Кафедра социально-культурной деятельности

КУЛЬТУРЫ»

Факультет социально-культурной деятельности и туризма

Кафедра социально-культурной деятельности

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Теория и история СКД»

на тему: «СОДЕРЖАНИЕ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ, СЕМЬИ И ШКОЛЫ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ (НА ПРИМЕРЕ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ)»

 

Студентки 2 курса направления

подготовки 51.03.03 «Социально-

культурная деятельность»

группы СКД-18 ЗФО

Зимовской О.А.

Подпись ____________________________

 

Научный руководитель:

д-р филол. наук, доцент кафедры СКД

Павлова О.А.

Оценка _______________________

 

Подпись_______________________

 

Дата допуска к защите_____________

 

 

Краснодар 2020


 

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ, СЕМЬИ И ШКОЛЫ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ…………………………………..………………………………6

1.1. Формы совместной работы образовательного учреждения и семьи….….6

1.2. Взаимодействие семьи, образовательных и культурных учреждений в воспитании личности …………………………………………….…………….13

ГЛАВА 2. ПОКАЗАТЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ, СЕМЬИ И ШКОЛЫ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………19

2.1 Роль родителей в воспитании личности ребенка………………………..19

2.2.. Анализ взаимодействия учреждений культуры, школы и семьи в воспитании детей в МКОУ средняя школа №16 г. Черкесск……………………….28

Заключение …………………………………………………….………………38

Список использованной литературы…………………………………………41

Приложения…………………………………………………………………….45


 

Введение

 

Актуальность темы курсовой работы. Эффективность образования детей во многом зависит от близости учреждений культуры, школы и семьи. Основную роль в организации сотрудничества между школами и семьями играют учителя. Именно их работа определяет степень, в которой семьи понимают школьную политику в области образования и воспитания детей и участвуют в ее реализации. В то же время семья должна рассматриваться как основной клиент и союзник в воспитании детей. Сочетание усилий родителей и учителей создаст благоприятные условия для развития ребенка.В настоящее время проблемой является взаимодействие семьи и школы в образовательном процессе. Учитывая, что семья и школа являются двумя основными и равными субъектами образования и социализации личности в период детства и юности. Что касается школьно-семейных отношений, то прежде всего следует отметить, что они должны основываться на принципах взаимосвязи, взаимной преемственности и взаимодополняемости образовательной деятельности  у детей школьного возраста приобретает актуальность в силу следующих обстоятельств. Во-первых, в условиях усиления духовного кризиса, утраты нравственных ориентиров становится очевидной тенденция разрушения культурных традиций, переориентации ценностей с духовных на материальные, прагматические. По взглядам Е.Ю. Флотской такая ситуация неизбежно приведет к дезориентации половой идентичности детей, формированию у них внесупружеских и антиродительских установок, общей деморализации. Во-вторых, в последнее десятилетие усилился кризис семьи как социального института.

Все это влияет на определенное отношение к людям, к окружающему миру в целом со стороны ребенка. «Образ родителей» влияет на построение определенных детско-родительских отношений и оказывает влияние на родительскую позицию и поведение в семье уже в будущем взрослого человека. Таким образом, актуальность работы состоит в том, что в ней описывается содержание представлений младших школьников о родительских ролях, анализируются факторы, определяющие эти представления, которые, в свою очередь, позволяют определить пути формирования адекватных представлений младших школьников о родительских ролях.

В младшем школьном возрасте происходит выбор и усвоение стереотипа полоролевого поведения, проигрывание ролей родителей, которыми они станут в будущем (Т.В. Андреева, А.И. Антонов, И.С. Кон, М. Мид, Р.В. Овчарова). Вместе с тем, по мнению ученых, младший школьный возраст оказывается наименее изученным в плане специфики их представлений о родительских ролях, что и определило тему нашего исследования. Изучением «образа родителей» в восприятии детей занимались следующие современные исследователи: О.Г. Кулиш, Е.Ю. Макарова, Н.А. Круглова, Н.В. Панкова, Л.Г. Попова, Е.В. Левицкая, Т.И. Пухова. Согласно результатам их исследований, значение «образа родителей» заключается в том, что в соответствии с образами родителей у ребенка складывается представление о себе, самооценка; через формирование «образа семьи» школьник усваивает жизненные ценности.

Цель курсовой работы – изучить психолого-педагогические условия влияния учреждений культуры, школы и семьи на  младших школьников в воспитательных процессах.

Задачи курсовой работы:

проанализировать формы совместной работы образовательного учреждения и семьи;

изучить взаимодействие семьи, образовательных и культурных учреждений в воспитании личности;

рассмотреть роль родителей в воспитании личности ребенка;

провести анализ взаимодействия учреждений культуры, школы и семьи в воспитании детей в МКОУ средняя школа №16 г. Черкесск.

Объектом изучения представленной темы является исследование образа родителей и школы, а также учреждений кульутры  в восприятии младшего школьника.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия воспитания  младших школьников.

Методы исследования:

- теоретические: анализ психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования;

- эмпирические: метод опроса, проективный метод, анализ продуктов деятельности.

Практическая значимость работы заключается в подборе и апробировании методов исследования и способов формирования представления младших школьников о родительских ролях. Разработке рекомендаций по формированию адекватных представлений младших школьников о родительских ролях.

Гипотеза курсовой работы: предполагается, что характер взаимоотношений в семье с родителями   и в школе значимо влияет на уровень развития у ребенка.

База исследования:

МКОУ средняя школа №16 г. Черкесск

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 


 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ, СЕМЬИ И ШКОЛЫ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ

 

1.1. Формы совместной работы образовательного учреждения и семьи

 

Ребенку сорт  в различные сорт  периоды жизни сорт  свойственны определенные сорт  анатомо-физиологические особенности, сорт  совокупность которых сорт  накладывает отпечаток сорт  на реактивные сорт  свойства сопротивляемость сорт  организма.[1]

Взаимодействие школы и семьи –это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи- источник и важный механизм их развития.

Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи.[2]

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми –это работа с их родителями».

Как пишет великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы».

В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных требований. Для решения этого несоответствия педагогу необходимо сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей. Моя практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы.

Главными задачами педагогов в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей семейного воспитания ребенка. Учитель должен общаться с родителями, хочет он того или нет.

Отношения «Учитель –родители» могут существовать и формироваться определенным образом и без прямых контактов их участников. Связующим звеном в этом случае становится ребенок.[3]

Однако отсутствие контактов родителей со школой, а также несогласованные действия школы и родителей наносят ущерб обучению и воспитанию ребенка.

Избежать недопонимания, разобщенности в решении педагогических проблем с детьми учителю поможет опора на следующие нравственные нормы:

чувство ответственности перед родителями учащихся за обучение и воспитание их детей, за их психолого-педагогическую компетентность;

активный и постоянный поиск педагогических контактов с родителями(а не обращение к ним лишь в тех случаях, когда необходима их помощь);

уважительное отношение к родительским чувствам, недопущение небрежной и необоснованной оценки способностей детей и их поведения;

повышение авторитета родителей в глазах детей (показ детям наиболее ценных качеств их родителей, учет этих качеств и способностей родителей в педагогической деятельности);

тактичность и обоснованность при предъявлении необходимых требований к родителям(при этом важно не перекладывать на них свои обязанности);

терпение при поступление критических заявлений в свой адрес, учет их в процессе профессионального саморазвития.

Семья как воспитательный коллектив обладает рядом специфических особенностей. Прежде всего, это-коллектив, объединенный не только общностью цели, но и кровнородственными связями. Родительские чувства, родительская любовь- своеобразный катализатор, ускоряющий развитие личности. Это сравнительно стабильный коллектив, где общение происходит постоянно, в самых широких сферах, в разнообразных видах деятельности.[4]

Семья- разновозрастный коллектив, где старшие выступают естественными воспитателями детей, осуществляется передача опыта старших поколений младшим.

Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности. В ней ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности. Только в семье можно создать и воспроизвести культуру истинно родственных отношений, освоить важнейшие социальные роли, сформировать культуру, обогатить нравственный опыт, осуществить половое воспитание детей, подготовить их к будущей семейной жизни.

Семья призвана обеспечить разумную организацию жизни ребенка, помочь усвоить положительный опыт жизни и труда старших поколений, накопить ценный индивидуальный опыт деятельности, привычек, отношений.

Закон об образовании обязывает семью создавать необходимые условия для того, чтобы дети своевременно могли получать образование и профессиональную подготовку, воспитывать детей нравственными, прививать им трудовые навыки, бережное отношение к общественной собственности, проявлять особую заботу о здоровье ребенка, о его полноценном физическом развитии. Под влиянием всего уклада семейной жизни формируются нравственная и общественная направленность личности растущего человека, его ценностные ориентации и психологические установки.

Детство –важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, -от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний ученик.

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Семья должна представлять собой коллектив единомышленников и действовать согласно со школой, поэтому главными задачами педагогов являются следующие:

обучение родителей приемам, способам и стилю обучения взрослых и детей, членов семьи;

оказание помощи в осознании позитивных и негативных ситуаций.

Социально-психологическая защищенность, успешность достижений ребенка зависят от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком.

Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания.

Взаимодействие с семьей –одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.

Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей.

Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

Теоретические основы взаимодействия семьи и школы

Взаимодействие педагогов и семьи- целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка.

Формирование сотрудничества отношений между педагогами и семьей –длительный процесс, успешность которого зависит от того, какие принципы положены в основу этих отношений. В процессе взаимодействия с семьей общеобразовательное учреждение опирается на следующие принципы:

Организация субъектной позиции всех участников педагогического процесса.

Организация совместного творчества учителей, учащихся и их родителей.

Интеграция и дифференциация целей. Задач и действий участников образовательного процесса, направленных на воспитание и развитие детей.

Воспитательные возможности семей неодинаковые, во многом зависят от особенности структуры, социального, возрастного, полового состава.

В работе используются типологии семе, учитывающие различия семейных структур:[5]

по структуре власти в семье;

количеству поколений в семье (однопоколенная, расширенная. Большая, сложная);

наличию родителей (полная, неполная, материнская или отцовская);

количеству детей в семье (малодетная, среднедетная, многодетная, социально-незащищенная).

Взаимодействие школы и семьи –это взаимосвязь педагогов, учащихся и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются две стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи- источник и важный механизм их развития.

Основными проявлениями, характеристиками взаимодействия, взаимоотношения, взаимовлияние. Вступая в контакт, педагоги и родители, дети осознанно или неосознанно познают друг друга. От того как они воспринимают друг друга, при каких обстоятельствах это происходит, зависит объективность представлений. Знаний друг о друге.

Большим воспитательным потенциалом обладает диалоговое взаимодействие. Оно предполагает равенство позиций педагогов, детей и родителей, уважительное, положительное отношение взаимодействующих сторон друг к другу.

Как показывает опыт, наиболее эффективным является сотруднический тип взаимодействия.

Сотрудничество педагогов и семьи- это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.

При сотрудничестве возможны конфликты, противоречия. Но они разрезаются на основе общего стремления к достижению цели, не ущемляют взаимодействующих сторон.

Сотрудничество школы и семьи обусловлено следующими обстоятельствами:

Единым объектом (субъектом воспитания);

Общими целями и задачами воспитания детей;

Необходимостью согласованности действий педагогов и родителей;

Возможностью взаимного обогащения семей, классного и школьного коллективов, каждого участника взаимодействия.

Основой сотрудничества школы и семьи является общая цель создания благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей.

Эта цель направлена на решение следующих общих задач воспитания:

обеспечение качественного образования учащихся;

развитие профессиональных интересов и подготовка детей к сознательному выбору профессии;

формирование нравственности и культуры поведения у учащихся;

подготовка школьников к школьной жизни;

формирование потребности в здоровом образе жизни.

Для решения этих задач используются следующие средства:

организация психолого-педагогического просвещения, ориентированного на обсуждение актуальных и значимых для родителей проблем;

привлечение родителей к определению перспектив развития ребенка и соответственно к разработке программы действий; обеспечивающих их достижение;

участие родителей в анализе достижений ребенка, его трудностей и проблем;

поощрение, поддержка, пропаганда успехов родителей в воспитании детей.

Педагоги, руководство общеобразовательной школы привлекают родителей к обсуждению возникающих проблем в школе и классе, считая мнение родителей определяющим.

Проводится целенаправленная работа по формированию положительного отношения к педагогам: педагоги поздравляют семьи с праздником, высказывают одобрения по поводу каждого успеха ребенка, проявляют заинтересованность в делах ребенка и родителей, реагируют на просьбы, мнения родителей, постоянно информируют о делах в школе и классе.

В ходе воспитательной работы учащиеся получают задания, выполнение которых предполагает их взаимодействие с родителями. Отмечается, поощряется положительная инициатива родителей при проведении дел в классе: объявляется благодарности, оформление благодарственных писем за участие в конкретной работе и по итогам учебного года.

 

1.2. Взаимодействие семьи, образовательных и культурных учреждений в воспитании личности

 

Семья тысячами нитей связана с обществом, государственными и общественными организациями и учреждениями. Она чутко реагирует на все изменения, которые происходят в государственной и общественной жизни. Внутрисемейные процессы, в свою очередь, оказывают воздействие на общество. Поэтому необходима постоянная забота государства и общества о семье. В то же время семья должна руководствоваться не только узко семейными, но и общественными интересами.

Вот почему одним из важнейших направлений деятельности социальных институтов всех рангов как организующих центров воспитания является объединение усилий семьи и общественности. В этой работе есть своя специфика, проявляющаяся в содержании, методах и формах деятельности.

Специфика этой деятельности обусловлена следующими факторами:[6]

1. знанием объективных закономерностей педагогического процесса,

2. четким представлением о функциях социальных учреждений в современных условиях,

3. пониманием особенностей и тенденций развития современной семьи,

4. практической подготовленностью социального работника к работе с родителями и общественностью по воспитанию подрастающего поколения.

В современной педагогике все чаще поднимается вопрос о взаимопроникновении общинного и семейного воспитания. На современном этапе подготовка молодого поколения к самостоятельной жизни приобретает новые качественные признаки, придает особую актуальность таким проблемам, как:

- развитие индивидуальности,

- профориентация и профотбор,

- образование и самообразование,

- ценностные ориентации и идеалы,

- выявление и развитие способностей и многим другим.

В таких условиях единство воспитательной деятельности школы, семьи, общественности и социальных учреждений просто необходимо. Воспитание не может рассматриваться только как школьное, общинное или семейное, ибо личность ребенка едина и процесс ее формирования носит целостный характер. Общественные институты расширяют и развивают воспитательные возможности семьи, осуществляют педагогическое просвещение, контролируют и направляют семейное воспитание, организуют и направляют деятельность различных организаций на активное участие, помощь семье и школе, координируют их действия.

Система работы квалифицированного специалиста, занимающегося указанными проблемами, должна отвечать ряду требований:

1. Целенаправленность деятельности всего педагогического коллектива. Нет работы с родителями вообще, а есть конкретные насущные педагогические проблемы, ради решения которых проводятся всевозможные мероприятия.

2. Повышение профессиональной квалификации и педагогической культуры. Пути к этому могут быть самыми разными: работа постоянного педагогического семинара «Семейная педагогика» или «Совершенствование семейного воспитания»; учет особенностей микрорайона; выявление неформальных подростковых групп по месту жительства; учет неблагополучных семей и педагогически запущенных детей; обобщение положительного опыта семейного воспитания и передового педагогического опыта; педагогический анализ работы, проводимой с родителями, определение ее эффективности.

3. Выработка единых требований к работе педагога с родителями и их детьми. Эти требования должны быть обоснованными, тактичными, правомерными. Надуманность, искажение требований приводят к конфликтам с родителями.

Прежде, чем перейти к характеристике основных форм и методов работы с семьей, необходимо остановиться на выявлении некоторых психолого-педагогических правил такого взаимодействия и способах установления контактов с семьей:

В основе работы с семьей должны лежать действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе, так как он является источником обид, раздражения и неловкости. После категоричных «вы должны», «вы обязаны» потребность родителей посоветоваться исчезает. Чаще всего родители знают свои обязанности, но на практике воспитание получается не у всех. Человеку важно знать не только что делать, но и как делать. ПРАВИЛЬНОЙ НОРМОЙ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ДАННОМ СЛУЧАЕ ЯВЛЯЕТСЯ взаимное уважение. Следовательно, формами контроля становятся обмен опытом, совет, совместное обсуждение. Ценность таких отношений состоит в том, что они порождают обоюдное чувство ответственности, требовательности и гражданского долга.

1. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании.

2. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в дела семьи.

3. Оптимистичный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качеств ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности.

Воспитание не совершается без трудностей и неожиданностей. Такие трудности необходимо воспринимать как проявление закономерностей развития ребенка и не вызывать растерянности (оно неравномерно и скачкообразно, причинно-следственно обусловлено, носит избирательный характер по отношению воспитуемого к воспитательным влияниям).

Рассмотрим формы установления контактов с семьей:

1. Посещение семьи. Осуществляется только по приглашению при условии тщательной к нему подготовки.

2. Пропаганда семейного воспитания.

3. Общение с родителями в процессе выполнения педагогических поручений. Различают несколько его видов:

- поручения, предполагающие активную воспитательную позицию (непосредственная работа с воспитанниками);

- поручения, предполагающие оказание организационной помощи педагогу;

- поручения, предполагающие помощь в техническом оснащении воспитательного учреждения.

Формы и методы работы педагога с родителями воспитанников:

A. коллективные:

1. Педагогический лекторий.- необходим для привлечения внимания родителей к активным проблемам воспитания, предполагает вооружение систематическими знаниями основ теории воспитания.

2. Педагогический всеобуч - для работы с родителями детей одной возрастной группы или коллектива.

3. Университеты педагогических знаний (университетская система обучения), по сравнению с лекторием и всеобучем ориентированы на более сложные формы работы родителей по овладению теорией воспитания, состоящие из лекционных и семинарских занятий.

4. Итоговые годовые научно-практические конференции родителей по проблемам воспитания.

5. День открытых дверей или родительский день.

6. Родительские собрания.

B. Индивидуальные:

1. Посещение семьи,

2. Педагогическое поручение,

3. Педагогические консультации

Таким образом, в работе с родителями решаются следующие основные задачи:

формирование у родителей правильных представлений своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы и класса;

формирования субъективной позиции родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с семьей и детьми;

формирование психолого-педагогической культуры родителей;

развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми;

индивидуальная консультативная поддержка родителей по актуальным проблемам взаимоотношений с ребенком, остро возникающим вопросам семейного воспитания, создание службы доверия: «учитель-родитель».

 

 

ГЛАВА 2. ПОКАЗАТЕЛИ заказ  ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА заказ  ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА заказ  МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО брак  ВОЗРАСТА

 

2.1 Роль родителей авалс  в воспитании личности авалс  ребенка

 

Ведущая роль отношений родителей заключается авалс  в том, что авалс  их состоянием определяется авалс  мера функционирования и авалс  эффективности других компонентов авалс  воспитательного потенциала семьи. авалс  Всякое серьезное отклонение авалс  внутрисемейных отношений от авалс  нормы означает ущербность, авалс  а зачастую и авалс  кризис данной семьи, авалс  а, следовательно, ее авалс  воспитательных возможностей. Внутрисемейные авалс  отношения обладают такими, авалс  только им присущими, авалс  относительно самостоятельными характеристиками, авалс  которые делают семейное авалс  отношение наиболее адекватной авалс  формой воспитания, особенно авалс  в раннем возрасте, авалс  т.е. формой, наиболее авалс  полно отвечающей особенностям авалс  этого ответственного периода авалс  развития личности. Внутрисемейные авалс  отношения выступают в авалс  форме межличностных отношений, авалс  осуществляющихся в процессе авалс  непосредственного общения. Межличностное авалс  общение является одним авалс  из социально-психологических механизмов авалс  становления личности. Потребность авалс  в нем носит авалс  общечеловеческий характер и авалс  является фундаментальной высшей авалс  социальной потребностью человека. авалс  Именно в процессе  авалс  общения со взрослыми авалс  ребенок приобретает навыки авалс  речи и мышления, авалс  предметных действий, овладевает авалс  основами человеческого опыта авалс  в различных областях авалс  жизни, познает и авалс  усваивает правила человеческих авалс  взаимоотношений, качества, свойственные авалс  людям, их стремления авалс  и идеалы, воплощая авалс  постепенно нравственные основы авалс  опыта жизни в авалс  собственной деятельности. Уже авалс  в игре он авалс  моделирует жизнь взрослых авалс  с ее правилами авалс  и нормами. Родительские авалс  позиции оказывают влияние авалс  на поведение ребенка авалс  в семье. Позиция авалс  отвержения способствует формированию авалс  у ребенка таких авалс  черт, как агрессивность, авалс  непослушание, сварливость, лживость, авалс  наклонность к воровству авалс  и асоциальному поведению. авалс  Эта родительская позиция авалс  тормозит эмоциональное развитие авалс  детей. В ряде авалс  случаев она вызывает авалс  у них пугливость, авалс  беспомощность.[7]

Если родители проявляют слава  позицию уклонения от слава  общения со своим слава  ребенком, то он слава  может вырасти человеком, слава  неспособным к установлению слава  прочных эмоциональных связей, слава  следовательно, эмоционально неустойчивым. слава  Чаще всего такие слава  дети неспособны к слава  настойчивости и сосредоточенности слава  в учебе, недоверчивы, слава  боязливы, у них слава  нередки конфликты с слава  родителями и школой. слава  Родительская позиция чрезмерной слава  требовательности очень часто слава  лишает ребенка веры слава  в собственные силы, слава  воспитывает у него слава  неуверенность, робость, чрезмерную слава  впечатлительность и покорность, слава  мешает сосредоточенности. У слава  него могут появиться слава  трудности в учебе слава  и в отношениях слава  с окружающими людьми. слава  При родительской позиции слава  признания прав ребенка слава  он постепенно вырабатывает слава  дружеское, лояльное отношение слава  ко всем членам слава  семьи. Дети таких слава  родителей больше полагаются слава  на себя и слава  стараются быть по слава  возможности независимыми. Эти слава  дети более инициативны, слава  что благоприятствует возникновению слава  у них творческого слава  начала. Родительская позиция слава  чрезмерного оберегания может слава  вызывать у ребенка слава  запаздывание социальной зрелости. слава  Зависимость от матери слава  или отца, пассивность, слава  отсутствие инициативы, податливость слава  и поведение типа слава  «избалованное дитя» может слава  сформировать у ребенка, слава  с одной стороны, слава  чрезмерную самоуверенность, высокое слава  мнение о своей слава  личности, дерзость, чрезмерную слава  требовательность и даже слава  тиранию по отношению слава  к родителям, а слава  с другой стороны слава  - беспокойство, постоянное слава  чувство тревоги, боязни.

Когда слава  родители дарят ребенку слава  разумное доверие, воспитывают слава  в нем свободную слава  личность, тогда он слава  может прекрасно общаться слава  с ровесниками, быть слава  находчивым, остроумным, сообразительным, слава  в меру самоуверенным, слава  способным разобраться в слава  различных общественных ситуациях.[8]

Правильные трос  воспитательные позиции родителей, трос  выражаются в первую трос  очередь в восприятии трос  ребенка как личности, трос  определяют одновременно и трос  позицию ребенка в трос  семье как полноправного трос  члена, к правам трос  и потребностям которого трос  относятся в родном трос  доме с уважением. трос  В современной семье трос  все прочнее укореняется трос  демократический стиль жизни, трос  обеспечивающий ребенку по трос  отношению к родителям, трос  более равноправную позицию. трос  Но демократический стиль, трос  в некоторых случаях, трос  может превратиться в трос  попустительский, что чаще трос  всего негативно влияет трос  на личность ребенка трос  и его образ трос  жизни.

Позиция ребенка в трос  семье изменяется в трос  зависимости от его трос  возраста. Чем меньше трос  ему лет, тем трос  центральнее место он трос  занимает в семье, трос  тем сильнее его трос  зависимость от родителей. трос  Когда он становится трос  старше, то его трос  зависимость уменьшается, наоборот, трос  растет его автономность, трос  заметно уравниваются его трос  права с другими трос  членами семьи. На трос  позицию ребенка влияет трос  число детей в трос  семье. Позиция единственного трос  ребенка отличается от трос  позиции ребенка в трос  многодетной семье, так трос  же как и трос  первенца - от трос  самого младшего. Наконец, трос  особая позиция: у трос  единственной девочки среди трос  братьев и единственного трос  мальчика среди сестер. трос  Соперничество среди детей трос  в многодетной семье трос  - явление весьма трос  частое. К различиям, трос  связанным с возрастом трос  или полом, может трос  добавляться выделение родителями трос  кого-то из детей. трос  Это вызывает ревность трос  остальных членов семьи. трос  В любом периоде трос  жизни ребенка родители трос  являются для него трос  примером как личности. трос  Благодаря этому с трос  детских лет большинство трос  людей в своем трос  поведении подражают родителям, трос  которые с колыбели трос  одаривают его одним трос  из прекраснейших человеческих трос  проявлений - родительской трос  любовью. Эта взаимосвязь трос  имеет огромное значение трос  для ребенка, так трос  как влияет на трос  формирование характера, жизненных  трос  позиций, на его трос  поведение, отношение к трос  людям в целом трос  и, конечно же, трос  на формирование его трос  личности. Родители формируют трос  интересы ребенка, советуют трос  ему выбрать те трос  или иные спортивные трос  занятия, влияют на трос  выбор друзей, на трос  решение вопроса о трос  будущей профессии, на трос  его отношение к трос  сексуальным проблемам, на трос  выработку социальной позиции. трос  Имея свою, заимствованную трос  у родителей систему трос  ценностей, ребенок может трос  сопоставлять ее с трос  взглядами и поведением трос  своих друзей-ровесников.[9]

Благодаря эмоциональной слава  связи, любящие и слава  понимающие свои обязанности слава  родители с малых слава  лет формируют у слава  ребенка нормы и слава  стиль поведения, объясняют слава  ему мир человеческих слава  ценностей, внушают, что слава  можно, а что слава  не следует делать. слава  Ребенок в процессе слава  развития усваивает эти слава  наказы, запреты, взгляды слава  так, что они слава  становятся его собственными слава  убеждениями, то есть слава  человек создает свою слава  систему ценностей.

Возникновение у слава  детей различного типа слава  нарушений в поведении, слава  связанных с семейной слава  средой, свидетельствует о слава  снижении воспитательной функции слава  родительской семьи. К слава  тяжелым последствиям отклонений слава  в семейном воспитании слава  следует отнести преступность, слава  социальный паразитизм, тунеядство, слава  азартные игры, алкоголизм, слава  наркоманию, умственную недоразвитость, слава  психические заболевания и слава  другие патологические явления, слава  источником которых в слава  большинстве случаев стала слава  среда, окружавшая ребенка слава  в семье.[10]

В связи сорт  с особой сорт  воспитательной ролью сорт  семьи возникает сорт  вопрос о сорт  том, как сорт  сделать так, сорт  чтобы максимизировать сорт  положительные и сорт  свести к сорт  минимуму отрицательные сорт  влияния семьи сорт  на воспитание сорт  ребенка. Для сорт  этого необходимо сорт  точно определить сорт  внутрисемейные социально-психологические сорт  факторы, имеющие сорт  воспитательное значение.

Главное трос  в воспитании человека трос  - достижение душевного трос  единения, нравственной связи трос  родителей с ребенком. трос  Родителям ни в трос  коем случае не трос  стоит пускать процесс трос  воспитания на самотек трос  и в наиболее трос  старшем возрасте, оставлять трос  повзрослевшего ребенка наедине трос  самим с собой.

В брак  заключение данной главы брак  можно подвести итог: брак  в жизни каждого брак  человека его родители брак  играют одну из брак  главных ролей. От брак  отношения отца и брак  матери к своему брак  ребенку во многом брак  зависит процесс формирования брак  его личности. Мировоззрение, брак  становление характера, нравственные брак  основы, отношение к брак  духовным и материальным брак  ценностям в первую брак  очередь воспитываются у брак  детей родителями. А брак  зависит этот процесс брак  во многом от брак  того, как удовлетворяются брак  в семье основные брак  потребности ребенка, насколько брак  правильно с точки брак  зрения его развития брак  и воспитания проявляются брак  родительские позиции.

Образ Я трос  или картина Я трос  - это представление трос  индивида о самом трос  себе, которое выражается трос  набором описательных характеристик. трос  Элементы обобщенного образа трос  могут отражать, с трос  одной стороны, устойчивые трос  характеристики в поведении, трос  а с другой трос  стороны, избирательность его трос  восприятия. Самооценка - трос  аффективная оценка представления трос  о самом себе. трос  Источником оценочного смысла трос  являются усвоенные нами трос  в течение жизни трос  общекультурные, групповые или трос  индивидуальные ценностные представления, трос  а также социальные трос  реакции ближайшего окружения, трос  например, родителей или трос  школы на какие-то трос  наши проявления и трос  самонаблюдения. Самооценка отражает трос  степень развития у трос  индивида чувства самоуважения, трос  ощущение собственной ценности трос  и позитивное отношение трос  ко всему, что трос  входит в сферу трос  собственного Я. Низкая трос  самооценка предполагает неприятие трос  себя, негативное отношение трос  к своей личности. трос  Конкретные поведенческие действия, трос  которые вызваны образом трос  Я и самооценкой.[11]

Другим представителем сорт  уровневой концепции сорт  самосознания является сорт  И.И. Чеснокова. сорт  Она предлагает сорт  различать два сорт  уровня самосознания сорт  по критерию сорт  соотнесения знаний сорт  о себе. сорт  На первом сорт  уровне соотнесение сорт  знания о сорт  себе происходит сорт  благодаря тому, сорт  что некоторое сорт  качество воспринимается сорт  и понимается сорт  сначала в сорт  другом человеке, сорт  а затем сорт  оно переносится сорт  на себя сорт  и становится сорт  своей собственной сорт  характеристикой. Такое сорт  соотнесение знаний сорт  о себе сорт  происходит в сорт  рамках "Я" сорт  и "другого сорт  человека". Основными сорт  внутренними приемами сорт  такого самопознания сорт  являются процессы сорт  самовосприятие и сорт  самонаблюдение. На сорт  втором уровне сорт  соотнесение знаний сорт  о себе сорт  осуществляется благодаря сорт  процессу аутокоммуникации, сорт  т.е. в сорт  рамках "Я" сорт  и "Я". сорт  Человек пользуется сорт  готовыми знаниями сорт  о себе, сорт  которые были сорт  сформированны в сорт  разное время сорт  и в сорт  разных ситуациях, сорт  а сейчас сорт  они являются сорт  просто критериями сорт  оценки новых сорт  обстоятельств. Для сорт  обеспечения второго сорт  уровня соотнесения сорт  знаний о сорт  себе задействованы сорт  процессы самоанализа сорт  и самоосмысления. сорт  Самосознание достигнет сорт  своего высшего сорт  развития на сорт  втором уровне сорт  если человек сорт  формирует жизненные сорт  планы и сорт  цели, руководствуясь сорт  жизненной философией сорт  в целом, сорт  если он сорт  отталкивается от сорт  своей общественной сорт  ценности, от сорт  собственного достоинства сорт  и значения.

Уровневой заказ  концепции в изучении заказ  самосознания придерживается и заказ  В.В. Столин. В заказ  его работах делается заказ  акцент на учете заказ  характера активности человека, заказ  в рамках которой заказ  формируется и действует заказ  его самосознание. Согласно заказ  В.В. Столину самосознание заказ  обслуживает три уровня заказ  активности человека: уровень заказ  природного индивида, уровень заказ  социального индивида и заказ  уровень собственно личности. заказ  На каждом из заказ  этих уровней различные заказ  процессы самосознания выполняют заказ  роль "обратной связи" заказ  и показывают степень заказ  активности субъекта. Так заказ  на уровне организма заказ  активность субъекта направлена заказ  на выделение себя заказ  из среды и заказ  вызывается такими потребностями заказ  как потребность в заказ  самосохранении, нормальном функционировании, заказ  физическом благополучии организма. заказ  Условием выделения себя заказ  из окружающей среды заказ  является построение "схемы заказ  собственного тела" - заказ  ощущения о положении заказ  тела и его заказ  органов в пространстве. заказ  Итог процессов, отражающих заказ  состояние внутренних органов, заказ  мышц, активации организма заказ  в целом, является заказ  самочувствие - биологический заказ  аналог самоотношения, эта заказ  та "обратная связь", заказ  которая показывает не заказ  дифференцированные переживания комфорта заказ  или дискомфорта. На заказ  уровне природного индивида заказ  говорить о самосознании заказ  можно лишь условно. заказ  Здесь можно найти заказ  лишь необходимые предпосылки заказ  формирования и развития заказ  самосознания. "Схема тела" заказ  и самочувствие - заказ  два исходных компонента заказ  самосознания. На уровне заказ  социального индивида активность заказ  направлена на вхождение заказ  человека в общество, заказ  на признание себя заказ  другими людьми. Активность заказ  этого уровня регулируется заказ  определенными социальными нормами, заказ  правилами, обычаями, которые заказ  присваивает индивид. В заказ  недрах этой активности заказ  формируется "обратная связь" заказ  в виде "Я-образа" заказ  - восприятие себя, заказ  за счет формирования заказ  половой, возрастной, этнической, заказ  гражданской, социально-ролевой идентичностей заказ  и самооценки. В заказ  рамках этих идентичностей заказ  субъект сравнивает себя заказ  с эталонами общества, заказ  а через них заказ  себя с другими заказ  людьми. Сравнение себя заказ  с другими людьми заказ  предполагает децентрацию, выход заказ  из собственной точки заказ  зрения, из собственной заказ  позиции - это заказ  главное условие образования заказ  "Я-образа". Представление о заказ  себе в виде заказ  "Я-образа" не является заказ  неизменным, оно меняется, заказ  претерпевает изменения при заказ  жизни человека. Жизненная заказ  важность для субъекта заказ  быть принятым другими заказ  людьми отражается в заказ  самоотношении, которое есть заказ  перенесение вовнутрь отношения заказ  других - принятие заказ  другими или отвержение заказ  ими. Итак, "Я-образ" заказ  и социальные сравнения заказ  и оценки составляют заказ  основу самосознания индивида заказ  второго уровня.

На уровне заказ  личности активность субъекта заказ  направлена на самореализацию заказ  своих самых разных заказ  возможностей - в заказ  труде, любви, дружбе заказ  и т.д.. с заказ  учетом собственных способностей, заказ  возможностей. Поэтому "Я-образ" заказ  заменяется "Я-концепцией", где заказ  собственное "Я", собственные заказ  черты и качества заказ  осмысляются в отношении заказ  к мотивам самореализации. заказ  Выявление своего бытия, заказ  изменение представлений о заказ  своем будущем, прошлом заказ  и настоящем характеризуют заказ  самосознание личности третьего заказ  уровня. Личностный уровень заказ  можно считать вышележащим заказ  по отношению к заказ  двум другим. На заказ  основании проведенного анализа заказ  В.В. Столин делает заказ  вывод о том, заказ  что если формы заказ  активности человека различны, заказ  то и различны заказ  формы самосознания, и заказ  следовательно, вполне вероятно, заказ  что самосознание рождается заказ  неоднократно.

Согласно мнению сорт  Т. Шибутани сорт  каждый человек сорт  обладает способностью сорт  к формированию сорт  многочисленных Я-образов, сорт  что позволяет сорт  быть гибким сорт  в самых сорт  различных жизненных сорт  ситуациях, и сорт  в тоже сорт  время человек сорт  интегрирует свою сорт  многоликость в сорт  устойчивое представление сорт  о себе, сорт  постоянство которого сорт  обеспечивается благодаря сорт  "Я-концепции". Ссылаясь сорт  на социальных сорт  психологов он сорт  указывает на сорт  пять основных сорт  измерений в сорт  "Я- концепции": сорт  степень интеграции сорт  (возможность изменения сорт  собственного шаблона сорт  поведения), уровень сорт  осознания действий сорт  по отношению сорт  к себе, сорт  стабильность

(последовательность своего поведения), слава  самооценка (оценивание самого слава  себя) и степень слава  адекватности представлений о слава  себе.

А.А. Налчаджян предлагает слава  свою точку зрения слава  по поводу структуры слава  личности и ее слава  самосознания. Согласно его слава  обобщенной схеме структура слава  личности состоит из слава  "Я", которое являясь слава  итогом всего психического слава  развития индивида, представляет слава  собой центральную организующую слава  и регулирующую инстанцию слава  психики на сознательно-подсознательном слава  уровне. "Я" вбирает слава  в себя самосознание слава  или "Я-концепцию", состоящую слава  у взрослого зрелого слава  человека из устойчивых слава  Я-образов ("актуальное Я", слава  "реальное Я", "идеальное слава  Я"). Активность самосознания слава  личности может выражаться слава  в виде ситуативных слава  (оперативных и динамичных) слава  Я-образов, которые по слава  своей природе в слава  большей степени являются слава  осознаваемыми частями "Я-концепции" слава  и ее различных слава  подструктур. Завершающий слой слава  структуры составляют психические слава  качества, свойства, комплексы слава  и все остальное, слава  что определяет такие слава  свойства личности как слава  характер, темперамент, способности слава  человека.

Если попытаться выделить заказ  общее в представлении заказ  о самосознании разных заказ  авторов, то можно заказ  выделить несколько важных заказ  моментов. Так, во-первых, заказ  практически все авторы заказ  подчеркивают центральное место, заказ  которое занимает самосознание заказ  в структуре сознания. заказ  Во-вторых, несмотря на заказ  разные подходы все заказ  исследователи единодушны в заказ  признании разноуровневости самосознания заказ  и при этом заказ  в понимании взаимосвязи заказ  и взаимозависимости этих заказ  уровней между собой. заказ  В-третьих, большинство исследователей заказ  самосознания подчеркивают, что заказ  его характер изменяется заказ  в течение жизни заказ  человека.

Согласно первой, высказанной авалс  в частности В.М. авалс  Бехтеревым, простейшее самосознание авалс  в развитии ребенка авалс  предшествует сознанию, т.е. авалс  ясным и отчетливым авалс  представлениям предметов. Самосознание авалс  в его простейшей авалс  форме состоит в авалс  неясном чувствовании собственного авалс  существования. Согласно другой авалс  точке зрения, которую авалс  в отечественной психологии авалс  аргументировали, в частности, авалс  Л.С. Выготский и авалс  С.Л. Рубинштейн, самосознание авалс  ребенка есть этап авалс  в развитии сознания, авалс  подготовленный развитием речи авалс  и произвольных движений, авалс  ростом самостоятельности, вызванным авалс  этим развитием, а авалс  также связанными с авалс  этими процессами изменениями авалс  во взаимоотношениях с авалс  окружающими. Речь идет авалс  о том этапе авалс  в развитии ребенка, авалс  когда он овладевает авалс  речью и характеризуется авалс  попытками самостоятельного действования, авалс  т.е. когда ребенок авалс  выделяет себя в авалс  качестве субъекта собственной авалс  деятельности. Этот этап авалс  в развитии ребенка авалс  (2-3 года) получил авалс  название кризиса 3 авалс  лет.

Согласно третьей точке заказ  зрения, высказанной И.М. заказ  Сеченовым, самосознание возникает заказ  и развивается одновременно заказ  с сознанием.

Таким образом, несмотря на брак  различные точки зрения брак  по поводу возникновения брак  самосознания у ребенка брак  практически все авторы брак  самых различных методологических брак  и философских направлений, брак  как отечественных, так брак  и зарубежных, едины брак  во мнении о брак  том, что развитие брак  самосознания человека связано брак  с его вхождением брак  в человеческую культуру, брак  в общение и брак  деятельность людей. Только брак  овладев в той брак  или иной мере брак  человеческой культурой - брак  ценностями, нормами, способами брак  общения, эталонами и брак  способами оценивания и брак  самооценивания ребенок становится брак  полноправным представителем человеческой брак  общности. Это овладение, брак  которое можно назвать брак  и присвоением, и брак  усвоением, и интериоризацией, брак  и социализацией, касается брак  способов и форм брак  самосознания. Культура первоначально брак  не выступает для брак  ребенка абстрактно, она брак  проявляется для него брак  в конкретном общении, брак  в живой совместной брак  деятельности, в виде брак  образцов поведения других брак  людей, их стремлений брак  и ценностей, их брак  отношений между собой брак  и к ребенку; брак  она (культура) существует брак  также в фильмах, брак  книгах, других формах. брак  Приобщаясь к конкретным брак  людям в конкретных брак  отношениях и уподобляясь брак  им, ребенок в брак  тоже время приобщается брак  к культуре вообще. брак  Однако, разные люди брак  несут в себе брак  разные взгляды, ценности, брак  способы жизни, поэтому, брак  приобщаясь к одним, брак  он одновременно и брак  дифференцируется от других брак  людей. Эти идеи брак  лежали в основе брак  культурно-исторической концепции Л.С. брак  Выготского.

Таким образом, ребенок трос  в процессе общения, трос  социализации, сравнения формирует трос  свою «Я-концепцию», но трос  так же формируются трос  многочисленные «Я-образы» которые трос  меняются в течение трос  повседневной жизни, что трос  позволяет ребенку быть трос  гибким в различных трос  ситуациях.

 

2.2.. Анализ взаимодействия школы и семьи в воспитании детей в МКОУ средняя школа №16 г. Черкесск

 

В МКОУ средняя школа №16 г. Черкесск активно ведется работа по организации мероприятий, направленных на укрепление связи между семьей и школой. Проведу анализ опыта взаимодействия классного руководителя 7 "А" с родителями.

Известно, что "проблемные", "трудные", "непослушные" и "невозможные дети", так же как дети "с комплексами", "забитые" или "несчастные" - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.

Кроме того, существует очень важная закономерность, обнаруженная практическими психологами. Оказывается, что большинство родителей, которые обращаются за психологической помощью по поводу трудных детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. Стиль родительского взаимодействия непроизвольно "записывается" в психике ребенка. Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения - большинство родителей воспитывает детей так, как воспитывали их.

"Со мной никто не возился, и ничего, вырос", - говорит папа, не замечая, что вырос-то он как раз человеком, который не считает нужным и не умеет заниматься с сыном, наладить с ним теплые, дружеские отношения.

Исходя из этого классным руководителем были поставлены следующие цели работы с родителями:

Укрепление связи между семьей и школой (привлечение родителей в школу для соотнесения приоритетов воспитания детей, поиска совместных решений в преодолении возможных трудностей).

Создание ситуации успешности для ребенка в школе при непосредственном внимании родителя.

Профилактика правонарушений среди детей и подростков.

В рамках этого направления в классе проводятся:

тематические активные родительские собрания (с рекомендациями психолога и социального педагога, сообщениями о психологических особенностях возраста и др.);

анкетирование родителей на предмет выяснения мнения родителей о качестве работы школы, уровне образования и удовлетворенности программами; а также для выяснения их пожеланий администрации, пед. коллективу и организации учебного процесса в целом;

проведение спортивной игры "Папа, мама и я - спортивная семья", целями которой стали не только укрепление связей между семьей и школой, но и активная пропаганда здорового стиля жизни;

проведение родительских конференций.

В своём общении с родителями классный руководитель использует такие виды работы:

анкетирование

посещение семьи

индивидуальные беседы

родительские собрания

Первым этапом и залогом дальнейшего продуктивного общения с семьёй ребёнка педагог считает установление тёплых отношений, личного контакта с родителями. На родительских собраниях обычно 80-90% -ая посещаемость, и вот как классный руководитель этого добивается. В начале учебного года на каждого ребёнка заводится отдельная ученическая тетрадь, где фиксируется всё достойное внимания родителей (как положительные, так и не очень) факты из школьной жизни ученика. Записи ведутся в свободной форме, с юмором, что позволяет неформально подойти к проблеме и вызывает у родителей живой отклик. В этот же дневник педагогических наблюдений при желании можно внести записи других педагогов и психолога, что делает картину жизни ребёнка более полной и объективной. За месяц-два в этой тетради накапливается определённый объём информации и к родительскому собранию педагог обладает фактическим материалом, с которым можно работать дальше. Он очень внимательно следит, чтобы записи носили преимущественно положительный характер, а отрицательных замечаний в школе и так хватает. О них классный руководитель упоминает с юмором и в максимально корректной форме. На собраниях родители знакомятся с записями в конфиденциальной форме, как правило, остаются этим чрезвычайно довольны и с желанием идут на контакт с педагогами, откликаясь на просьбы и пожелания. Вслух же классный руководитель преподносит им ту информацию, которая имеет ценность для всех, отвечает на вопросы родителей и делится впечатлениями от общения с их детьми.

Работа с родителями - большое искусство, как и вообще общение с людьми. Когда удаётся наладить контакт с семьёй, тогда родители сами идут к учителю, не боятся быть непонятыми, обиженными и униженными. На этом фундаменте гораздо легче и проще строить отношения с детьми. Это делает работу педагога, как сейчас принято говорить, "прозрачной", не возникает двусмысленностей, обид и недомолвок.

Плюсы этой формы работы очевидны, но считаю необходимым упомянуть и о минусах. Это очень трудоёмкое занятие, а "писанины" у учителей и так достаточно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: