Работа на тренажере (работа в группах по 3 человека)

Ход урока

I. Оргмомент.

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету вам скажу: «Будет интересно!»

Будем мы читать, писать, строить предложения,

Чтоб сегодня, как всегда, в руки к нам удача шла.

 

У меня хорошее настроение, потому что мы вместе. Я рада видеть вас. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

 

II. Актуализация знаний.

- На экране: под, и, уж, за, ведь, но, перед, не, а, даже (Слайд 2)

- На сколько групп можно разделить эти слова?

- На какие группы?

- Как назвать одним словом? (служебные части речи)

- Почему они называются служебными? (эти слова выступают только в сочетании с самостоятельными словами и служат для связи слов в предложении)

- Какие слова отнесете к предлогам? Для чего они служат? Союзам? Частицам?

- Что помогает выразить выделенная частица? (отрицание)

 

Каллиграфическая минутка.

- Открываем тетради.

- Запишем красиво частицу  НЕ. (Всю строку)

- Из каких звуков она состоит? Дайте им характеристику.

III. Мобилизующий этап.

(Слайд 3)

На экран выведено предложение: Дружба крепкая … сломается.

- Прочитайте предложение, вставьте пропущенное слово.

- Какое? (не) (Слайд 4)

- С какой частью речи стоит рядом частица? (с глаголом)

 

IV. Формулирование темы и задач урока.

 

- Какой у вас возникает вопрос? (Как писать не с глаголами?)

 

- Сформулируйте тему нашего урока. (Правописание частицы НЕ с глаголами) Учитель пишет тему урока на доске. (Слайд 5)

 

- Сформулируйте задачи урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на доске. (Слайд 6)

1) научиться находить и правильно писать ….; (частицу НЕ с глаголами)

2) уметь применять правило...... (правописание НЕ с глаголами)

 

Теоретическая разминка.   (Слайд 7)

- О какой самостоятельной части речи мы сегодня будем говорить? (о глаголе)

- Почему она называется самостоятельной? (Она имеет свое лексическое и грамматическое значение, является членом предложения.)

- Вспомним, что мы знаем о глаголе. Сделаем это в форме самотестирования.

 

1. Глагол - это.............часть речи:

а) самостоятельная; б) служебная

 

2. Глагол отвечает на вопросы:

а) какой? какая? какое?;    б) кто? что?;     в) что делал? что делает? что сделает?

 

3. Глагол обозначает:

а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета

 

4. В предложении чаще всего глагол бывает...........   .


5. Глаголы………нашу речь. (украшают, обогащают)

- Из правильно выбранных ответов составьте рассказ-сообщение.  (Слайд 8)

- Глагол – самая живая часть речи.


V. Формирование новых знаний.

(Слайд 9)

- А теперь давайте вернемся к предложению.

- Какой в нем глагол? 

- А что такое НЕ? (частица)

- Вспомните прошлый урок и скажите, как пишутся частицы со словами? (отдельно)

- Сформулируйте правило, как написать НЕ с глаголом?

- Запись предложения с комментированием у доски. (Слайд 10)

- Выделите частицу НЕ. Дайте характеристику предложению и разберите по членам.

 

- Откройте учебник, стр.129, и прочитайте правило еще раз. (Слайд 11)

(Вывешиваю опорную схему на доску)

VI. Закрепление пройденного.

Работа в парах. (Слайд 11)

- У вас на столах карточки. На них разбросаны предложения. Что это за предложения? (пословицы) (Слайд 12)

- Что такое пословица? (это краткое народное изречение, в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт)

- Составьте пословицы и запишите их:

 

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

В чужом доме не указывают.

Не хвали сам себя, есть лучше тебя.

 

- Как понимаете пословицу?

- Выделите частицу НЕ.

- Как написали частицу НЕ с глаголом?

 

- Найдите признаки, по которым пословицы можно объединить между собой. (Во всех пословицах речь идет о том, как не надо поступать, о неправильном поведении. Во всех  есть одинаковая орфограмма: правописание НЕ с глаголами).

Работа в группах (по 6 человек). (Слайд 13)

- Вам даны 2 уровня сложности заданий. Вы можете выбрать любой по своим силам.

 

- Как называются группы слов, с которыми вы работали? (фразеологизмы)

- Что такое фразеологизм? (устойчивое сочетание слов)

- Где можно найти значения фразеологизмов? (в словаре)

- Найдите фразеологизм в словаре и запишите в тетрадь.

 

(1 группа читает, остальные группы оценивают их работу смайликами)

 

(Слайд 14)

1. Не находить себе места.

2. Не ударить в грязь лицом.

3. Не смыкать глаз.

4. Не верить своим глазам.

5. Не видеть дальше своего носа.

6. Не давать прохода.

- Какая орфограмма встретилась? (НЕ с глаголом)

- Как пишется НЕ с глаголом?

- Какую роль играют фразеологизмы в нашей речи? (Фразеологизмы обогащают нашу речь, делают ее более образной, красочной)

 

VII. Физкультминутка. (Слайд 15)

В словах песни употребляются глаголы с частицей НЕ. В конце физкультминутки назовите эти слова.

 

VIII. Проблемная ситуация.

Работа с учебником.

Стр. 130 №225

- Прочитайте слова.

- Что общего в словах двух столбиков?

- Почему их разделили на 2 группы? (Проблема)

- Мальчики, прочитайте первый столбик, опуская НЕ.

- Употребляются ли эти глаголы без НЕ? (да)

- Девочки, прочитайте второй столбик без НЕ.

- Можно эти глаголы употребить без НЕ? (нет)

- Как записать эти глаголы с НЕ?

 

В русском языке есть глаголы, которые без НЕ не употребляются. В этих словах НЕ является частью слова – приставкой. Кто догадается, как мы будем писать НЕ с этими глаголами? (слитно)

- Прочитайте сведения о языке стр.131.

 

- Значение каких слов вам не понятно?

- Где можно посмотреть? (в толковом словаре)

- Запись слов второго столбика с комментированием. Это глаголы – исключения, их надо запомнить.

(Слайд 16)

 

- Послушайте сказку об этих словах. (Слайд 17)

Задание мальчикам – запомнить и записать глаголы, которые пишутся с НЕ раздельно, а девочкам – слитно.

(Слайд 18)

- В каких словах из сказки НЕ с глаголом напишите слитно? (негодую, ненавижу)

- В каких случаях НЕ с глаголами пишется слитно?

 

Самостоятельная работа. (Слайд 19)

- Три человека работают по карточкам в это время.

- Прочитайте текст, где нужно, вставьте частицу НЕ.

Береги книгу! … бери ее грязными руками и … клади на грязный стол. … перегибай книгу и … загибай у нее листов. Если ты … взял книгу в библиотеке, то … забудь вернуть ее в срок.

 

-Какой текст получился?

- Как написали НЕ с глаголами?

- Сверьте с экраном.

- Оцените себя.

 

Работа на тренажере (работа в группах по 3 человека).

Откройте компьютер.

Включите тренажер.

Выполните работу.

Оцените свою работу с помощью смайлика.

- Наш урок подошёл к концу. 

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Чему мы научились?

- Как пишется частица НЕ с глаголом?

IХ. Рефлексия (Слайд 20)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: