Время выполнения: 80-90 мин

Тема 4.1 Пожарная безопасность

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема: Обеспечение пожарной безопасности в образовательном учреждении.

Цели работы:

1. Ознакомление учащихся методическими и нормативными документами, регламентирующими обеспечение пожарной безопасности в образовательном учреждении.

Форма проведения: Дистанционная.

Время выполнения: 80-90 мин.

Пособия для работы:

1. Петров, С. В. Обеспечение безопасности образовательного учреждения: учебное пособие для среднего профессионального образования / С. В. Петров, П. А. Кисляков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 179 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09774-0. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437787 (глава 6)

2. Петров С.В. Обеспечение безопасности образовательного учреждения: Практическое пособие для руководителей и работников  образовательных  учреждений.  – М.:  Изд-во  НЦ  ЭНАС, 2006. – 248 с. (глава 11 п.11.1-11.3)

3. Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально- технических училищ, школ- интернатов, детских домов, дошкольных и других учебно-воспитательных учреждений, ППБ 101-89.

 

Последовательность выполнения работы.

1. Изучить прилагаемые методические и нормативные документы.

2. Записать в рабочей тетради причины возникновения пожаров в образовательных учреждениях.

3. В рабочей тетради указать (записать) не менее 3-х  наименование действующих нормативных документов (в порядке убывания юридической значимости.)

4. Записать в рабочей тетради перечень организационных документов разрабатываемых и  утверждаемых руководителем образовательного учреждения необходимых для создания системы персональной ответственности и контроля.

5. Записать в рабочей тетради опасные факторы пожара и характеристики основных фаз развития пожара.

 

В процессе выполнения работы студенты должны изучить полные версии прилагаемых методических и нормативных документов, научиться пользоваться указанными материалами и документами и отдельными их разделами. При выполнении студентами работы преподаватель осуществляет контроль над процессом и консультирует студентов по неясным вопросам.

Контроль выполнения:

  1. Фотографии записей в рабочей тетради отправить в личные сообщения в социальной сети «ВК», до 20ч 00 мин 17.04.2020.

 

Г л а в а  11. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ........................................   187

11.1. Причины пожаров в ОУ.............................................................   187

11.2. Правовые и организационные основы обеспечения

пожарной безопасности....................................................................   188

11.3. Механизм возникновения и развития пожаров.....................   191

11.4. Неотложные действия при пожаре..........................................   195

11.5. Тушение и средства тушения пожаров....................................   203

11.6. Противопожарная профилактика в ОУ..................................   20

 

Глава 11. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

 

Ежегодно в Российской Федерации при пожарах гибнут 16–18 тысяч человек и почти столько же получают травмы. Это в 3–4 раза больше, чем до 1990 года. На объектах Минобрнауки России ежегодно регистрируется до тысячи пожаров и возгораний. Факты губительных пожаров в ОУ в последние годы свидетельствуют о недостаточно серьезном отношении к вопросам пожарной безопасности.

Под пожарной безопасностью понимают систему государственных и общественных мероприятий, направленных на охрану от огня людей и материальных ценностей. Пожарная безопасность состоит из двух основных направлений: предупреждения и тушения возникших пожаров.

 

11.1. Причины пожаров в ОУ

Большая часть пожаров в помещениях ОУ возникает по вине человека.

Статистика выделяет следующие наиболее распространенные причины пожаров:

курение в постели, брошенная непотушенная спичка, сигарета;

шалости с огнем, неправильное устройство и размещение костров;

короткое замыкание и перегрузки в электросетях, старая проводка, большое число электроприборов, включенных в одну розетку, использование тройников;

оставление без наблюдения включенных утюгов, обогревателей, гирлянд, иных электроприборов;

неосторожное обращение с бенгальским огнем, с фейерверками, хлопушками, петардами, свечами;

оставление без контроля газовых плит и горелок;

сушка одежды, разогревание красок и лаков над газовой плитой;

установка без должной защиты печей-«буржуек», отогревание замерзших труб, мотоциклов и автомашин открытым огнем (паяльной лампой, факелом);

отсутствие контроля в зоне сварочных работ в течение пяти часов после их завершения;

перегрев телевизора, его запыленность, размещение в нише мебельной стенки;

хранение в помещениях легковоспламеняющихся жидкостей (бензин, ацетон, керосин), лаков, красок;

близкое размещение бумажных абажуров, газет, синтетических и других горючих материалов к лампам, печкам, электрокаминам;

чистка деталей одежды бензином, использование бензина для разжигания печей, костров;

мойка вещей в бензине, ацетоне.

Таким образом, наиболее частыми факторами пожарной опасности являются несоблюдение или незнание элементарных правил пожарной безопасности и бесконтрольность со стороны должностных лиц, пассивность и равнодушие окружающих, неправильные, неуверенные, некомпетентные действия лиц, обнаруживших признаки загорания.

 

11.2. Правовые и организационные основы обеспечения пожарной безопасности

Основными нормативными правовыми документами в области пожарной безопасности являются:

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в редакции Федерального закона от 27 декабря 1995 г. № 211-ФЗ);

Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01–03);

ГОСТ ССБТ, СНиП, нормы пожарной безопасности и др.;

региональные документы – правила пожарной безопасности, законы о пожарной безопасности конкретных регионов;

ведомственные (объектовые) документы – инструкции о мерах пожарной безопасности и действиях при пожаре;

приказы, инструкции, планы, указания руководителя ОУ.

В соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» (ст. 2) субъекты РФ вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные документы по пожарной безопасности, не снижающие требований пожарной безопасности, установленных федеральными нормативными правовыми актами.

Права и обязанности граждан и должностных лиц в области пожарной безопасности.

Граждане обязаны:

соблюдать требования пожарной безопасности;

иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности;

при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;

до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;

оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;

выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Ответственность должностных и других лиц за соблюдение пожарной безопасности регулируется ст. 38 и 39 Федерального закона «О пожарной безопасности», а также УК РФ и другими кодексами РФ. При этом может налагаться дисциплинарная, административная, материальная или уголовная ответственность.

Также предусматривается ответственность за уничтожение или повреждение имущества (ст. 167 и 168 УК РФ) в результате неосторожного обращения с огнем, за нарушение или невыполнение правил пожарной безопасности на предприятиях, в учреждениях, государственных и иных организациях.

В соответствии с ППБ 01–03 в каждой организации приказом должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности режим, в том числе:

определены и оборудованы места для курения;

определены места и допустимое количество единовременно находящихся в помещении сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;

установлен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;

установлен порядок проведения временных огневых и пожароопасных работ;

установлен порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы;

определены действия работников при обнаружении пожара;

определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение.

Во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.

Правила применения открытого огня, проезда транспорта, допустимость курения и проведения пожароопасных работ устанавливаются общеобъектовыми инструкциями о мерах пожарной безопасности.

В каждом ОУ должна быть организована система проведения инструктажей сотрудников по пожарной безопасности.

Противопожарный инструктаж – это доведение до работников ОУ основных требований пожарной безопасности, изучение средств противопожарной защиты и действий в случае возникновения пожара. В зависимости от характера и времени проведения инструктаж может быть вводным, первичным, повторным, плановым, целевым (см. раздел 11.6).

Ежегодно должен издаваться приказ руководителя ОУ, которым закрепляются лица, ответственные за противопожарную безопасность по каждому помещению. Именно эти лица (педагоги, сотрудники, электрик, сантехник, повар) каждый на своем месте следят за исправностью всех опасных приборов и механизмов, правильностью их хранения и эксплуатации, своевременно подают заявки на ремонт и устранение причин возможных аварий, загораний и иных происшествий.

Этим же приказом из хозяйственно-технического персонала ОУ создается пожарно-техническая комиссия, которая ежеквартально обследует все помещения с целью выявления отклонений от требований Правил пожарной безопасности. В случае выявленных нарушений и отклонений они немедленно устраняются, а при невозможности быстрого устранения комиссией или инспектором пожарной охраны составляется акт, который вместе с заявкой передается в соответствующий орган управления образованием.

В зданиях ОУ при единовременном пребывании на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара для каждого класса, аудитории, а также предусмотрена система оповещения о пожаре. При пребывании на этаже 50 и более человек в дополнение к схематическому плану разрабатывается инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой каждое полугодие проводятся практические тренировки. Имеющиеся образцы и типовые инструкции следует доработать с учетом особенностей конкретного здания и каждого помещения.

Все указанные документы утверждаются руководителем ОУ. Они необходимы для создания системы персональной ответственности и контроля. При этом следует проверить: реальны ли указанные маршруты для спасения, нет ли стен и решеток, установленных арендаторами, доступны ли дубликаты ключей от запасных выходов, очищены ли проходы от посторонних предметов.

Часть методической работы руководитель ОУ может поручить преподавателю БЖ (ОБЖ).

Важнейшее требование пожарной безопасности заключается в том, что ни один сотрудник ОУ (педагог, уборщица, повар и др.) не должен приступать к работе, не уяснив своих действий в случае пожара или иной ЧС, не разобравшись, где находятся средства спасения и пожаротушения и как ими пользоваться.

 

11.3. Механизм возникновения и развития пожаров

Следует отличать пожар от возгорания.

Пожар – это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. Горение под контролем человека не является пожаром, если оно не наносит ущерба.

Несанкционированное возгорание, начало горения может быть ликвидировано собственными силами с использованием первичных средств пожаротушения (огнетушителей, песка, пожарного водопровода). Однако руководителям ОУ необходимо понимать, что если горение усилилось и переросло в пожар, то привлекать к тушению пожара даже обученных сотрудников небезопасно, а школьников – недопустимо.

Горение – это экзотермическая реакция окисления вещества, сопровождающаяся по крайней мере одним из трех факторов: свечением, пламенем, появлением дыма; тление – беспламенное горение материала.

Самовозгорание – это возгорание в результате самоинициируемых экзотермических процессов; воспламенение – начало пламенного горения под воздействием источника зажигания. В отличие от возгорания воспламенение сопровождается только пламенным горением.

Горение возникает при наличии трех обязательных составляющих: горючего вещества, окислителя и источника зажигания.

Горючее вещество – это вещество, которое способно самостоятельно гореть после того, как будет удален внешний источник зажигания. Горючее вещество может находиться в твердом, жидком или газообразном состоянии. Горючими веществами являются большинство органических веществ, ряд газообразных неорганических соединений и веществ, многие металлы и т. д. Наибольшую взрывопожарную опасность представляют газы.

Для воспламенения горючей жидкости над ее поверхностью сначала должна образоваться паровоздушная смесь. Горение жидкостей возможно только в паровой фазе; при этом поверхность самой жидкости остается сравнительно холодной. Среди горючих жидкостей выделяют класс наиболее опасных – легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ). К ЛВЖ относятся бензин, ацетон, бензол, толуол, некоторые спирты, эфиры и т. п.

Существует ряд веществ (газообразных, жидких или в твердом состоянии), которые способны самовоспламеняться при контакте с воздухом без предварительного нагрева (при комнатной температуре). К ним относятся: белый фосфор, гидриды и металлоорганические соединения легких металлов и др.

Существует также группа веществ, при контакте которых с водой или водяными парами, находящимися в воздухе, начинается химическая реакция с выделением большого количества теплоты. Под действием теплоты происходит самовоспламенение. К этой группе относятся щелочные и щелочно-земельные металлы (литий, натрий, калий, кальций, стронций, уран и др.), гидриды, карбиды, фосфиды указанных металлов, низкомолекулярные металлоорганические соединения (триэтилалюминий, триизобутилалюминий, триэтилбор) и др.

Горение твердого вещества происходит в несколько стадий. При воздействии внешнего источника происходит прогрев поверхностного слоя твердого вещества, из него начинается выделение газообразных летучих продуктов. Этот процесс может сопровождаться или плавлением поверхностного слоя твердого вещества, или его возгонкой (образованием газов, минуя стадию плавления). При достижении определенной концентрации горючих газов в воздухе они воспламеняются и начинают сами воздействовать на поверхностный слой, вызывая его плавление и поступление в зону горения новых порций горючих газов и паров твердого вещества.

Например, при нагревании до 110 °C происходят высушивание древесины и незначительные испарения смолы. Слабое разложение начинается при 130 °C. Более заметное разложение древесины (изменение цвета) происходит при температуре 150 °C и выше. Образующиеся при 150–200 °C продукты разложения составляют в основном воду и углекислый газ, поэтому гореть не могут. При температуре выше 200 °C начинает разлагаться главная составная часть древесины – клетчатка. Газы, образующиеся при этих температурах, являются горючими, так как они содержат значительные количества окиси углерода, водорода, углеводородов и паров других органических веществ. Когда концентрация этих продуктов в воздухе станет достаточной, при определенных условиях произойдет их воспламенение.

Если горючее вещество при плавлении растекается, оно увеличивает очаг горения (например, каучук, резина, металлы и т. д.). В том случае, если вещество не плавится, кислород постепенно подходит к поверхности горючего и процесс приобретает форму гетерогенного горения (например, выжигание кокса). Процесс горения твердых веществ сложен и многообразен, он зависит от многих факторов (дисперсность твердого материала, его влажность, наличие пленки окислов на его поверхности и ее прочность, присутствие примесей и т. д.).

Более интенсивно (часто со взрывом) происходит возгорание мелкодисперсных металлических порошков и пылевидных горючих материалов (например, древесной пыли, сахарной пудры).

В качестве окислителя при пожаре наиболее часто выступает кислород, содержание которого в воздухе составляет около 21 %. Сильными окислителями являются перекись водорода, азотная и серная кислоты, фтор, бром, хлор и их газообразные соединения, хромовый ангидрид, перманганат калия, хлораты и другие соединения.

При взаимодействии с металлами, которые в расплавленном состоянии проявляют очень высокую активность, в роли окислителей выступают вода, двуокись углерода и другие кислородсодержащие соединения, которые в обычной практике считаются инертными.

Однако только наличия смеси горючего и окислителя недостаточно для начала процесса горения. Необходим еще источник зажигания: воздействие пламени, электрического разряда (искра или дуга), локального нагрева стенки сосуда или введение катализатора.

Механизм прекращения горения – это система факторов, приводящих к окончанию процесса (реакции) горения. Он может быть естественно обусловленным, когда реализуется без участия человека (самоликвидация горения, например, в природе). Знание механизма прекращения горения позволяет целенаправленно использовать его при тушении пожаров (см. раздел 11.5).

Опасные факторы пожара (ОФП) – это факторы, воздействие которых может привести к людскому и (или) материальному ущербу. ОФП подразделяются на первичные и вторичные. К первичным относятся:

пламя и искры;

повышенная температура окружающей среды; токсичные продукты горения и термического разложения; дым и плохая видимость; пониженная концентрация кислорода.

Наиболее опасными являются токсические продукты горения и термического разложения, представляющие собой раскаленную до 300–400 °C смесь высокотоксичных отравляющих веществ, парализующих органы дыхания человека за один-два вдоха. Статистика гибели людей на пожарах показывает, что более 70 % погибших были поражены именно этим ОФП. Предельно допустимая повышенная температура окружающей среды составляет для человека 70 °C.

Динамика нарастания температуры продуктов горения при пожаре в помещении на выходе из него на высоте роста человека имеет следующие примерные параметры:

в течение первой минуты – примерно до 160 °C;

в течение второй минуты – примерно до 350 °C.

Следовательно, предельная температура в помещении достигается примерно за 2 минуты, что необходимо учитывать при эвакуации учащихся.

Один из важнейших ОФП – уменьшение содержания кислорода в газовой среде горящего помещения. В чистом воздухе его содержание достигает 27 %. В горящем здании за счет интенсивно протекающего горения содержание кислорода значительно снижается; его опасное значение составляет примерно 17 %. То есть существует вероятность того, что человек на пожаре, защищенный, например, самоспасателем, может погибнуть не от токсических продуктов горения, а от недостатка кислорода в газовой среде горящего здания.

К вторичным ОФП можно отнести:

осколки, части разрушающихся механизмов, обрушение конструкций зданий и т. д.;

токсические вещества и материалы из разрушенных механизмов и агрегатов;

электрическое напряжение вследствие потери изоляции токове-дущими частями механизмов;

опасные факторы взрыва, возникающие в результате пожара; паника и растерянность.

В динамике развития пожара выделяют несколько основных фаз.

Первая фаза (до 10 мин.) – начальная стадия, включающая переход возгорания в пожар примерно за 1–3 минуты и рост зоны горения в течение 5–6 минут. При этом происходит преимущественно линейное распространение огня вдоль горючих веществ и материалов, что сопровождается обильным дымовыделением. На этой фазе очень важно обеспечить изоляцию помещения от поступления наружного воздуха, так как в некоторых случаях в герметичном помещении наступает самозатухание пожара.

Вторая фаза – стадия объемного развития пожара, занимающая примерно 30–40 минут. Характеризуется бурным процессом горения с переходом в объемное горение; процесс распространения пламени происходит дистанционно за счет передачи энергии горения на другие материалы.

Через 15–20 минут происходит разрушение остекления, резко увеличивается приток кислорода, максимальных значений достигают температура (до 800–900 °C) и скорость выгорания. Стабилизация пожара при максимальных его значениях происходит на 20–25 минутах и продолжается еще 20–30 минут. При этом выгорает основная масса горючих материалов.

Третья фаза – стадия затухания пожара, т. е. догорание в виде медленного тления, после которого пожар прекращается.

Технические системы пожарной безопасности (сигнализации и автоматического тушения пожара) срабатывают до достижения максимальной интенсивности горения, в начальной стадии пожара. Это позволяет иметь запас времени, чтобы организовать эвакуацию и иные мероприятия по защите людей и имущества.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow