2.2.1. Обоснуйте тип производства и формы его организации.
2.2.2. Рассчитайте трудоемкость годовой программы по операциям, используя
формулу 1.
, (1)
где Nгод – годовая программа выпуска продукции производственного участка, шт;
Тгод –трудоемкость годовой программы выпуска по операциям, н×ч;
a – планируемый отсев продукции на брак (1,02…1,05);
k – коэффициент пропорциональности выполнения норм (1,1... 1,2);
tшт – штучное время изготовления одного изделия, мин.
Расчет трудоемкости сведите в таблицу1.
Таблица 1 – Трудоемкость годовой программы по операциям технологического процесса
№ оп | Наименование операции | Nгод, шт | Время обработки, мин | a | k | Тгод, н×ч | ||
t шт | t маш | t всп | ||||||
Итого |
2.2.3. Рассчитайте фонд времени работы оборудования по формуле 2.
, (2)
где Дк – количество календарных дней в текущем году;
Дв – количество выходных дней в текущем году;
Дп – количество праздничных дней в текущем году;
Fсм – продолжительность смены (8 час);
Дпред – количество предпраздничных дней;
Тсокр –время, на которое сокращается предпраздничный день (1)
Ксм - количество смен в сутки (2);
Кр — коэффициент, учитывающий потери времени на ремонт (0,95).
2.2.4. Рассчитайте необходимое количество оборудования по формуле 3.
, (3)
где Квн - коэффициент выполнения норм (Квн =1,1).
Принятое количество оборудования Спр получаем путём округления расчётного количества оборудования до большего целого числа (расчет ведется по операциям отдельно)
2.2.5. Рассчитайте коэффициент загрузки оборудования:
, (4)
2.2.6. Рассчитайте средний коэффициент загрузки:
, (5)
2.2.7. Рассчитайте процент загрузки оборудования:
nср=Кз ср *100 (%) (6)
Расчеты по загрузке оборудования сведите в таблицу 2
Таблица 2 – Потребное количество оборудования по операциям техпроцесса и его загрузка
№ оп | Тгод, н×ч | Fэф.об. | m | Ср | Спр | h, % |
2.3. Составьте балансовую ведомость оборудования, в соответствии с технологическим процессом, представленном в индивидуальном задании.
Таблица 3 - Балансовая ведомость оборудования
№оп | Наименование операции | Наименование, модель станка | Количество оборудования, Спр | Мощность, кВт | Стоимость, руб | ||
Ед | Общ | Ед | Общ | ||||
2.4 Рассчитайте площадь производственного участка.
При определении площади участка воспользуйтесь следующими данными:
Т(токарные) – 1800х800 мм – 10…12 м2;
Ф(фрезерные) – 4000х2000 мм – 15х25 м2 ;
Ш(шлифовальные) – 8000х4000 мм – 35…45 м2;
Ширина рабочей зоны со всех сторон от станка по 1м.
2.4.1 Определите площадь участка по формуле 7
, (7)
где S 1– площадь под станочное оборудование
; (8)
S 2 – рабочее место под хранение заготовки на участке
, (9)
где Q1 –вес металла на участке за год
, (10)
где Рз – вес заготовки (возьмите из задания)
t1 – время хранения заготовки на участке (1…3 дня)
q – грузонапряженность материалов на 1 м2 пола (0,8…1,5 т/ м2)
S3 – рабочее место под хранение продукции на участке
, (11)
где Q2 – вес готовой продукции по годовой программе
, (12)
где Pдет – вес детали (берем из задания), кг
t2 – время хранения готовой продукции (1…3 дня)
S4 – площадь, занимаемая под стационарное место мастера (5…6 м2 на 1 человека).
S5 – площадь, занимаемая под стационарное место контролера (5…6 м2 на 1 человека).
S6 – площадь, занимаемая под проходы и проезды, м2
. (13)
4.1.2. Рассчитайте стоимость строительства 1м2 здания со всеми коммуникациями исходя из рыночных цен предприятия (С=10000 руб/м2), по формуле:
(14)
2. 5. Рассчитайте штат участка и составьте штатное расписание.
В соответствии с данными предприятия расчеты необходимо произвести по следующим разрядам рабочих: вспомогательные рабочие 5 разряда, контролеры 4 разряда, МОП 3 разряда.
Размер месячных окладов ИТР произвести в соответствии тарификационной сетки ЕТКС.
Таблица 4 – Штатное расписание
№ | Категории и профессии работающих | Количество человек | Разряды | Оклады, тарифные ставки, руб. |
1 | Основные рабочие: | |||
2 | Вспомогательные: | |||
3 | Контролеры | |||
4 | ИТР | |||
5 | МОП | |||
Всего по участку |
2.5.1. Численность основных рабочих:
, (15)
где Fдр - действительный фонд времени работы рабочего,
, (16)
где О - среднее количество дней отпусков в году (28 дней),
Н - среднее количество дней невыходов на работу по уважительной причине (7дней).
Результаты расчетов количества основных рабочих на участке сведите в таблицу 4.
Таблица 5 – Количество основных рабочих по операциям
Трудоемкость Тгод, н×ч | Количество оборудования на участке Спр, шт | Количество работающих, чел | |
Расчетное | Принятое | ||
Итого |
2.5.2 Численность вспомогательных рабочих:
, (17)
где Rосн - общее количество основных рабочих по всем операциям технологического процесса.
2.5.3 Численность контролеров:
(18)
2.5.4 Численность ИТР:
(19)
2.5.5 Численность МОП:
(20)
Расчетная часть
3.1. Рассчитайте фонды оплаты труда основных рабочих по всем операциям технологического процесса. Полученные расчетные данные сведите в таблицу 6.
Таблица 6 – Годовой фонд заработной платы основных рабочих по всем операциям технологического процесса.
Наименование показателей. | Размер, руб |
1 Основная заработная плата. | |
2 Дополнительная заработная плата | |
3Доплаты: а) за вредные условия труда; б) за работу в ночное время; в) за работу в вечернее время. г) за выполнение нормир. задания. д) за профмастерство е) за напряженность норм | |
4 Сумма премий из ФЗП. | |
5 Общий фонд заработной платы |
3.1.1. Рассчитайте среднюю тарифную ставку по формуле
, (21)
где Рм – ближайший меньший разряд относительно среднего разряда,
Тст.м – тарифная ставка меньшего разряда, руб/час,
Тст.б – тарифная ставка большего разряда, руб/час.
3.1.2.Рассчитайте фонд тарифной заработной платы:
. (22)
3.1.3. Рассчитайте доплаты к тарифной заработной плате.
Доплата за напряжённость норм:
, (23)
где Нн/н - норма доплат (возьмите из индивидуального задания)
Доплата за условия труда:
, (24)
где Ну/т - норма доплат (возьмите из индивидуального задания).
Доплата за профессиональное мастерство:
, (25)
где Нп/м - норма доплат (возьмите из индивидуального задания).
Доплата за работу в вечернее время:
, (26)
где Нв/в – норма доплат (20%),
Тв/ч – количество часов, отработанных в вечернее время (4 ч)
Доплата за работу в ночное время:
, (27)
где Нн/в - норма доплат (40%),
Тн/ч - количество часов, отработанных в ночное время (2 ч)
Доплата за выполнение нормированного задания:
, (28)
где Нн/з – норма доплат (17%)
2.1.4 Рассчитайте премию:
, (29)
где Нпр – норма премии (20%).
2.1.5. Рассчитайте фонд основной заработной платы.
, (30)
где ∑Д – сумма всех доплат.
2.1.6 Рассчитайте фонд дополнительной заработной платы.
(31)
2.1.7 Рассчитайте общий фонд заработной платы.
(32)
2.1.8 Рассчитайте стоимость одного нормо-часа с учётом доплат и премии:
(33)
2.2 Рассчитайте расходы по содержанию и эксплуатации оборудования и
составьте ведомость основных фондов участка с учетом их амортизации.
Таблица 7 – Ведомость основных фондов участка с расчетом амортизации
№ п/п | Наименование статьи расхода | Сумма, руб. |
1 | Амортизация | |
2 | Техническое обслуживание и текущий ремонт | |
3 | Силовая электроэнергия | |
4 | Техническая вода | |
5 | Инструмент | |
6 | Вспомогательные материалы | |
7 | Сжатый воздух | |
Итого по смете |
2.2.1 Амортизация:
, (34)
где На – норма амортизации (возьмите из индивидуального задания)
Сп – первоначальная стоимость оборудования (возьмите из балансовой ведомости оборудования)
2.2.2 Расходы на ремонт и техническое обслуживание:
, (35)
где НР – норма расходов на ремонт (примите 7%)
2.2.3 Расходы на электроэнергию:
, (36)
где Nуст - мощность установленного оборудования (возьмите из балансовой ведомости оборудования)
ho – коэффициент одновременной работы оборудования (примите 0,6);
hc, - потери в сети (примите 0,9);
h q - потери в двигателе (примите 0,95);
Цw - цена 1 кВт∙ч
2.2.4 Расходы на воду:
, (37)
где Q – расход воды на единицу оборудования (примите 25 м3 );
nоб – количество оборудования (возьмите из балансовой ведомости оборудования);
z – число смен (примите 2);
Цв – цена 1 м3 воды
2.2.5 Расходы на инструмент:
(38)
2.2.6 Расходы на вспомогательные материалы:
(39)
2.2.7 Расходы на сжатый воздух:
, (40)
где q - расход сжатого воздуха на единицу оборудования (примите 0,1м3)
Цcж.в – цена 1м3 сжатого воздуха
2.2.8 Сумма расходов по содержанию и эксплуатации оборудования за год:
(41)
2.2.9 Норма расходов по содержанию и эксплуатации оборудования:
(42)
2.3 Рассчитайте цеховые расходы.
Результаты расчётов занесите в таблицу 8.
Таблица 8- Смета цеховых расходов
№ | Наименование статьи | Сумма, руб. |
1 | Фонд заработной платы ИТР, вспомогательных рабочих, контролёров, МОП | |
2 | Отчисления на социальные нужды | |
3 | Охрана труда | |
4 | Рационализация и изобретательство | |
5 | Прочие расходы | |
Итого по смете |
2.3.1. Фонд заработной платы ИТР, вспомогательных рабочих, контролеров, МОП:
, (43)
где О – оклад, руб.;
R – численность данной категории работников.
2.3.2. Отчисления на социальные нужды:
, (44)
где Нсн – норма отчислений на социальные нужды (примите 30%)
2.3.3 Расходы на охрану труда:
(45)
2.3.4 Расходы на рационализацию и изобретательство:
(46)
2.3.5 Прочие расходы:
(47)
2.3.6 Сумма цеховых расходов за год:
(48)
2.3.7 Норма цеховых расходов:
, % (49)
2.4. Рассчитайте себестоимость единицы изделия и составьте плановую калькуляцию.
Таблица 9 - Плановая калькуляция
№ п.п | Статьи расхода | Единицы измерения | Сумма | Примечание |
1 | Материалы | |||
2 | Возвратные отходы | |||
Итого за вычетом отходов | ||||
3 | Транспортно-заготовительные расходы, % | |||
4 | Основная зарплата производственных рабочих | |||
5 | Дополнительная зарплата | |||
6 | Отчисление на социальное страхование | |||
7 | Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования | |||
8 | Цеховые расходы | |||
Итого цеховая себестоимость | ||||
9 | Общезаводские расходы | |||
Итого заводская себестоимость | ||||
10 | Внепроизводственные расходы | |||
Всего полная себестоимость | ||||
11 | Плановая прибыль | |||
Оптовая цена |
2.4.1 Затраты на основные материалы:
, (50)
где Ц – цена материала
Мз – масса заготовки (возьмите из индивидуального задания)
2.4.2 Возвратные отходы:
, (51)
где Мо – масса отходов Мо=Мз-Мд, где Мд – масса детали (возьмите из индивидуального задания)
Цо – цена отходов
2.4.3 Транспортно-заготовительные расходы:
, (52)
где Нтз – норма транспортно-заготовительных расходов (примите 3)
2.4.4 Основная заработная плата основных рабочих:
, (53)
где S tшт – норма штучно-калькуляционного времени по всем операциям (возьмите из индивидуального задания)
2.4.5 Дополнительная заработная плата основных рабочих:
(54)
2.4.6 Отчисления по единому социальному налогу:
, (55)
где Несн – норма единого социального налога (примите 30%)
2.4.7 Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования:
, (56)
где Нсэо – норма расходов по содержанию и эксплуатации оборудования (примите 150%)
2.4.8 Технологическая себестоимость:
, (57)
2.4.9 Цеховые расходы:
(58)
2.4.10 Цеховая себестоимость:
(59)
2.4.11 Заводские расходы:
, (60)
где Нзав - норма заводских расходов (примите 70%)
2.4.12 Себестоимость заводская:
(61)
2.4.13 Внепроизводственные расходы:
, (62)
где Нвн.пр. – норма внепроизводственных расходов (примите 1,5%)
2.4.14 Полная себестоимость:
(63)
2.5. Сформируйте комплекс технико-экономических показателей деятельности участка в таблицу 10.
Таблица 10 – Комплекс технико-экономических показателей деятельности участка
Наименование показателей | Единицы измерения | Величина показателей |
1. Выпуск продукции, годовая программа | ||
2. Стоимость основных производственных фондов | ||
3. Средний процент загрузки оборудования | ||
4. Общая площадь участка | ||
5. Общее количество работающих | ||
6. Годовой фонд ЗП производственных рабочих | ||
7. Себестоимость единицы изделия | ||
8. Цена изделия | ||
9. Фондоотдача | ||
10. Фондовооруженность |
2.5.1 Фондоотдача:
, (64)
где Vполн – объем произведенной продукции в стоимостном выражении
(65)
2.5.2 Фондовооруженность:
(66)
где Чобщ - общее количество работников
2.5.3 Прибыль
, (67)
где R – рентабельность, % (примите 24)
2.5.5 Цена детали:
(68)
Управленческая часть
4.1. Распределите управленческие решения, приведенные в индивидуальном задании, по четырем категориям: процесс планирования; процесс организации и координации деятельности; процесс мотивации; процесс контроля. Заполните таблицу 11.
Таблица 11 – Управленческие решения структурного подразделения
Процесс организации | Управленческие решения |
Процесс планирования | |
Процесс организации и координации деятельности | |
Процесс мотивации | |
Процесс контроля
| |
4.2. Выполните анализ результатов деятельности структурного подразделения, используя метод SWOT. Соотнесите характеристики результатов деятельности структурного подразделения, приведенные в индивидуальном задании, с соответствующими параметрами SWOT – анализа. Заполните указанные разделы таблицы 12.
Таблица 12 – SWOT -анализ результатов деятельности структурного
подразделения
Сильные стороны (STRENGTHS) | Недостатки (WEAKNESSES) |
Возможности (OPPORTUNITIES) | Угрозы (THREATS) |
4.3. Используя данные, полученные в аналитической, организационно-планирующей, расчетной и управленческой частях проекта, сформулируйте предложения по улучшению производственно-хозяйственной деятельности структурного подразделения и оформите их в служебной записке.
4.3.1 Требования по составлению служебной записки.
В деятельности многих предприятий информационные взаимоотношения между подразделениями и отделами требуют документального подтверждения, такая своеобразная переписка оформляется в виде служебных записок, которые являются тем инструментом ведения диалога внутри предприятия по вопросам, в решении которых компетентны руководители подразделений без привлечения вышестоящего должностного лица.
Служебная записка – документ информационно- справочного характера, используемый для осуществления деловой переписки внутри предприятия.
Составление служебных записок обусловлено необходимостью решения вопросов информационного, материально- технического, хозяйственного и организационного обеспечения между структурными подразделениями. Информация, содержащаяся в этом документе, обычно отражает просьбу или предложение по разрешению того или иного вопроса.
Состав полей бланка служебной записки:
1.«Шапка» – содержит адресата записки, в котором указывается структурное подразделение, должность и ФИО получателя.
2.Дата составления.
3.Заголовок «СЛУЖЕБНАЯ ЗАПИСКА».
4.Подзаголовок, отражающий тему документа.
5.Текст служебной записки.
6.Данные составителя – подразделение, должность, подпись и её расшифровка.
Написание служебных записок осуществляется в электронной форме или рукописным текстом.
Бланк служебной записки
Отправитель Адресат
______________ ______________
______________ ______________
СЛУЖЕБНАЯ ЗАПИСКА
От «___» __________ 201_ г.
______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Наименование __________ И. О. Фамилия
должности (личная подпись)