оценивание творческих работ учеников;

· субъективизм педагога;

· тестовая оценка знаний.

    5.Оценка как один из самых острых и тонких инструментов воспитания, требующий атмосферы доверия.

                           Тема: Неуспеваемость и её причины.

                                                         План

 

1. Неуспеваемость как ситуация, когда поведение и результаты обучения не соответствуют требованиям школы.

2. Основные признаки неуспеваемости учащихся. Наличие пробелов в знаниях как основной признак. 

3. Внутренние (недостатки биологического развития или воспитанности) и внешние (пробелы в знаниях, ориентация на зубрежку, непосильные требования) причины неуспеваемости.

4. Закрепление у неуспевающих учащихся разнообразных отрицательных черт характера (конфликтность, злобность, аффективная возбудимость и др).

5. Педагогическое воздействие на неуспевающих учеников: развитие устойчивости внимания, логического и механического запоминания и др. 

6. Работа с родителями неуспевающего ученика. Правильное построение диалога.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: