Меры фактического характера (самозащита)
| Меры оперативного воздействия | Меры государственного принуждения | ||
Меры регулятивного характера | Меры предупредительного характера | Меры правовой ответственности | ||
Сейфы Замки Сигнализация Необходимая оборона Крайняя необходимость | Действия отказного характера Выполнение управомоченным лицом работ по исполнению обязанностей за счет обязанного субъекта | Направленные на урегулирование разногласий Направленные на восстановление имущественной сферы лица Направленные на реальное исполнение обязательств | Предупреждения Признание права Признание факта Санация или внешнее управление юридическим лицом Признание ничтожности договоров | Долевая Солидарная Субсидарная Смешанная регрессная |
- Меры фактического характера — это меры, направленные на защиту личных и имущественных прав и интересов, применяемые самим управомоченным лицом, конкретное содержание которых правом не регламентировано и ему не противоречит.
- Меры оперативного воздействия — это правоохранительные меры, применяемые управомоченным лицом как стороной в гражданском правоотношении по отношению к нарушителю его прав самостоятельно, без обращения с защитой своего права к государственным или общественным органам. Данные меры
носят юридический, а не фактический характер, так как они всегда влекут изменение прав и обязанностей для нарушителя. Кроме того, они применяются только в ответ на нарушение прав и носят односторонний характер.
К мерам оперативного воздействия относятся:
1) действия, связанные с выполнением управомоченным лицом определенных работ по исполнению обязанностей за счет обязанного субъекта (например, ремонт вещи, проданной со скрытыми недостатками, за счет продавца);
2) меры, связанные с правом управомоченного лица совершить действия отказного характера (односторонний отказ от договора, отказ от приемки ненадлежащего исполнения обязательств,
задержка выдачи заказа заказчику до внесения им всех причитающихся с него платежей и т. п.).
- Меры государственного принуждения — это меры принудительного характера, применяемые уполномоченными на то государственными органами для защиты прав граждан и юридических лиц.
К числу таких органов относятся суд, арбитражный суд, третейский суд, в некоторых случаях — административные органы. Меры государственного принуждения можно разделить на три группы:
1) меры предупредительного характера; 2) меры регулятивного характера; 3) меры гражданско-правовой ответственности.
К мерам предупредительного характера относятся:
1) предупреждение о необходимости прекращения допускаемых нарушений законодательства;
2) признание права, принадлежащего лицу, у которого отсутствуют доказательства наличия у него данного права. Признание права устраняет возможность возникновения спора по данному праву в будущем;
3) признание факта, имеющего юридическое значение, что служит основанием для возникновения у данного лица определенного права;
4) внешнее управление юридическим лицом, назначаемое судом для оздоровления имущественного состояния предприятия, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве;
5) признание ничтожности договора устранит возможность наступления неправомерных последствий исполнения такого договора.
Меры регулятивного характера применяются государственными органами для разрешения споров, возникающих между сторонами гражданского правоотношения в случае, когда они сами не в состоянии решить данный спор. Применение этих мер несвязано с правонарушениями, поэтому здесь не идет речь о применении гражданско-правовых санкций, они лишь направлены на восстановление нормального положения. К ним относятся:
1) меры, направленные на урегулирование разногласий между участниками гражданских правоотношений (например, в случае, когда лица, имеющие дом на праве общей собственности,
не могут договориться о доле каждого в праве собственности, это поможет им сделать суд);
2) меры, направленные на восстановление имущественной сферы лица. Так, суд может помочь в этом лицу, у которого без достаточного основания было изъято имущество или которому мешают пользоваться его имуществом без лишения его владения;
3) меры, направленные на реальное исполнение обязательств. Так, суд может принудить должника к возврату долга, продавца — к передаче проданной вещи и т. п.