Проблема исследования

Лекция 2. КОМПОНЕНТЫ И ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

План:

1. Проблема исследования.

2. Тема и актуальность ППИ.

3. Объект и предмет исследования.

4. Цель и задачи исследования.

5. Гипотеза исследования: понятие и виды.

6. Научная новизна и практическая значимость результатов исследования.

 

Проблема исследования

Анализ научных изысканий в области педагогики позволяет выделить минимальный перечень методологических категорий, выступающих в качестве основных компонентов любого психолого-педагогического исследования в процессе его проведения – это проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая значимость для науки и практики, защищаемые положения. Названные компоненты составляют своего рода “грамматику” научной работы и обеспечивают методологический минимум требований, предъявляемых к ней. Опыт показывает, что этого необходимо и достаточно для обоснования методики, логики и программы планируемого научного исследования.

Рассмотрим каждый из названных компонентов.

Проблема исследования. Любое психолого-педагогическое исследование начинается с определения проблемы, которая выделяется для специального изучения.

Исследование начинается с формулировки научной проблемы, которая будет отражена в выбранной теме исследования. В широком смысле проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения.

Постановка проблемы – начало любого исследования. И самые наивные, "детские" вопросы ("Почему небо голубое?" или "Кто сильнее: кит или слон?") являются прототипами проблемы. Не нуждается в исследовании лишь подтверждение очевидности. Однако очевидность субъективна. Можно считать очевидным, что все предметы, брошенные вами, упадут вниз. Но движение тел в невесомости, наблюдаемой в космическом корабле, опровергает эту "истину" ввиду отсутствия там верха и низа в обычном понимании. Красный цвет легко отличить от зеленого, а синий – от желтого, но люди с дефектами цветового зрения не различают оппонентные цвета. Считается, что, чем больше у человека стремление достичь цели, тем он лучше будет работать. Но если его мотивация превысит некоторый оптимум (закон Йеркса-Додсона), то в деятельности возрастет количество ошибок, научение будет протекать медленнее и т.д.

В неизменных условиях, к которым приспосабливается человек, мир для него беспроблемен. И лишь изменчивость мира и духовная активность людей порождают проблемы.

В отличие от житейской, научная проблема формулируется в терминах определенной научной отрасли. Она должна быть операционноализированной. "Почему солнце светит?" – вопрос, но не проблема, поскольку не указывает область средств и метод своего решения. "Являются ли различия в агрессивности, личностном свойстве людей, генетически детерминированным признаком или зависят от влияний семейного воспитания?" – это проблема, которая сформулирована в терминах психологии развития и может быть решена определенными методами.

Постановка проблемы. Откуда берется проблема? В науке формулирование проблемы – обнаружение "дефицита", нехватки информации для описания или объяснения реальности. Способность обнаружить "белое пятно" в знаниях о мире – одно из главных проявлений таланта исследователя. Итак, можно выделить следующие этапы порождения проблемы:

– выявление нехватки в научном знании о реальности;

– описание проблемы на уровне обыденного языка;

– формулирование проблемы в терминах научной дисциплины.

Второй этап необходим, так как переход на уровень обыденного языка дает возможность переключаться из одной научной области (со своей специфической терминологией) в другую. Например, причины агрессивности поведения людей можно искать не в психологических факторах, а биогенетических и решать проблему методами общей или молекулярной генетики. Можно окунуться в астрологическое знание и попытаться сформулировать проблему в иных терминах – влияния планет на характер и поведение человека.

Таким образом, уже формулируя проблему, мы сужаем диапазон поиска ее возможных решений и в неявном виде выдвигаем гипотезу исследования.

Проблема – это риторический вопрос, который исследователь задает природе, но отвечать на него должен он сам. Приведем и философскую трактовку понятия "проблема". «"Проблема" – объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес» (Философский энциклопедический словарь,1989).

Проблемы подразделяются на реальные проблемы и "псевдопроблемы", которые кажутся значимыми. Кроме того, выделяется класс неразрешимых проблем (превращение ртути в золото, создание "вечного двигателя" и пр.). Доказательство неразрешимости проблемы само по себе является одним из вариантов ее решения.

 

В качестве одного из основных критериев существования проблемы следует рассматривать наличие объективно существующих противоречий, которые могут быть разрешены средствами науки. Если есть такое противоречие, значит, есть и проблема, подлежащая исследованию.

Проблемой научного психологического исследования является некое противоречие, существующее в реальной действительности или возникшее в ходе практической деятельности. Такое противоречие может возникать:

ü между различными точками зрения на сущность психических явлений или их проявлений; противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении какого-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения;

ü между условиями реальной ситуации и предъявляемыми к ней требованиями;

ü между теоретическими положениями психологии и практикой их реализации;

ü противоречие можно обнаружить в самой природе явления или объекта;

ü несоответствием уровня психологического знания потребностям общества и личности.

 

Например, в качестве противоречий, существующих сегодня в системе образования, можно выделить следующие: противоречие между объективной необходимостью подготовки высококвалифицированных специалистов и реально сложившейся практикой подготовки их в вузе с использованием традиционных форм и методов обучения, или, между усилением требований к самостоятельной работе студентов и недостатком у них знаний и умений по организации самостоятельной познавательной деятельности и т.д. Таким образом, речь, как правило, идет, об объективно существующих противоречиях между потребностями и возможностями, между новыми требованиями и сложившейся системой, между необходимостью и наличием способов и средств, позволяющих реализовать что-то в новых условиях и т. д.

 

Важно понять, что проблема – это не только уточнение темы, а нахождение и лаконичная формулировка определенного противоречия или неизвестного, которое нужно разрешить или выяснить в ходе исследования. Под противоречием понимается определенная взаимосвязь между взаимоисключающими, но при этом взаимообусловленными и взаимопроникающими противоположностями внутри единого объекта и его состояний. В педагогике и психологии противоречие понимается как несогласованность, несоответствие между какими-либо аспектами единого объекта. Например: «В современном состоянии вопроса сложились неразрешенные противоречия между тем-то и тем-то в теории... и тем-то и тем-то в практике...».

Обоснование проблемы исследования – это логичное и, по возможности, лаконичное объяснение, ради чего данное исследование необходимо проводить. Последовательность формулирования проблемы психологического исследования может быть следующей:

 а) обнаружение дефицита знания в конкретной области психологии;

 б) обоснование необходимости устранения этого дефицита;

 в) описание проблемной ситуации на житейском уровне;

 г) формулирование проблемы в научных психологических терминах.

Выбор проблемы исследования возможен двумя взаимодополняющими способами.  

Первый способ предполагает обращение к научной психологической литературе. Он требует досконального изучения существующих психологических исследований в определенной области и выявления тех проблем, которые в силу определенных причин оказались неизученными или малоизученными. Выбор проблемы исследования в этом случае определяется ее слабой теоретической или эмпирической разработанностью. В случае обнаружения такой проблемы ставится вопрос о практической ценности ее решения. Если выбранная психологическая проблема является неизученной, а ее разрешение способно принести практическую пользу, то можно приступать к исследованию.   

Второй способ выбора проблемы психологического исследования предполагает обращение к реальному человеку, его индивидуальному или социальному бытию. В реальной жизни всегда существуют определенные точки личностного или социального напряжения. В качестве таковых могут выступать следующие проблемы современного общества: совладение личности с динамично изменяющимися условиями жизни, компьютерная зависимость ребенка, потеря смысла жизни безработным, конфликты или насилие в семье, суициды в подростковом и юношеском возрасте. Выявленную индивидуально-личностную или социальную проблему необходимо сформулировать как проблему психологическую, то есть на языке психологических понятий и категорий. Для этого следует обратиться к существующим психологическим исследованиям и установить, насколько данная проблема изучена. Если обнаруженная проблема изучена недостаточно вообще или в современных социокультурных условиях, то следует проанализировать ее на предмет наличия в современной психологии соответствующего диагностического инструментария и доступности исследовательской базы. Сочетание данных условий: актуальность социальной проблемы, разрешение которой возможно с помощью психологического знания, наличие психологических теорий, объясняющих данную проблему, наличие диагностического инструментария и доступность баз эмпирического исследования является весомым основанием для проведения научного психологического исследования.

 

Как правило, особенно в такой науке, как педагогика, изучающей особый вид практической деятельности и призванной влиять на нее, исследователь идет, непосредственно или опосредованно, от запросов практики, и, в конечном счете, решение любой научной проблемы способствует улучшению практической деятельности. Но сам запрос практики не является еще научной проблемой. Он служит стимулом для поисков научных средств решения практической задачи и поэтому предполагает обращение к науке.

Решить практическую задачу средствами науки значит – определить соотношение этой задачи с областью неизвестного в научном знании и в результате научного исследования получить знания, которые затем будут положены в основу практической деятельности. Эта область неизвестного в научном знании, “белое пятно на карте науки” и есть научная проблема. Выявить ее и сформулировать совсем не просто. Для этого нужно, во-первых, много знать, а во-вторых, знать, каких знаний не хватает. “Знание о незнании” – в этом суть научной проблемы. Выдвигая проблему, исследователь констатирует недостаточность достигнутого к данному моменту уровня знания, обусловленную открытием новых факторов или связей, обнаружения логических изъянов имеющихся научных концепций или появления таких новых запросов общественной практики, которые требуют выхода за пределы уже полученных знаний, движения к новому знанию. Педагогика ориентируется на общественную практику, на необходимость преодоления недостатков практической педагогической деятельности, проявляющихся в ее результатах. Изъяны педагогической теории тоже, как правило, обнаруживаются и осознаются в связи с конкретными проявлениями ее практической неэффективности.

Чтобы перевести практическую задачу на язык науки, соотнести эту задачу с научной проблематикой, необходимо учесть все структурные звенья, связывающие науку с практикой, с их конкретным содержанием.

Одна практическая задача может быть решена на основе изучения множества научных проблем, и наоборот, результаты решения одной научной проблемы могут способствовать решению множества практических задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: