Ащита интересов особых групп населения (беженцев и вынужденных переселенцев)

Задачи проводимых социальных, политических и экономических преобразований, создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства обусловливают необходимость решения миграционных проблем государства. Анализ конституционных статей (ст. 45, 46, 48, 52, 53 и 33) позволяет выделить следующие основные виды защиты прав, свобод и обязанностей граждан в Российской Федерации: государственная защита, правовая защита (включающая судебную защиту).

Миронов О. О. и Парфёнов В.П. определяют такие виды защиты прав граждан, как государственная, правовая, судебная персональная защита (или самозащита) и межгосударственная защита (или международная). В рамках данной статьи мы проанализируем особенности государственной защиты прав беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации.

Как отмечает О. А. Снежко, в содержание права на защиту входят: субъекты защиты, объекты защиты, основания защиты, меры защиты, порядок защиты2. Основными составляющими механизма защиты прав, свобод и обязанностей беженцев и вынужденных переселенцев выступают, на наш взгляд, субъекты защиты, конституционно-правовые нормы (основания защиты), процессуальные действия (формы защиты).

В качестве субъектов защиты можно назвать международное сообщество, Российскую Федерацию в целом; субъектов РФ (республики, автономные округа, иные субъекты федерации; государственные органы законодательной, исполнительной, судебной власти; надзорные и правоохранительные органы; органы местного самоуправления; должностных лиц всех уровней; общественные объединения, граждан Российской Федерации; беженцев и вынужденных переселенцев непосредственно.

Правовые основания механизма защиты беженцев и вынужденных переселенцев могут быть представлены в первую очередь конституционными нормами: действующей Конституцией РФ (ст. 45, 46, 48, 52, 53); конституциями (уставами) субъектов в составе РФ, а также нормативно-правовыми актами федерального (например, закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»3, Закон РФ от 19 февраля 1993 г. «О вынужденных переселенцах» в ред. от 23 июля 2008 г.4, Закон РФ от 19 февраля 1993 г. «О беженцах» в ред. от 23 июля 2008 г.5.) и регионального уровней.

Практическое осуществление (непосредственная реализация) защиты прав и свобод беженцев и вынужденных переселенцев представляет собой совокупность действий, совершаемых в установленном законом порядке различными участниками (субъектами) данного процесса. Эти действия в конечном счёте направлены на реализацию нарушенных прав и свобод, на претворение в жизнь закрепляющих последнее норм.

В числе объектов, на которые направлено действие механизма защиты прав и свобод беженцев и вынужденных переселенцев, выступают конституционные (основные) и отраслевые (специальные), индивидуальные и коллективные права, свободы и обязанности, т. е. вся совокупность прав указанных категорий населения, образующая содержание их конституционно-правового статуса.

Государственная (или публично-правовая) форма защиты, осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством и другими федеральными органами исполнительной власти, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 80 Конституции РФ глава государства является гарантом Конституции, прав и свобод граждан, в том числе беженцев и вынужденных переселенцев. 14 сентября 2009 г., выступая на международной конференции «Современное государство и глобальная безопасность» Президент РФ

Д.А. Медведев возложил ответственность за возникновение и массовой нелегальной миграции в условиях глобального финансовоэкономического кризиса на Правительства, которые не способны поддерживать на должном уровне занятость и как следствие качество жизни своих граждан отметил важность мер государственной поддержки беженцев и вынужденных переселенцев6. Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. №746 в ред. от 27 июля 2007 г. №993 утверждено Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища7.

В необходимых случаях Президент РФ принимает оперативные меры, направленные на защиту прав человека. Так в августе 2008 г. на рабочей встречи Президента РФ Д.А. Медведева с полномочным представителем Президента в Южном федеральном округе обсуждались меры оказания помощи пострадавшим из Южной Осетии, вопросы размещения вынужденных переселенцев, обеспечения их продовольствием и предметами первой необходимости.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: