Методика определения нормативов пропускной способности (НПС) диспетчерских пунктов (ДП) (секторов) органов ОВД

  Расчет  НПС ДП (секторов) органов  ОВД основывается на учете среднестатистического уровня загруженности диспетчеров  ОВД, осуществляющих диспетчерское обслуживание в установленных для них зонах (районах) ответственности.

Пропускная способность для  ДП (секторов) органов  ОВД выражается количеством ВС в час, которые обслуживаются в данном воздушном пространстве,

Расчет НПС ДП (секторов) органов  ОВД проводится для условий работы диспетчера ОВД, которые рассматриваются как типичные или усредненные для данного ДП (сектора), на основе учета факторов, включенных в Методику. При этом за типичные условия работы принимаются условия ОВД, наиболее часто встречающиеся применительно к конкретному диспетчерскому пункту (сектору) конкретного органа  ОВД.

Значение норматива заявленной пропускной способности  ДП (секторов) органов  ОВД определяется путем пересчета НПС  ДП (секторов) органов  ОВД в соответствии с Методикой, если изменилось действие факторов, включенных в Методику.

Основы подхода, применяемого в Методике

Уровень рабочей нагрузки (загруженности) на диспетчера

ОУВД, осуществляющего  ОВД на конкретном рабочем месте, характеризуется значением его показателя загруженности (Кз).

Показатель загруженности диспетчера ОВД представляет собой отношение времени, затрачиваемого диспетчером ОВД на осуществление  ОВД к интервалу времени, в течение которого выполняется оценка загруженности диспетчера ОВД.

НПС  ДП (секторов) органов ОВД определяют значения ИВД, соответствующие допустимому уровню загруженности диспетчера ОВД в соответствии с графиком.

Допустимое значение Кз принимается равным 0,55, предельно допустимое значение Кз - равным 0,70.

За норматив (нормативное значение) пропускной способности диспетчера ОВД принимается ИВД, при которой показатель загруженности диспетчера оВД Кз= 0,55.

Предельно допустимое значение НПС ДП (секторов) органов  ОВД устанавливается на уровне ИВД, соответствующей Кз=0,70. В этом случае предельно допустимое значение пропускной способности составляет 1,2 НПС (то есть превышает НПС на 20 %.

НПС  ДП (секторов) органов  ОВД определяется на основе учета основных и дополнительных факторов, влияющих на загруженность диспетчера ОВД. Влияние основных факторов учитывается при расчете типового НПС  ДП (секторов) органов  ОВД. Определение типовых НПС  ДП (секторов) органов  ОВД является первым шагом расчета пропускной способности    ДП (секторов) органов  ОВД.

Типовые НПС  ДП (секторов) органов    ОВД определяются исходя из следующих основных структурных факторов, оказывающих влияние на загруженность  ДП (секторов) органов  ОВД:

· средневзвешенное время нахождения  ВС в границах зоны ответственности  ДП (сектора) органа  ОВД;

· особенность структуры воздушного пространства зоны ответственности ДП (сектора) органа ОВД;

·  упорядоченность самолетопотока в границах зоны ответственности ДП (сектора) органа ОВД.

Для определения НПС  ДП (секторов) органов    ОВД применительно к конкретной зоне ответственности  ДП (сектора) органа ОВД   после определения значения типового НПС  на втором шаге проводится его уточнение путем рассмотрения и учета дополнительных факторов, влияющих на загруженность  ДП (сектора) органа  ОВД.

    На пропускную способность конкретного  ДП (сектора) органа  ОВД кроме основных структурных факторов значительное влияние оказывают постоянно действующие дополнительные факторы, которые могут существенно увеличивать (уменьшать) загруженность диспетчера ОВД.

Влияние некоторых из дополнительных факторов может распространяться на обслуживание всего потока воздушных судов, а отдельных дополнительных факторов - на обслуживание только какой-то его части.

Учет влияния дополнительных факторов осуществляется путем увеличения (уменьшения) исходного значения типового НПС    ДП (секторов) органов  ОВД (НПСтип.) с использованием коэффициентов изменения (кi) НПС  ДП (секторов) органов  ОВД, которые отражают изменение времени  ОВД за счет влияния i-того дополнительного фактора (определяются коэффициенты изменения времени (тО, затрачиваемого на осуществление    ОВД).

Дополнительные факторы, учитываемые при расчете НПС  ДП (сектора) органа  ОВД при осуществлении районного диспетчерского  ОВД представлены в табл2.

 

Таблица 1

Дополнительные факторы, учитываемые при расчете НПС   ОВД (сектора) органа  ОВД при осуществлении районного диспетчерского обслуживания

 

  №   Фактор   Уточняющие характеристики фактора Измене- ние НПС   % Коэфф. измене- ния НПС (Ki)
    1     Техническое оснащение пунктов ОВД Имеются АС УВД или КСА УВД, эквивалентные АС УВД Имеются ПРЛ и ВРЛ Имеется ПРЛ +20     0 -20 1.20     1.0 0.80

 

 

2

 

 

Наличие полетов с

переменным профилем

(для пунктов РЦ, ВРЦ)

Влияние фактора распространяется на обслуживание всех ВС   -25   0.75  
Влияние фактора распространяется на обслуживание части ВС

 

Определяется

по формуле

 

3

 

Наличие госграницы

Влияние фактора распространяется на обслуживание всех ВС   -10   0.90
Влияние фактора распространяется на обслуживание части ВС

 

Определяется

по формуле

 

4

 

Наличие прямой связи

со смежными пунктами

ОВД

Прямая связь имеется со всеми смежными пунктами ОВД   0   1.0

Прямая связь имеется

со всеми смежными

пунктами ОВД частично

Определяется

по формуле

 

Прямая связь имеется со всеми смежными пунктами ОВД полнос-тью отсутствует   -10   0.9

 

5

Количество диспетчеров, одновременно работающих на пульте сектора ОВД

 

1диспетчер   0 1.0
2 диспетчера   +30 1.30

 

6 Наличие диспетчера- ассистента Влияние фактора распространяется на весь поток ВС

1,15

 

Дополнительные факторы, учитываемые при расчете НПС  ДП (сектора) органа  ОВД при осуществлении диспетчерского обслуживания подхода (круга), представлены в табл.2.

Таблица 2

Дополнительные факторы, учитываемые при расчете НПС   ДП (сектора) органа ОВД при осуществлении диспетчерского обслуживания подхода (круга)

 

№№ п/п Фактор Уточняющие характеристики фактора Коэффициент изменения НПС диспетчерских пунктов (секторов) органов ОВД из-за влияния i-того фактора (кi)

1.

Техническое оснащение диспетчерского пункта (сектора) органа  ОВД

Имеются АС УВД с ассоциацией радиолокационной и плановой информации 1,2
или КСА УВД 1,15
Имеются средства отображения информации от ПРЛ и ВРЛ 1,00
Имеется ПРЛ 0,80

2.

Наличие государственной границы в зоне ответственности  ДП (сектора) органа  ОВД

Влияние фактора распространяется на обслуживание всех ВС 0,98
Влияние фактора распространяется на обслуживание части ВС  Рассчитывается по формуле
3. Отсутствие прямой связи со смежными  ДП (секторами) органа ОВД Влияние фактора распространяется на обслуживание всех ВС 0,90
    Прямая связь со смежными  ДП (секторами) органов  ОВД имеется частично  Рассчитывается по формуле
4. Рельеф местности в районе аэродрома Полеты в горной местности (на горных аэродромах) 0,80
      По обоснованию значение 0,8 может быть изменено до значения 0,50
5. Наличие в районе аэродрома службы автоматической передачи информации (АТIS)   1,05
6.

Количество диспетчеров, одновременно работающих за одним пультом  ДП (сектора) органа ОВД

1 диспетчер 1,00
  2 диспетчера 1,3
7. Наличие диспетчера- ассистента Влияние фактора распространяется на весь поток ВС 1,15

 

 

Для определения значения НПС  ДП (сектора) органа  ОВД выполняется общий порядок расчета в соответствии со следующими действиями:

1. Определение значения типового НПС диспетчерского пункта (сектора) органа обслуживания воздушного движения (НПСтип.).

2. Определение группы дополнительных факторов, влияющих на сложность  ОВД на  ДП (секторе) органа  ОВД.

3. Расчет значения коэффициентов (ki), отражающих влияние дополнительных факторов на типовой НПС  ДП (сектора) органа  ОВД (НПСтип.), с учетом коэффициентов, приведенных в табл.1 или2.

4. Расчет окончательного значения НПС  ДП (сектора) органа  ОВД

 

Факторами, влияющими на значение НПСтип. конкретного диспетчерского пункта (сектора) районного (вспомогательного районного) центра Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (далее - РЦ ЕС ОрВД, ВРЦ ЕС ОрВД) являются:

· средневзвешенное время нахождения воздушного судна в границах зоны ответственности  ДП (сектора) органа    ОВД Тср.взв.);

· особенности структуры воздушного пространства зоны ответственности  ДП (сектора) органа  ОВД  заключатся в наличии точек с повышенной сложностью работы диспетчера УВД;

· упорядоченность самолетопотока по воздушным трассам с односторонним или двусторонним движением.

 

 Средневзвешенное время нахождения  ВС в границах зоны ответственности  ДП (сектора) органа  ОВД (Тср.взв.) учитывает соотношение типов  ВС в самолетопотоке, направление самолетопотоков и рассчитывается по формуле:

 

Где:

m1, m2,..,m; - относительное количество полетов ВС по типам (%);  

t1, t2,...,ti - среднее время нахождения  ВС 1-го, 2-го,…, -го типа в границах соответствующей зоны ответственности  ДП (сектора)  ОВД;

 

Точки с повышенной сложностью работы диспетчера ОВД при расчете НПС  ДП (сектора) РЦ ЕС ОрВД (ВРЦ ЕС ОрВД) учитываются по двум типам:

а) точки пересечения однонаправленных значимых потоков  ВС;

б) узловые точки пересечения потоков  ВС с повышенной сложностью работы диспетчера ОВД.

К точкам пересечения однонаправленных значимых потоков  ВС относятся точки, через которые проходит 40 и более процентов потока воздушного движения применительно к конкретному  ДП (сектору) органа  ОВД, и в которых сходятся маршруты, полеты по которым выполняются на одинаковых эшелонах.

К узловым точкам пересечения потока воздушного движения с повышенной сложностью работы диспетчера УВД относятся точки, через которые проходит 70 и более процентов потока воздушного движения применительно к конкретному  ДП (сектору) органа  ОВД.

 

Определение типовых НПС для  ДП (секторов) РЦ ЕС ОрВД осуществляется по формуле:

 

где:

НПСтип - типовой НПС  ДП (сектора) органа    ОВД;

СВВ - средневзвешенное время пребывания  ВС в границах зоны ответственности  ДП (сектора) органа  ОВД (мин);.

РТ - процент  ВС в потоке воздушного движения, идущих по разведенным воздушным трассам;

Nпер - количество точек пересечения между однонаправленными значимыми потоками воздушного движения;

Nкр. количество узловых точек пересечения потока воздушного движения с повышенной сложностью работы диспетчера УВД;

Nкр. = {0 или 1}.

 

Определение группы дополнительных факторов, влияющих на сложность  ОВД, оказывающих влияние на сложность  ОВД диспетчером ОВД в границах зоны ответственности  ДП (сектора) ОВД ЕС ОрВД   осуществляется в соответствии с табл.1.

Когда действие фактора распространяется только на часть обслуживаемого воздушного движения, то значение коэффициента ki уточняется следующим

где:

 kij -  уточненный коэффициент влияния ki дополнительного фактора;

mo - % воздушных судов, на обслуживание которых действие i-го фактора не распространяется;

mi - % воздушных судов, на обслуживание которых действие i-го фактора распространяется.

Как видно из формулы [4] в случае, если влияние дополнительного фактора распространяется на весь поток воздушного движения, то kij= ki.

Расчет окончательного значения НПС диспетчерского пункта(сектора) органа обслуживания воздушного движения производится по формуле:

где:

 Пkij - представляет собой произведение коэффициентов, учитывающих влияния действия всех дополнительных факторов, выбранных для оцениваемого ДП  (сектора) органа  ОВД. Как видно из формулы [4], в случае, если влияние дополнительного фактора распространяется на весь поток воздушного движения, то kij= ki.

Общий порядок определения значения НПС применительно к  ДП (сектору) органа  ОВД при осуществлении диспетчерского обслуживания подхода соответствует порядку, установленному настоящей Методики.

Факторами, влияющими на значение НПСтип. для  ДП (сектора) подхода, являются:

· средневзвешенное время нахождения  ВС в границах зоны ответственности соответствующего  ДП (сектора) подхода (Тср.взв.);

· упорядоченность самолетопотока по разведенным/смешанным маршрутам входа/выхода.

Значение НПСтип. определяется по формуле:

 

где:

· НПСтип - типовой НПС;

· СВВ - средневзвешенное время пребывания  ВС в границах зоны ответственности соответствующего сДП (сектора) органа   ОВД    (мин);

· РТ - процент воздушных судов в потоке, идущих по разведенным коридорам.

Перечень дополнительных факторов, которые учитываются при вычислении НПС для диспетчерского пункта (сектора) подхода, приведен в табл.2.

Учет действия дополнительных факторов, распространяющихся только на часть обслуживаемого воздушного движения, выполняется по формуле [4].

Изменения НПС  ДП (секторов) органов   ОВД  в процентах, учитывающее влияние горного рельефа местности в районе аэродрома на сложность при осуществлении  ОВД, принимается равным 20% (см. табл. 2). Если это значение не в полной мере отражает учет сложности при осуществлении  ОВД из-за влияния горного рельефа местности, то после подготовки руководством  ДП (сектора) органа  ОВД   обоснования увеличения времени  ОВД из-за влияния горного рельефа местности на основе проведенного хронометража это значение может быть изменено до 50%.

Окончательный расчет НПС ДП  (сектора) органа  ОВД   выполняется по формуле:

За типовой НПС для диспетчерского пункта (сектора) круга принимается значение ИВД, равное 32,5 ВС/час.

       Перечень дополнительных факторов, которые учитываются при определении НПС для диспетчерского пункта (сектора) круга, приведен в табл.2.

Расчет значения НПС для диспетчерского пункта (сектора) круга производится по формуле:

Исследования, проведенные в органах  ОВД с применением моделирующих средств, показали, что загруженность диспетчеров ОВД при диспетчерском обслуживании на диспетчерском пункте (секторе) старта и/или руления при наблюдаемой реальной BВД не превышала выбранного Кз.

В связи с этим НПС для диспетчерских пунктов (секторов) старта и/или руления принимаются равными значению пропускной способности ВПП Кз соответствующего аэродрома.

После определения НПС  ДП (секторов) органов   ОВД  по установленной формуле, полученный результат подлежит экспериментальной оценке на диспетчерском тренажере, с целью проверки его соответствия допустимому значению Кз.

Окончательный результат НПС, используемый для целей планирования, принимается, если Кз равен допустимому значению, и служит основанием формирования заявленного НПС.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: