Методические указания к структурным элементам курсовой работы

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Российский государственный гидрометеорологический университет»

 

И.К. Сиденко, А.Д. Семенова

 

 

Методические указания по написанию курсовой работы по дисциплине бухгалтерский учет и анализ

 

Направление 38.03.01 «Экономика»

 

 

Санкт-Петербург

 

2020



УДК 33

 ББК 65.053

 

И.К. Сиденко, А.Д. Семенова

Методические указания по написанию курсовой работы по дисциплине бухгалтерский учет и анализ

/ И.К. Сиденко, А.Д. Семенова  – СПб.: Астерион, 2020. – 50 с.

 

В методических указаниях по написанию курсовой работы приведены как общие указания, касающиеся цели и задач, составления плана курсовой работы, так и выбора индивидуальных заданий. Отдельное внимание уделено требованиям к оформлению курсовой работы, в том числе к отдельным структурным элементам. Сформулированы критерии оценки курсовой работы. Приложения содержат перечень индивидуальных теоретических заданий по бухгалтерскому учету и экономическому анализу; исходные данные для выполнения практического задания; образец оформления титульного листа.

Методические указания предназначены для студентов очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика».

Методические указания по написанию курсовой работ по дисциплине бухгалтерский учет и анализ  одобрены на заседании кафедры экономики предприятия природопользования и учетных систем от 11 марта 2020 г., протокол № 9.

 

 

 

                                © «Российский государственный гидрометеорологический университет»

 

(РГГМУ), 2020 г.


СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие методические указания к написанию курсовой работы ………………3

2. Методические указания к структурным элементам курсовой работы ……….9

3. Основные требования к оформлению ……………..………….………........….14

4. Требования к оформлению структурных элементов курсовой работы …….17

5. Методические указания по оценке курсовой работы ………………………..28

6. Приложение А. Перечень индивидуальных теоретических заданий по бухгалтерскому учету……………………………………………………………..30

7. Приложение Б. Перечень индивидуальных теоретических заданий по экономическому анализу………………………...………………………….…….33

8. Приложение В. Исходные данные для выполнения практического задания………………………………………………………….………………….36

9. Приложение Г. Бухгалтерский баланс……………………………………….…44

 

10. Приложение Д. Титульный лист …………………………………….……....48

 

1. Общие методические указания к написанию курсовой работы Цели и задачи курсовой работы

Курсовая работа – самостоятельный труд студента, который способствует углублённому изучению пройденного материала.

Цели курсовой работы:

- формирование умений по обобщению теоретического материала и собственного мнения;

- систематизация и расширение теоретических знаний в области бухгалтерского учета и экономического анализа; 

- получение специальных теоретических знаний по выбранной теме, относящейся к перечню тем изучаемых дисциплиной бухгалтерский учет и анализ;

- развитие навыков самостоятельной работы с законодательными нормативными правовыми актами и экономической литературой;

- освоение методологических приемов в области бухгалтерского учета и анализа;

- закрепление теоретических знаний посредством выполнения практического задания по объектам бухгалтерского наблюдения, составляющим производственную, финансово-хозяйственную деятельность экономического субъекта, позволяющим объективно оценить происходящие факты хозяйственной жизни.

Задачи курсовой работы:

- выработка навыков самостоятельной работы;

- выяснение подготовленности студента к будущей практической работе.

Тематика курсовых работ по дисциплине «Бухгалтерский учет и анализ» разрабатывается и утверждается кафедрой экономики предприятия природопользования и учетных систем.

Тема курсовой работы выбирается студентом самостоятельно из предложенного списка тем представленных в приложениях А. Минимум содержания определяется наличием теоретической, аналитической и рекомендательной частей в курсовой работе. Необходимая литература студентом подбирается самостоятельно. Обязательно использование нормативно–законодательных документов, актуальных на дату выполнения работы. Поощряется использование Интернет–ресурсов (кроме использования уже готовых работ) с обязательным указанием ссылок на сайты и даты их посещения.

Правила выбора варианта индивидуального теоретического задания по бухгалтерскому учету

Номер варианта индивидуального теоретического задания по бухгалтерскому учету определяется по двум последним цифрам номера зачетной книжки.

Индивидуальное теоретическое задание по бухгалтерскому учету состоит из 60 вариантов (Приложение А).

Выбор варианта осуществляется по приведенной ниже таблице в соответствии с номером зачетной книжки студента. Так, например, студент, номер зачетной книжки которого оканчивается на 34 (например, 180134) выполняет следующее задание: теоретический вопрос № 35; студент, номер зачетной книжки которого оканчивается на 04  (например, 186105), то номер варианта задания равен 5.

Таблица вариантов

             Последняя цифра номера зачетной книжки Последняя цифра номера зачетной книжки 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
2 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
3 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
4 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
5 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60
6 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
7 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
8 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
9 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

Правила выбора варианта индивидуального теоретического задания по экономическому анализу

Номер варианта индивидуального теоретического задания по экономическому анализу определяется по последней цифре номера зачетной книжки.

Индивидуальное теоретическоезадание по экономическому анализу состоит из 9 вариантов (Приложение Б).

Таблица вариантов

 

Вариант

1 2 3 4 5 6 7 8 9
Последняя цифра номера зачетной книжки студента 1,0 2 3 4 5 6 7 8 9

Правила выбора варианта индивидуального практического задания по бухгалтерскому учету

Индивидуальноепрактическое задание по бухгалтерскому учету состоит из 7 вариантов.

Номер варианта индивидуального практического задания по бухгалтерскому учету определяется по последней цифре номера зачетной книжки. Например, если номер зачетной книжки 180152, то номер варианта задания равен 2. Если номер зачетной книжки оканчивается на 0 (например, 186100), то номер варианта задания равен 3.

Таблица вариантов

 

  Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4 Вариант 5 Вариант 6 Вариант 7
Последняя цифра номера зачетной книжки студента 1;8 2;9 3;0 4 5 6 7

 

Подготовку курсовой работы следует начинать с повторения соответствующего раздела учебника, учебных пособий по данной теме и конспектов лекций прочитанных ранее. Приступать к выполнению работы без изучения основных положений и понятий науки, не следует, так как в этом случае студент, как правило, плохо ориентируется в материале, не может отграничить смежные вопросы и сосредоточить внимание на основных, первостепенных проблемах рассматриваемой темы.

После выбора темы необходимо внимательно изучить методические рекомендации по написанию курсовой работы, составить план работы, который должен включать основные вопросы, охватывающие в целом всю прорабатываемую тему. Первым этапом работы над темой следует считать ознакомление со специальной литературой в библиотеке и на Интернет–ресурсах. Проведя библиографический поиск и ознакомившись с литературой, необходимо составить примерный план.

План должен:

- демонстрировать умение студента самостоятельно проводить анализ научных источников;

- показывать умение собирать, обрабатывать и анализировать статистическую информацию по исследуемой проблеме;

- проводить оценку накопленного отечественного и зарубежного опыта решения исследуемой проблемы;

- предусматривать взаимосвязь теоретических и практических аспектов рассматриваемой проблемы;

- содержать определение основных понятий и положений рассматриваемой проблемы;

- содержать выводы и рекомендации, полученные на основе проведенного в курсовой работе анализа исследуемой проблемы.

Требования к содержанию курсовой работы. В содержании курсовой работы необходимо показать знание рекомендованной литературы по данной теме, нормативно-правовой базы и умение на практике использовать методы бухгалтерского учета и анализа.

При пользовании литературой студент должен критически оценивать материал, выбирать основное, необходимое для написания курсовой работы. Студент обязан освоить выбранный раздел дисциплины, свободно пользоваться всеми экономическими терминами, которые использованы в работе, хорошо изучить нормативно–законодательную базу.

Общие требования к курсовой работе:

1. Материал должен излагаться четко, логически последовательно, полно;

2.  Каждая глава должна завершаться выводами, которые логически оформляют переход к другому этапу работы;

3.  Каждый лист рукописи делится на абзацы; абзацами выделяются обособленные по смыслу части изложения, в каждом должны содержаться положения, тесно связанные единством мысли;

4.  Необходимо использовать точные термины и формулировки, исключающие возможность неоднозначной трактовки материала;

5.  В случае использования в работе материалов (мыслей, идей, концепций, расчетов и т.п.) других авторов обязательно делать ссылку на источник;

6.  Желательно избегать частого повторения одинаковых слов, словосочетаний и оборотов, это требование особенно важно соблюдать в тексте на одной или соседних страницах;

7.  При написании работы нельзя допускать произвольных сокращений слов, словосочетаний, кроме общепринятых «и т.д., и т.п., и др.», которые чаще всего употребляются после перечислений;

8.  Цитаты не должны быть очень длинными (не более 3 строчек);

9.  Язык описания - русский; стиль описания - нейтральный, с преобладанием неопределенно-личных предложений типа: наш выбор обусловлен тем, что; очевидно, что; нужно отметить, что; статистический анализ показывает, что и т.п., а также вводных слов типа: на наш взгляд; по нашему мнению и т.п.

При подготовке текста следует заботиться о логической последовательности и четкости изложения материала; краткости и точности формулировок, исключающих возможность неоднозначного толкования; об убедительности аргументации; достоверности используемых данных и сведений; достаточности и обоснованности решений, предложений, рекомендаций и выводов. В тексте курсовой работы следует использовать экономические, научно-технические и другие термины, обозначения и определения, установленные соответствующими нормативными документами, а при их отсутствии - общепринятые в литературе по экономике, управлению, науке и технике.

В тексте документа не допускается:

- применять обороты разговорной речи, техницизмы, профессионализмы;

- применять для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;

- применять произвольные словообразования;

- применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии, соответствующими государственными стандартами;

- сокращать обозначения единиц величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в головках и боковиках таблицей в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки.


Методические указания к структурным элементам курсовой работы

Структурными элементами курсовой работы являются:

1. Титульный лист;

2. Содержание;

3. Введение;

4. Основная часть;

5. Заключение;

6. Список использованных источников;

7. Приложения (при наличии).

Все элементы располагаются в такой же последовательности, как представлены выше.

Содержание курсовой работы и ее план определяется студентом под руководством научного руководителя исходя из темы, объекта исследования, цели и задач, основываясь на ниже следующих рекомендациях:

СОДЕРЖАНИЕ.

Содержаниедолжно включать: введение, наименование всех разделов, подразделов, заключение, список использованных источников, список и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы.

ВВЕДЕНИЕ.

Это вступительная часть работы, здесь освещается актуальность выбранной темы для исследования и степень ее изученности, определяется объект и предмет исследования, формулируется цель и задачи исследования.

Таблица 1 – Структура введения курсовой работы

Элемент Комментарий к формулировке
Выбор проблемы и обоснование темы Необходимо сформулировать проблему - объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Именно она становится темой исследования. Для обоснования выбора темы целесообразно изложить историю вопроса, дать оценку современного состояния теории и практики и выявить нерешенные проблемы.
Актуальность темы Актуальность выбранной темы обуславливается проблемой, к которой относится тема. Следует раскрыть современный характер и необходимость исследования выбранной проблемы. Актуальность темы исследования может быть рассмотрена с трёх точек зрения: Социальная актуальность. Абзац о современном положении дел по отношению к проблеме исследования. («В существующих условиях... проблема не получила должного рассмотрения....»). Теоретическая актуальность. Абзац о масштабе и глобальности теории вопроса. («Существует... проблема, в то же время, (в управленческих науках) эта проблема не получила должного освещения в таких аспектах, как...»). Практическая актуальность. Абзац о положении дел в практике темы. («Анализ практики показывает, что менеджеры не знают (не умеют, не рассматривают), но при этом всё чаше сталкиваются с...»).
Цель работы Решение сформулированной проблемы и составляет цель исследования. Цель исследования – это предполагаемый конечный итог курсовой работы. Она должна заключаться в решении исследуемой проблемы путем ее анализа и практической реализации. Например: цель исследования составляет решение данной проблемы; или цель исследования - разработка (создание, апробация, формирование) у кого-либо чего-либо.
Задачи исследования Задача - это данная в определенных конкретных условиях цель деятельности. Постановка задач осуществляется исходя из поставленной цели работы. Задачи формулируются в форме перечисления (проанализировать..., разработать..., обобщить..., выявить..., доказать..., внедрить..., показать..., выработать..., изыскать..., найти..., изучить..., определить..., описать..., установить..., выяснить..., дать рекомендации..., установить взаимосвязь..., сделать прогноз... и т.п.). ♦ Теоретическая задача (вариант формулировки по выбору): - описать (выявить) теоретические основы...; - провести научный анализ состояния теории и практики...; - проанализировать (изучить) научную, методическую и др. литературу по.... - Опытно-экспериментальная задача: - выявить и охарактеризовать сущностные характеристики... (условия)...; - определить уровень развития...; - определить степень сформированного.... ♦ Практическая задача: - показать пути и способы практического применения...; - разработать и апробировать комплекс мероприятий...; - разработать рекомендации...; -экспериментально проверить эффективность предложенной...; - наметить возможные пути.... Допускается постановка не более 4-5 задач.
Объект исследования Дать определение явлению или процессу, на которое (-ый) направлена Ваша исследовательская деятельность. Объект - то, что противостоит познающему субъекту (Вам), в познавательной деятельности. Та часть практики, с которой Вы имеете дело.     Объект характеризует уровень изучения проблемы, обычно им выступает конкретная организация.  
Предмет исследования Дать определение конкретным свойствам или сторонам объекта, которые предполагается исследовать. Предмет - это та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные признаки объекта. Это более узкое понятие по сравнению с объектом исследования, что-то конкретное, реальное (то, что именно исследуют). Предмет либо совпадает с формулировкой темы, либо близок с ней по звучанию. Предмет изучения находится в границах объекта, который составляют конкретные свойства объекта (например, анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности).

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В разделах основной части подробно рассматривается методика и техника исследования и обобщаются результаты. Основная часть должна содержать необходимые материалы для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения работы.

Она подразделяется на разделы (главы), содержит два теоретических раздела (главы) по основам бухгалтерского учета и экономического анализа; третий раздел (глава) содержит практическое задание.

Содержание и объем основной части студент и руководитель формируют совместно в индивидуальном порядке. В конце каждого раздела рекомендуется формулировать выводы (1-3 абзаца) по существу изложенного материала. Вывод должен логически завершать проведенные рассуждения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении излагаются краткие выводы по теме, характеризуется степень её раскрытия, определяется, достигнуты ли цель и задачи работы. Заключение носит форму синтеза полученных в работе результатов – это последовательное, логически стройное изложение полученных выводов и их соотношение с целью работы и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

В заключении, как правило, автор исследования суммирует результаты осмысления темы, выводы, обобщения и рекомендации, которые вытекают из его работы, их практическую значимость.

Рекомендуемый объем заключения 3-5 страниц.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ помещается после заключения, перед приложениями с новой страницы. При наличии в библиографическом списке литературы на других языках, кроме русского, образуется дополнительный алфавитный ряд, который располагают после изданий на русском языке.

Библиографический список составляется в ходе выполнения курсовой работы, он должен содержать не менее 25 источников, которые необходимо разместить в следующем порядке:

- законодательные акты и иные нормативно-правовые документы;

- учебная, специальная литература и другие источники информации отечественных авторов;

- иностранные источники информации;

- Интернет-ресурсы.

ПРИЛОЖЕНИЯ - это документация, предусмотренная планом курсовой работы, вспомогательные и дополнительные материалы: описания алгоритмов, заимствованные материалы, большие промежуточные расчеты,  таблицы и т. п.

В приложениях обычно размещаются таблицы большого формата, исходные данные, громоздкие расчеты, описания алгоритмов и программ задач. Вне зависимости от темы курсовой работы приложения должны содержать бухгалтерский баланс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: