Гр. (2 курс) ОДБ.05 «История Отечества»

                           Тема «Новые течения в культуре»

Современная культура тесно связана с накопленным культурным опытом. С другой стороны, являясь частью мировой культуры, современная культура России впитывает, перерабатывает, трансформирует тенденции, относящиеся к развитию культуры в целом. Проблемы культуры приобретают сегодня первостепенное значение потому, что культура выступает мощным фактором социального развития.

Культура современной России, органически связанная с предшествующими периодами истории страны, оказалась в совершенно новой политической и экономической ситуации, кардинальным образом изменившей многое, прежде всего – взаимоотношения культуры с властью. Государство перестало диктовать культуре свои требования,и культура утратила гарантированного заказчика.

В современной отечественной культуре диковинным образом соединяются несоединимые ценности и ориентации: коллективизм, соборность и индивидуализм, эгоизм, огромная и часто нарочитая политизированность и демонстративная аполитичность, государственность и анархия и т. п.

Позитивные социально-экономические изменения первою десятилетия XXI века положительно сказались на культурной сфере общественной жизни. На основе преобразований 1990-х годов продолжалось создание новой российской культуры. Этот процесс был обусловлен, прежде всего, творческой свободой, улучшением жизни в стране и укреплением материальной базы культуры. Государство смогло выделять больше средств на ее развитие. Учреждения культуры смогли вписаться в новые рыночные отношения.

Положение и условия, в которых оказалась российская культура, были не­однозначны и новы для нее. С одной строим, культура стала свободна для творчества, открыта для мира, она интенсивно осваивала все художествен­ные стили и формы, эстетические тече­ния, существующие в мировой культуре. Деятели культуры и искусства активно включились и мировую творческую жизнь, гастроли, фестивали, международ­ные конкурсы. С другой стороны, с переходом к рыночным отношениям роль регулятора регулятора творческого процесса пере­шла к потребителю художественных ценностей- зрителю, читателю, слу­шателю, что неизбежно вело к коммер­циализации искусства, его ориентации на массового потребителя.

В 2000 году Правительство приняло федеральную программу «Культура России (2001-2005 гг.)», в которой впервые речь шла о развитии, а не только о сохранении культуры. Программа предусматривала существенное увеличение финансирования, а также новую культурную стратегию. Министерству культуры отводилась роль коллективного организатора рынка.

Кризисные явления в культуре, в основном, были преодолены. Современная культура живет и развивается на новой основе.

Несмотря на трудности, начала восстанавливать свои позиции российская наука. Подтверждением этого служат высокие награды, полученные российскими учеными. В 2000 году за работы по созданию полупроводниковых структур Нобелевская премия была вручена физику Ж. Алферову. В 2002 году российский математик В. Воеводский стал лауреатом премии Филдса. Два российских ученых физика- А.А. Абрикосов и В.Л. Гинзбург- стали лауреатами Нобелевской премии в 2003 году.

Большие изменения произошли вначале XXI века в отечественном кинематографе. Вновь заработали все главные киностудии страны. Создано несколько новых павильонно-студийных комплексов. Быстро развивался кинопрокат. В кинотеатрах все больше показывают отечественные фильмы. Российские кинофильмы и телесериалы стали доминировать и в телепрограммах. Далеко не все из этих сериалов высокого качества, по многие позитивно отмечены критиками и телезрителями. На экраны сталивыходить сотни новых фильмов, и некоторые из них получил и международные премии. В начале века в России появилось много новых, громко заявивших о себе режиссеров. Более умело стали работать и кинопродюсеры, используя факторы рыночной экономики.

В 2005 году общее количество выпущенных фильмов по сравнению с 1990 годом увеличилось в 3,6 раза. Наряду с наращиванием количества выпускаемых фильмов, их содержание, уровень художественного и технического исполнения значительно приблизились к запросам массовой зрительской аудитории. В середине первого десятилетия XXI века появились картины, возрождавшие традиции военно-патриотического кино, отдающие дань уважения подвигу народа в Великой Отечественной войне.

Широкий общественный резонанс вызвал телевизионный сериал «Мастер и Маргарита» (реж. В. Бортко, по роману М. Булгакова)- бережное кинематографическое прочтение одного из лучших литературных творений XX века. Несомненным событием культурной и духовной жизни современной России стал фильм П. Лунгина «Остров». Среди картин на военную тему примечательными событиями стали фильмы Ф. Бондарчука «9 рота», В. Луцика «Прорыв».

Результатом появления новых интересных для зрителя фильмов стал постоянный рост посещаемости кинотеатров. Значительно расширился репертуар куинотеатров, по показателям работы они приблизились к мировому уровню. Российская кинематография переживает период возрождения после глубокого кризиса, связанного с ее неподготовленностью к творческой свободе и функционированию в условиях рынка.

Литература. У российской литературы также были некоторые успехи в первой половине первого десятилетия XXI века, но они не так заметны, как достижения кино. Из писателей советского поколения продолжали работать А. Солженицын, Д. Гранин, В. Аксенов, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, В. Войнович.

Среди мастеров детективного жанра наибольшую известность приобрели Б. Акунин, Д. Донцова, А. Маринина, Ф. Незнанский. Значительное явление в литературе представляет собой постмодернизм, ярким представителем которого является В. Пелевин. Национал-патриотическое течение в литературе обозначило себя произведениями А. Проханова, Э. Лимонова.

Роль литературы в культурной жизни страны значительно изменилась.

Бурно развивалось издательское дело.Появилось много новых издательств. По названиям книг издается во много раз больше, чем в СССР, но тиражи меньше, чем в советское время. В целом, российская литература нахо­дилась в стадии становления.

Театр. В театральной жизни России в начале XXI века продолжался подъем. Все известные российские театры, и в первую очередь в Москве и Санкт- Петербурге, работали в 2004-2005 годах с полной нагрузкой. Появилось много новых постановок, и они шли при аншлаге. Создавались новые театры. Активизировалась театральная жизнь и во многих крупных городах России- в Саратове, Екатеринбурге, Ростове-на- Дону, Ярославле, Твери, Нижнем Новгороде. Некоторые ведущие столичные театры выезжали в 2004 и 2005 г. и границу впервые за пятнадцать лет. Успешно развивались музыкальные и детские театры.

Приоритетными мероприятиями в области театрального искусства стали международные проекты, такие как Международный театральный фестиваль имени Л.11. Чехова (г. Москва), театральная программа Первого Московского биеннале современного искусства. Особое место занимали творческие про­екты для детей и юношества: Международный фестиваль «Радуга»,Международный фестиваль театров кукол имени Сергея Образцова и другие. Российская театральная жизнь выходит на новый уровень.

Ситуация в изобразительном искусстве России характеризовалась наличием разнонаправленных тенденции и течений. Продолжали плодотворно работать И. Глазунов, А. Шилов. Наряду с сохранением традиций русской реалистической школы изобразительного искусства, широкое развитие получило актуаль­ное искусство. Оно подразумевает использование новейших визуальных технологий, носящих ярко выраженный интернациональный характер.

Важнейшим проектом в области современного изобразительного искусства в 2005 году стала Первая Московская международная биеннале современного искусства. В ней приняли участие свыше 150 российских и 50 зарубежных художников из 22 стран.

Наиболее значительным мероприятием в области монументального искусства стало начало работ но установке памятника лауреату Нобелевской премии М. Шолохову в Москве, приуроченное к 100-летию со дня рождения писателя.

Положительные изменения произошли и в развитии музыкального искусства. Государство смогло оказать ведущим музыкальным коллективам существенную материальную поддержку. В 2005 году в осуществлении государственной политики в области музыкального искусства приоритетными были крупные международные и всероссийские проекты. 2005 год, прошедший под знаком 60-ти летия Победы в Великой Отечественной войне, был ознаменован уникальными культурными событиями, получившими высочайшую опенку не ТОЛЬКО российской, но и мировой общественности. Триумфально была представлена симфония № 7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича в исполнении Академического симфонического оркестра под управлением Ю. Темирканова 7 мая в Большом зале Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке и под управлением М. Шостаковича 9 мая в Альберт-Холле (Лондон, Великобритания).

Важным событием культурной жизни в 2007 году явилась подготовка и проведение XIII Международного конкурса имени П. Чайковского.

Несмотря на существующие объективные трудности, музыкальное искусство продолжало развиваться, расширялась сфера его деятельности и культурного влияния.

Культурная и духовная жизнь России в начале XXI века возрождалась в условиях свободы, па основе традиционной русской и советской культуры и новых рыноч­ных отношений, которые привносили свою специфику в процесс создания и усвоения культурных ценностей.

Молодежная культура отличается от официальной культуры и множества других субкультур знаниями, целями и ценностями, суждениями и оценками, нравами и вкусами, жаргоном и манерой поведения. Молодежь как социальная общность достаточно однородна, имеет сходные позиции и настроения, общие символы, вкусы, ценности, которые, как правило, проявляются в сфере досуга и не затрагивают трудовых и семейных отношений. Это своеобразная культурная автономия, которая формирует внутренний мир личности.

Какие же особенности характеризуют молодежную субкультуру в целом? Одну из таких особенностей ученые характеризуют как отчуждение от старшего поколения, его культурных ценностей, идеалов, образцов. Возникло оно не сегодня и выглядит как отсутствие смысла жизни. На этом фоне все очевиднее молодежная субкультура превращается в контркультуру со своими идеалами, модой, языком и искусством. В массовом сознании восприятие молодежной субкультуры часто имеет негативный характер, хотя большинство молодежи - это вовсе не металлисты, экстремисты, рэкетиры и др.

Особенности молодежной культуры можно увидеть из материалов и различных исследований досуга. Досуг все больше становится основной сферой жизнедеятельности молодежи. Подлинная жизнь для нее начинается за порогом школы, техникума, вуза. Молодежь уходит в досуг как в защитный панцирь, где она по-настоящему свободна. Основными элементами досуга являются: отдых, активная физическая деятельность, развлечение, самообразование, творчество, созерцание, размышление, праздник. Для молодежного возраста ведущими из них стали общение, развлечение и самообразование. Наиболее полно реализуются коммуникативная, эстетическая, эмоциональная, познавательная, развлекательная функции культуры и досуга.

Важной особенностью молодежной культуры является преобладание потребления над творчеством. Роль потребления в развитии культуры личности значительна, однако по-настоящему приобщение к культурным ценностям происходит лишь в активной, самостоятельной деятельности. Результаты же исследования показывают, что потребление молодежью культурных ценностей находится на втором месте среди занятий досуга, а творческая деятельность - лишь на десятом даже для студентов.

 

Вопросы и задания к теме:

1. Охарактеризуйте новые течения в культуре России (искусство, кино, литература, театр, музыка, спорт, СМИ) в начале XXI вв.

2. Какие были достижения, важные события, положительные изменения?

3. Раскройте особенности современной молодежной культуры.

 

       Тема «Религиозная жизнь России в 90-е гг. – начале XXI в.»

Кризис коммунистической идеологии на рубеже 80 - 90-х гг. вызвал бурный всплеск религиозных настроений в российском обществе. К середине 90-х гг., по данным опросов, до 34% взрослого населения страны считали себя верующими, а еще 35% колебались между верой и неверием.

Началось возрождение традиционных для России религий -- православия, ислама, буддизма, иудаизма. По всей стране развернулось восстановление и строительство храмов, мечетей, синагог, дацанов. В Москве всего за пять лет был восстановлен храм Христа Спасителя, построенный в XIX в. на деньги миллионов простых людей в память о великой победе в Отечественной войне 1812 г. Он стал символом духовного возрождения России. Большим спросом пользовалась религиозная литература, издававшаяся большими тиражами.

Возобновились массовые паломничества православных христиан и иудеев в Иерусалим, мусульман в Мекку.

Приобщение миллионов людей к религиозным ценностям происходило непросто. В Россию активно проникают опасные для психики и здоровья людей секты и течения. Их нередко называют тоталитарными за использование запрещенных приемов воздействия на людей, калечащих их морально и физически.

Таким образом, развитие отечественной культуры в 90-е и было противоречивым. Плодотворные перемены сочетались с трудностями и проблемами.

Документ

Из конституции Российской Федерации (1993 г.)

Статья 13.

В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Статья 14.

Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

"Революция сверху", начавшаяся в России с 1991 г., сопровождалась отказом от многих традиционных и заимствованием западных духовных ценностей. Изменились общественные ожидания. Если до "перестройки" большинство населения все же верило официальной пропаганде и идее построения коммунизма, то потом эта вера сменилась ожиданием построения обещанного новыми властями "народного капитализма". По мере неудач в экономической политике и нарастания проблем в межнациональных отношениях настроения стали вновь меняться: постепенно возвращался интерес к отечественной культуре, традиционным духовным ценностям, старым фильмам, песням, народным традициям.
Одной из главных черт духовной жизни общества в 90-е гг. стал идейный плюрализм. Были сняты запреты и ограничения на все идейные учения (кроме тех, что призывали к насилию и национальной вражде).
Однако перемены, происшедшие в духовной жизни общества, носят крайне противоречивый характер. Далеко не каждый человек сумел найти свой нравственный идеал. Не всем доступны достижения культуры (за исключением, пожалуй, телепрограмм). Отсутствие нравственных основ, неблагополучное материальное положение людей становятся почвой для духовного растления и роста преступности.
Заметно вырос международный авторитет Русской Православной Церкви. Он особенно проявился в попытках мирного урегулирования внутриполитических и международных конфликтов. В дни октябрьских событий 1993 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II прервал поездку по Северной Америке и вернулся в Москву, где попытался примирить враждующие стороны. Церковь выступала участником всех крупнейших событий в России, способствуя своим авторитетом объединению общества.

И социологи, и сама церковь признают, что в 90-е годы прошлого столетия произошло то, что теперь все называют религиозным возрождением. И дело не только в увеличении количества прихожан в православных храмах, но и в изменении в отношении к самой церковной жизни после почти века ее игнорирования.

Однако массовое обращение российского народа в православие в 90-е годы было не только реакцией на чужеродную культуру, но этот феномен складывался из появлявшейся из той реакции моду, из-за некой «русской» эйфории. Так, более активными в обращении к православию за 90-е годы были молодые, образованные и урбанизированные россияне.

С одной стороны, активное приобщение к православию в 90-е годы для россиян произошло из восприятия религии как «переключение», «разгрузку».

С другой стороны, возможно, для людей был привлекателен обрядовый, оккультно-магический характер религии как таковой. Помимо православия в умах людей прекрасно уживались традиционные магические представления о жизни, передаваемые из поколения в поколение, таких как вера в сглаз, черную кошку, а так же и символика новых, популярных форм религиозности, транслируемых через СМИ, таких как астрология, хиромантия, теософия

И, наконец, с третьей стороны, обращение в православие у людей связывается с исконно-русской традицией, приобщающей их к русской истории. Часто понятие «православный» является синонимом понятия «русский», и подобное понимание соединяется с комплексом идей и символов о российской исключительности.

Нельзя не сказать и о том, что именно в 90-е годы начали печататься работы эмигрировавших русских писателей, философов, писавшие о русской идее, богословские труды, но государство ничего не делало для того, чтобы эти книги стали фактором общественного влияния. Более того, подобные книги были вытеснены на периферию влияния. А как мне кажется, нужно опираться на тот исторический, культурный и цивилизационный опыт, который у нас есть, только так возможно двигаться вперед.

Десять самых важных событий и тенденций в жизни Русской православной церкви с 2009 года – за время патриаршества Кирилла.

1. РЕФОРМИРОВАНИЕ ЦЕРКОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Создание или реформирование синодальных учреждений, аппарата церковного управления, образование нового совещательного органа – Межсоборного присутствия, для предварительного изучения вопросов, рассматриваемых Поместным и Архиерейским соборами, и подготовки проектов их решений. Процесс "разукрупнения" епархий – когда вместо одной епархии на территории региона создаются несколько небольших, затем объединяющихся в митрополию (к началу 2009 года в РПЦ было 150 епархий, в настоящее время – 296 епархий и 58 митрополий).

2. 1025-ЛЕТИЕ КРЕЩЕНИЯ РУСИ В РОССИИ, УКРАИНЕ И БЕЛОРУССИИ

Масштабное празднование 1025-летия Крещения Руси в 2013 году с участием первых лиц России, Украины и Белоруссии и высшего духовенства всех 15 поместных православных Церквей мира, объединяющих более 227 миллионов верующих. Одновременное участие предстоятелей сразу девяти поместных церквей в праздновании юбилея, "столицами" которого в разные дни стали Москва, Киев и Минск. Другие аналогичные празднования на церковно-государственном уровне "протяженностью" в целый год: 700-летие преподобного Сергия Радонежского, 1000-летие памяти князя Владимира-Крестителя Руси, 1000-летие русского присутствия на Афоне.

3. ПРОГРАММА "200 ХРАМОВ" В МОСКВЕ

Реализация программы строительства 200 новых церковно-приходских комплексов — "храмов шаговой доступности" — в российской столице, прежде всего в спальных районах, вступившая в 2011 году в активную фазу с закладки храма Кирилла и Мефодия в память о жертвах теракта на Дубровке (до конца 2016 года будет построена пятая часть храмов от намеченных; в связи с расширением Москвы программа также может расшириться).

4. ИСТОРИЧЕСКАЯ ВСТРЕЧА С ПАПОЙ РИМСКИМ РАДИ ЗАЩИТЫ ХРИСТИАН

Консолидация усилий Московского патриархата с представителями поместных православных церквей, Римско-католической церкви и других христианских конфессий в деле защиты гонимых христиан Ближнего Востока и Африки. Главное в этом ряду – встреча патриарха Кирилла с папой Римским Франциском в аэропорту Гаваны 12 февраля 2016 года, ставшая первой в истории личной встречей предстоятеля РПЦ и главы Ватикана на фоне резкого обострения ситуации в Сирии и Ираке.

5. ПЕРВОСВЯТИТЕЛЬСКИЕ ВИЗИТЫ, ПОСЕЩЕНИЕ ОТДАЛЕННЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ И МИРА

Зарубежные визиты патриарха Кирилла, ставшие неотъемлемой частью его миссионерского и пастырского служения, ряд из которых прошли под пристальным вниманием как российских, так и мировых СМИ. Прежде всего, это поездка на Украину (Киев, Донбасс и западные регионы страны) в 2009 году в рамках празднования Дня Крещения Руси, визиты в Сирию в 2011 году, в Японию в 2012-м, в Китай (первый в истории православия в этой стране) в 2013 году и в страны Латинской Америки в феврале этого года. Посещение самых отдаленных регионов – Крайнего севера, Сибири, Дальнего Востока, включая подлодки, шахты, оленеводческие бригады, пограничный остров Ратманова в Беринговом проливе у границ с США, и — также впервые в истории патриархов РПЦ – самого южного континента Земли, Антарктиды.

6. ПРЕПОДАВАНИЕ ОСНОВ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР В ШКОЛАХ, ТЕОЛОГИИ – В ВУЗАХ

Введение в 2012 году по всей России курса "Основы религиозных культур и светской этики" для учащихся 4-х классов, предусматривающего изучение на выбор основ православной, исламской, буддистской, иудейской культур, основ сразу всех мировых религиозных культур или же — светской этики. Наряду с этим — появление кафедр теологии в светских высших учебных заведениях, признание "теологии" научной специальностью (решение президиума Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки от 12 октября 2015 года).

7. БЕСПРЕЦЕДЕНТНОЕ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО СЛУЖЕНИЯ И МИССИОНЕРСТВА

Организация социальной, катехизаторской (миссионерской) и молодежной работы на приходах и возрождение института военного духовенства; встреча со студентами на столичном стадионе "Измайлово" в 2009 году и последующее общение с молодежью в формате "прямых линий"; мультимедийные выставки проекта "Россия – моя история" в Москве и затем в других городах; в целом пятикратный рост, с 2010 года, количества информационных сообщений, касающихся деятельности РПЦ (по данным синодальных структур); другие мероприятия и свидетельства активной миссионерской работы.

8. ПРИНЕСЕНИЕ В РОССИЮ СВЯТЫНЬ

В Россию из-за рубежа доставляют православные святыни, паломничество к которым в последние годы приобрело особенно крупный масштаб: принесение с Афона в 2011 году Пояса Богородицы, в 2014 году — Даров волхвов, а в 2016 году — мощей Силуана Афонского; доставка из Греции в РФ, Украину и Белоруссию, к торжествам в честь 1025-летия Крещения Руси, креста апостола Андрея Первозванного. Число поклонившихся — сотни тысяч верующих, в отдельных случаях — миллионы.

9. ЗАХОРОНЕНИЕ ОСТАНКОВ ЦАРСКОЙ СЕМЬИ

Возобновление расследование дела о гибели членов дома Романовых, причисленных Русской церковью к лику святых – "царственных страстотерпцев", и назначение экспертиз с целью установления подлинности найденных останков цесаревича Алексея и княжны Марии. Обсуждение возможного перезахоронения останков детей последнего российского императора в Петербурге и учреждение РПЦ специальной комиссии для изучения результатов нового исследования.

10. ЗАЩИТА ЧУВСТВ ВЕРУЮЩИХ

Ряд резонансных событий, связанных с оскорблением чувств верующих ("панк-молебен" в храме Христа Спасителя, скандальная постановка "Тангейзера" в Новосибирске, выставка "Скульптуры, которых мы не видим" в Манеже), и появление такого медийного понятия, как "православные активисты" — людей, нацеленных на решительный и резкий общественный протест. Принятие закона о защите чувств верующих в 2013 году, как реакция на развернувшуюся широкую публичную дискуссию и "превентивная мера" на будущее.


Вопросы и задания к теме:

1. Какими обстоятельствами было вызвано обращение к историко-культурному наследию.

2. Каким образом происходило возрождение религиозных традиций в духовной жизни?

3. Охарактеризуйте и сравните Русскую православную церковь при патриархах Алексии II и Кирилле. Что было достигнуто при Алексии, какие важные события произошли при Кирилле?

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: