Разработать урок по психологии

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

· значение профессионального самоопределения

· понятие об интересах, мотивах и ценностях труда, ресурсах личности в связи с выбором профессии;

· понятие темперамента, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;

· значение творческого потенциала человека, карьеры;

· требования общества к профессиональной деятельности человека;

· понятие рынка профессионального труда и образовательных услуг;

· возможности получения образования по избранному профилю;

Учащиеся должны уметь:

· объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;

· ставить цели и планировать действия для их достижения;

· использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

· анализировать информацию о профессиях;

· пользоваться информацией о профессиональном образовании

Основные цели курса «Профориентация».

1. Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет получения знаний о себе, о мире профессий.

2. Сформировать готовность учащихся к выбору профессии, карьеры, с учетом своих способностей, возможностей и полученных знаний о современном рынке труда.

3. Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных условиях.

4. Главной целью профориентационного образования мы видим формирование поколения, способного к профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений, Обобщение знаний о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.

Тематическое планирование курса «Профориентация» (34 часов).

 

Тема занятия Количество часов
1 Вводное занятие.
2 Я и выбор профессии.
3 Социальные проблемы труда: Разделение труда Профессии и специальности Классификации профессий Мотивы выбора профессии Здоровье и выбор профессии 5 ч. теория 4 ч.практика
     
4 Профессиональная перспектива. Составление резюме. 6 (2 ч. теория / 4 ч. практика)
     
     
5 Рынок образовательных услуг. 2 (1 ч. теория / 1 ч практика)
6 Личный профессиональный план. 8 (3 ч теория / 5 ч практика)
7 Готовность к выбору профиля, профессии. 4 (1 ч теория/ 3 ч практика)
     
 

Общее количество часов

34 (17ч теория/ 17ч практика)

 

 Содержание занятий по программе факультативного курса «Профориентация».

Тема 1. Многообразие мира профессий (1 час).

Цели и задачи курса. Содержание занятий. Труд в жизни человека и общества. Профессиональная деятельность как способ самореализации личности.

Тема 2. Я и выбор профессии (4 час).

Представление о себе и выбор профессии. Путь к самопознанию. Психические особенности личности и человеческие возможности, ведущие к профессиональному успеху.

Тема 3. Социальные проблемы труда (9 часов).

1.Разделение труда. Содержание и характер труда. Виды и формы разделения труда.

2. Профессии и специальности. Квалификация.

3. Классификации профессий.

4. Мотивы выбора профессии. Секреты выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»). Профессиональные интересы. Активная роль личности при выборе профессии.

5. Здоровье и выбор профессии. Неблагоприятные производственные факторы. Работоспособность. Условия и режим работы.

О бсуждение «Какие профессии востребованы в нашем городе, области?».

Тема 4. Профессиональная перспектива. Составление резюме (6часов).

Понятие о профессиональной пригодности. Методы изучения способностей. Развитие способностей. Призвание. Целеустремленность. Профессиональный успех на студенческой скамье. Правила составления резюме.

Тема 5. Рынок образовательных услуг. (2часа).

Система профессионального образования. Типы учебных заведений, условия приема и обучения студентов. Система дополнительного образования. Социально – профессиональная мобильность.

Практическая работа: сочинение «Мой путь в профессию».

Тема 6. Личный профессиональный план (8 часов).

Понятие о профессиональной карьере. Профессиональная компетентность. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека. Профессиональное прогнозирование и самоопределение. Основы проектной деятельности; технология и алгоритм создания творческого проекта.

Тема 7. Готовность к выбору профиля, профессии (4 часа).

Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности. Проверка соответствия выбранной профессии склонностям учащихся.

Д искуссия на тему «Риски предстоящего выбора».

Формы контроля.

· Диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного и итогового контроля;

· Презентации проектов учащихся;

· Фоторепортажи учащихся;

· Деловые игры;

· Формулировки вопросов должны быть понятными для учеников и требующими однозначного ответа;

· Постановка вопроса должна побуждать ученика демонстрировать свое отношение к миру, к другим людям, к самому себе;


1.3.
а)Данная программа составлена таким образом, чтобы охватить основные проблемы выпускников в связи с профориентацией. Приоритеты по часовой нагрузке я отдала таким важным практическим моментам как определение психологических ресурсов и их соответствие интересам учеников, социальным проблемам труда, важности навыка составления резюме. Поэтому считаю, что курс соответствует требованиям.
б) В данном курсе не охвачены экономические знания, также не раскрыты знания о краеведческих особенностях в связи с профессиями. Я не посчитала нужным выделять отдельный блок для этих тем, а раскрывать их ситуационно по мере необходимости.

в) Сложности в реализации могут быть обнаружены в самостоятельном подборе методик для тестирования. Необходимо обладать актуальной информацией о рейтинге специальностей с учетом постоянно меняющихся условий экономики. Подача информации должна быть объективна, при этом гибко огибая «острые углы» модных профессий, уважительно относится к самым нестандартным и оригинальным высказываниям учащихся.




Список литературы.

1. Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/ под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь. 2007.

2. Климов Е.А. Как выбирать профессию? //Библиография.- М., 2005, №6

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996.

4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.:Academia. 2007.

5. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - Москва: Вако. 2005.

6. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профриентация. М., Изд. Центр «Академия», 2005.

7. Чернов С.В. Азбука трудоустройства. Элективный курс для 9-11 классов. М.: Вита-пресс.2007.

Разработать урок по психологии.

Цели: расширить знания учащихся о различных профессиях, побуждать учащихся к осознанному выбору профессии.

Форма проведения - час общения.

Оформление:

 - крупными буквами написать сверху доски тему классного часа;

- создать презентацию с иллюстрированием ключевых слов о профориентации;

План:

I. Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика».

II. Групповая работа по теме «Самые нужные профессии».

III. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

IV. Мини-лекция «Формула профессии».

V. Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!»

VI. Тестирование (ДДО Климова, карта интересов Голомштока).

VII. Подведение итогов.

Ход классного часа профориентационной направленности.

1. Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика»

Психолог: «Скоро вам всем предстоит выбирать дело своей жизни. И очень важно не сделать ошибку в своем выборе. Потому что от вашего выбора зависит финансовое положение, круг общения, интересы, счастье в жизни. Потому что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия?»

На слайдах презентации написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?

(обсуждение темы с вовлечением каждого ребенка).

Психолог: «Итак, в чем то вы оказались правы, а в чем то и ошиблись. Сейчас, чтобы стало понятнее, я дам вам определения этих понятий, а вы посмотрите насколько вы были правы».

Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.

Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.

Квалификация - это уровень профессионального мастерства.

Должность - это место, занимаемое человеком в организации.

Как видим, многие из вас дали правильные толкования всех этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.

2. Групповая работа по теме «Самые нужные профессии»

Психолог: «Дети, как вы думаете, что будет, если все фермеры мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты хлебом, крупами, мясом и т. п.? (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль).

То же самое происходит и на рынке труда. Профессия, специальность, квалификация, все это человек продает на рынке труда. В зависимости от времени одни профессии становятся более востребованными другие соответственно менее, а третьи вообще уходят в прошлое.

Я предлагаю вам составить рейтинг таких профессий.

Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».

Вторая группа - «Самые забытые профессии».

Третья группа - «Профессии, которые всегда нужны».

Четвертая группа - «Самые отважные профессии».

Через пару минут выслушиваем ответы групп.

Примерные списки профессий:

Самые модные: блогер, фотограф, психолог, юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, нефтяник и т. п.

Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, трубочист, ямщик и т. п.

Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.

Самые отважные: пожарный, промышленный альпинист, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т. п.

Конечно же, здесь не все профессии, которые существуют. Их в мире более 50 тысяч. Но выбирая себе профессии, мы должны ориентироваться на общество, которое нас окружает и на свою страну.

3. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

Психолог: «Один педагог, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и интересовался судьбой и дальнейшими успехами своих учеников. При встрече он задавал им вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы иначе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы думаете?

Примерные ответы детей:

- «Давят» родители.

- Идут за модой.

- Ничего не знают о профессии, которую выбрали.

- Выбирают «за компанию».

- Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.

- Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.

- Подражают героям кино и телесериалов.

Психолог: «Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Но как же тогда правильно выбрать профессию?»

4. Мини-лекция «Формула профессии».

Психолог: «Скажите, пожалуйста, что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего классного часа: «хочу», «могу» и «надо»?

(Психолог переключает слайд на тот, на котором вместо тире между словами в названии темы классного часа, появляются плюсы. Дети высказывают предположения.) Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии. Как объяснить эту формулу? В ней всего три компонента:

- хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;

- могу - это все, что мне по силам, по способностям;

- надо - это все, что нужно для общества, страны.

Планируя свою профессиональную карьеру, необходимо выделить следующие моменты:

·  кем хочу стать, чего хочу достичь, каким хочу быть.

· где буду учиться, первая работа, дальнейшие перспективы.

· Пути и средства достижения ближних целей.

· Свои возможности.

· Запасные варианты

 

Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор-это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления, и свои возможности, и потребности общества в это профессии именно в данный момент.

5. Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!»

Как же работает формула осознанного выбора профессии? Сейчас вы увидите это в исполнении. (К доске выходят ученики, рассказывают тексты.)

Ученица 1. Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи - стану швеей.

Ученик 2. Хочу быть каскадером, космонавтом, водителем, летчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец - водитель.

Может быть, и я стану водителем.

Ученица 3. Хочу стать артисткой, телеведущей, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь – стану репортером.

Психолог: «Кто из вас тоже хочет продемонстрировать, как работает формула осознанного выбора профессии?»

(Дети поднимают руки, предлагают свои варианты осознанного выбора.)

Тестирование.

Психолог: «Может быть, немного разобраться в себе вам поможет 2 теста (психолог раздает заранее подготовленные бланки тестов карты Голомштока и ДДО Климова).

Мы сейчас заполним тесты, и после классного часа я подсчитаю и скажу результаты каждому из вас.

7. Подведение итогов.

Психолог: «Какие чувства остались после классного часа? Какие открытия вы для себя сделали?»

Ответы детей:

- Остались положительные чувства. Профессию будем выбирать сознательно.

- Открыл, что, оказывается, у меня склонность к работе с людьми.

- Открыл, что в мире множество профессий. Пока не знаю, какую выбрать.

- тест интересный, но на выбор профессии он наверное не повлияет.

- Куда скажут родители, туда и пойду после 11 класса.

Спасибо всем за внимание. Классный час окончен. Надеюсь, я помогла вам определиться с выбором будущей профессии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: