Творчество может возникнуть только при условии профессионально-личностной мотивации. А эта мотивация рождается и поддерживается захватившей педагога идеей. Своя, личностно-опосредованная творческая идея рождается на основе знания теории, на основе собственной практики, на основе опыта коллег и собственного социального бытия.
Вспомним замечательную педагогическую идею учителя И. П. Волкова! Идея, казалось бы, простая. Мы часто заставляем детей делать то, что им не хочется, и не позволяем заниматься тем, что им нравится, т. е. мы наказываем детей непонятно за что. Надо детям дать возможность заниматься – и как можно чаще – тем, чем им хочется, только тогда будут развиваться их способности, создаваться реальные возможности для самораскрытия и самовыражения личности. Отсюда и родилась знаменитая волковская «творческая комната», в которую может прийти любой школьник и заниматься тем, что ему интересно: собирать модели, чеканить, рисовать, разбирать поломанные часы или швейную машину, вырезать по металлу и т. п. Сейчас все это хорошо известно. Когда Игорь Павлович начинал, он обратил внимание, что первыми потянулись в «творческую комнату» главным образом «отверженные» – те, кто плохо успевал в учебе или не смог наладить межличностных отношений в коллективе. Они пришли в «творческую комнату» потому, что увидели там возможность для самореализации, а значит, и для самоутверждения. Так родилась общая педагогическая идея И. П. Волкова, которая затем получила конкретное воплощение. А раз педагогическая идея у педагога есть, то неизбежно начинается поиск путей ее осуществления. Но они могут быть найдены только в русле творческой педагогики. Собственная педагогическая идея может родиться в результате длительных педагогических наблюдений, опыта, знания теории. На основе ее разрабатывается индивидуальная педагогическая концепция, которая нужна каждому, подчеркнем, каждому педагогу.
Современные подходы к обучению предполагают совместное творчество учителя и учеников. От учителя требуется:
побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде;
сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями;
побуждать к выдвижению предположений, догадок, альтернативных объяснений;
давать учащимся возможность исследовать свои предположения, особенно путем обсуждения в малых группах;
предоставлять возможность применять новые знания к широкому кругу явлений, ситуаций, так, чтобы они могли оценить их прикладное значение.(5)
Но деятельность учителя должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Он должен создавать и постоянно совершенствовать свою педагогическую концепцию, осваивать и если требуется – производить новые методы педагогической деятельности.