Роль досуговых учреждений в сфере свободного времени молодежи

 

Существуют сформировавшиеся учреждения и организации, деятельность которых направленна на «включение» индивидов в социум. Это культурно - досуговые учреждения, спортивные комплексы, научно-технические центры и т.п., функционирующие в сфере досуга, с расширением пределов каковых увеличивается и социализирующее влияние на учащихся.

Однако сам по себе досуг никак не считается признаком ценностей. Наиболее основное состоит в характере его применения, уровня его общественной интенсивности. Досуг способен быть мощным стимулом формирования личности. В этом заключены его современные способности. Однако досуг может послужить причиной ограничения духовного мира, в том числе к подобным проявлениям, как алкоголизм, наркомания, проституция, преступность.

Значимым считается досуговое учреждение, которое является полифункциональным и мобильным, способным объединять и активно использовать все социальные институты, оказывающие социализирующее воздействие на личность. В своих высших формах досуговая работа служит целям воспитания, просвещения и самовоспитания юного поколения.

К отличительным чертам молодежного досуга принадлежит особенность среды его протекания. Родительская среда, как правило, не является первинствующим приоритетом проведения досуга молодого поколения. Подавляющее большинство молодых людей предпочитают проводить свободное время вне дома, в компании ровесников. Если разговор идет о решении серьезных жизненных проблем, молодые люди охотно получают рекомендации и наставления родителей, но в области специфических досуговых интересов, то есть при выборе форм поведения, друзей, книг, одежды, они ведут себя без помощи других.

Приметной характерной чертой досуговой работы молодежи стало наглядно сформулированное желание к психологическому удобству в общении, стремлении получить конкретные умения общения с людьми различного социально-психологического склада. Взаимодействие молодого поколения в обстоятельствах досуговой деятельности удовлетворяет,  в первую очередь следующие ее потребности:

-в эмоциональном контакте, сопереживании;

-в информации;

-в слиянии усилий с целью общих действий.

Необходимость в сопереживании довольствуется, равно как принцип, в небольших, основных группах (семья, группа друзей, молодежное неформальное объединение). Потребность в информации образует второй тип молодежного общения. Взаимодействие в информационной группе организуется вокруг лиц, владеющей информацией, которой нет у других, и которая имеет ценность для этих других. Общение ради совместных согласованных действий молодежи возникает не только в производственно - экономической, но и в досуговой области работы. Все без исключения разнообразие форм общения молодого поколения в обстоятельствах досуговой деятельности можно систематизировать согласно основным показателям:

-по содержанию (познавательные, развлекательные);

-по времени (краткосрочные, периодические, систематические);

-по характеру (пассивные, активные);

-по направленности контактов (непосредственные и опосредованные).

Работа культурно-досугового учреждения и ее усовершенствование зависит не только лишь от опытной организации досуга, но и от учета психолого-педагогических условий. Деятельность молодых людей в сфере свободного времени базируется на добровольности, на личной инициативе на интересе к общению и творчеству. В данной связи возникают проблемы общения в коллективах, поэтому говорить о содержательности мероприятий, о формах и методах работы можно говорить лишь тогда, когда учитывается психология личности и психология групп, психология коллективов и масс. Реализуя цель формирования творческих возможностей, принимая во внимание собственную инициативу и добровольность в условиях досуга, вид деятельности людей, организаторы досуга формируют такие мероприятия, в которых заложены программы саморазвития и творчества. Это является главным различием деятельности в условиях культурно-досугового учреждения, от регламентированных условий (учебный процесс, трудовая деятельность), где развитие личности носят на столь добровольный вид.

Уровень культуры досуга определяют также те занятия, которым отдается предпочтение в свободное время. Речь идет только о таких видах досуговой деятельности, которые содействуют обычному воспроизводству способности к труду, совершенствованию и развитию молодежи. Во многих из них он должен обязательно принимать участие сам.

Наконец культура развития и функционирования соответствующих учреждений и предприятий: клубы, дворцы культуры, культурно-досуговые центры, центры народного творчества, кинотеатры, стадионы, библиотеки и т.д. При этом главное значение имеет творческая деятельность работников данных учреждений. Почти все зависит равным счетом от них, от их умения предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг и увлечь людей.

Хорошим качеством цивилизованного молодежного досуга считается эмоциональная окрашенность, вероятность привнести в каждую возможность заниматься любимым делом, встречаться с интересными людьми, посещать значимые для него места, быть участником важных событий.

Все без исключения данные требования необходимо принимать во внимание в организации досуга молодежи и в его совершенствовании.

КЛУБНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ. Одними из наиболее многочисленных учреждений культуры в настоящее время остаются учреждения клубного типа (клубы, дома и дворцы культуры). Согласно своему характеру клубные учреждения являются многофункциональными комплексными учреждениями культуры. Их целью является предоставление максимум услуг для различных категорий населения в сфере досуга и рекреации, образования и творчества.

Главными тенденциями в работе клубных учреждений являются: информационно-просветительная; художественно-публицистическая; содействие развитию социальных инициатив; сохранение и развитие традиционной народной культуры, осуществление праздников и ритуалов; развитие художественного и технического творчества; культурно-развлекательная; физкультурно-оздоровительная работа; туристическая деятельность; экскурсионное обслуживание и др.

ПАРКОВЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ. Парки культуры и отдыха считаются одними из распространенных учреждений досугового типа. Равно как и клубы, парки являются комплексными многофункциональными учреждениями культуры. Но, в отличие от клубов, свою деятельность парки организуют в условиях живой природы под открытым небом. Особенность парков дает возможность им осуществлять самые разнообразные формы деятельности, удовлетворять потребности самой разнообразной аудитории: от площадок для детей и тихих уголков для людей старшего возраста, до танцевальных залов и самых разнообразных аттракционов для молодежи и т.п.

МУЗЕИ. Главное предназначение музеев - сбор, изучение и экспонирование материальных и духовных ценностей. Огромную роль в работе музеев занимает проведение культурно-просветительной и научно-исследовательской работы.

Все музеи можно разбить на 10 основных профилей: комплексные (в основном, краеведческие), исторические, художественные, литературные, мемориальные, искусствоведческие, естественнонаучные, отраслевые, технические и архитектурные.

БИБЛИОТЕКИ. Основное назначение библиотек - сбор, хранение и распространение книг. В последние годы на одно из первых мест в деятельности библиотек выходит информационное направление.

КИНОТЕАТРЫ. В настоящее время требуется не только модернизация кинооборудования в наших кинотеатрах, но и реорганизация всей системы кинопроката. Необходимо возродить и отечественный кинематограф.

ТЕАТРЫ. Формируя разнообразные досуговые программы в культурно - досуговых учреждениях для молодого поколения, необходимо придерживаться временных и других лимитов, обдумывая определенный набор переключений с одного занятия на другое. Нарушение меры в любом мероприятии превращает его в утомительную, а значит и неугодную для отдыха форму. Следовательно: много хорошего - тоже плохо, ведь не всегда чем ярче, тем лучше, здесь тоже есть свои границы, когда мероприятие становится утомительным и даже начинает раздражать.

В нынешних культурно-досуговых учреждениях есть еще существенная своеобразная область в использовании эмоциональной сферы молодого человека - создания гармонии внешних условий с внутренними эмоциями молодого поколения. Следует достичь того, что бы общая эмоциональная реакция на свет, звучание, оформление гармонировала с глубокими нравственными и эстетическими чувствами.

В культурно - досуговых организациях не должно быть таких фактов, когда уют и эстетическая выразительность оформления помещения находится в противоречии с бессодержательностью мероприятий и устарелостью их форм. На фоне плохо организованных мероприятий даже превосходное оформление лишь усугубляет ощущение бессодержательности. А отрицательные моменты оформления только усиливают недостатки содержания. Таким образом, нужно стремится к формированию целостной культурно-досуговой среды, которая влияет на характер и содержание досуговых программ и вызывает у людей потребность активного участия в них.

Культурно-досуговые учреждения только лишь в то время привлекают людей, когда они увлекательны, интересны, а также легкодоступны. Любое учреждение культуры призвано стать для человека любимым местом отдыха, встреч с друзьями и знакомыми, разумного проведения собственного досуга.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: