Культура и поведение

Поведение людей в процессе коммуникации, как показали специальные исследования, определяется рядом факторов разной степени значимости и влияния. На основе этих исследований можно сделать вывод, что в современных исторических условиях практическое поведение людей детерминировано рядом причин.

  Во-первых, имеют значение особенности механизма инкультурации, в соответствии с которым освоение индивидом своей родной культуры осуществляется одновременно как на сознательном уровне посредством социализации через образование и воспитание, так и на бессознательном — когда процесс освоения происходит стихийно, под влиянием различных житейских ситуаций и обстоятельств.

Большинство моделей поведения людей формируется под влиянием их культуры, применяется ими автоматически, так же как и автоматически люди воспринимают явления других культур, не задумываясь при этом о механизмах этого восприятия.

Во-вторых, не менее важным фактором, определяющим коммуникативное поведение людей, является ситуация, которую Э. Холл определил как «культурные очки». Суть ее состоит в том, что большинство людей рассматривает собственную культуру как центр и меру для других культур. В повседневной жизни индивид обычно не осознает, что образцы его поведения и способы восприятия окрашены его собственной культурой и что люди других культур имеют другие точки зрения, системы ценностей и норм.

В-третьих, поведение людей в процессе коммуникации определяется окружающей обстановкой и обстоятельствами коммуникации. Поступки людей не одинаковы в разных отношениях. Место нахождения человека (аудитория, ресторан, офис, церковь и т.д.) навязывает ему определенную линию поведения.

Сознательно или бессознательно он придерживается соответствующих правил поведения, принятых в данной культуре. Но, например, формы поведения в религиозных храмах в разных культурах различаются весьма существенно. Серьезные культурные различия у разных народов наблюдаются в процессах приема пищи, ее количества, поведения за столом, формах проявления внимания к гостю и т.д.

В-четвертых, поведение людей определяется также количеством отведенного на коммуникацию времени и частью суток, в которой происходит коммуникация. При нехватке времени люди, как правило, стремятся закончить разговор и завершить контакт, чтобы сделать что-то еще важное и необходимое. Каждый случай общения происходит в какое-то время суток, что и сказывается на его характере. Для того чтобы понять этот фактор, достаточно предположить свою собственную реакцию на телефонный звонок в 2 часа дня и в 2 часа ночи.

Практически МКК на индивидуальном уровне представляет собой столкновение различных мировоззрений, при котором партнеры не осознают различия во взглядах, считая свое видение «нормальным». Поведение коммуникантов при этом характеризуется ситуацией, когда незыблемые установки одних сталкиваются с такими же незыблемыми установками других. Сначала это обнаруживается как открытое непонимание, несовпадение мнений и оценок, но под сомнение не ставится убеждение партнера, а автоматически принимается этноцентристская позиция, и партнеру приписываются глупость, невежество или злой умысел.

Таким образом, поведение людей можно определить рядом причин. Это особенности механизма инкультурации, «культурные очки», окружающая обстановка и коммуникации, а также время суток.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: