Тема 1 Общая характеристика муниципального права

Задание: ответить на вопросы, ответы разместить в ВК под записью о задании до 15.04.2020.

1. Укажите предмет, метод муниципального права как отрасли права.

1. Понятие муниципального права как отрасли российского права.

Муниципальное право - это отрасль российского права, совокупность общеобязательных норм права, которые закрепляют и регулируют общественные отношения в сфере местного самоуправления, решения вопросов местного значения.

2. Предмет муниципального права как отрасли российского права.

Предмет муниципального права - это общественные отношения, складывающиеся в сфере действия норм муниципального права, в частности, в сфере местного самоуправления.

Предмет муниципального права составляют следующие виды общественных отношений:

- Общественные отношения между субъектами местного самоуправления.

- Общественные отношения в сфере деятельности муниципальных органов власти.

3. Метод муниципального права как отрасли российского права.

Метод муниципального права - это средства, нацеленные на урегулирование общественных отношений в сфере действия норм муниципального права, а также достижения задач и реализацию функций муниципального права.

Система методов муниципального права:

- Императивный метод

- Диспозитивный метод

- Метод гарантий

- Метод рекомендаций

 

2. Чем отличается предмет, метод муниципального права от административного права?

Приемы административного права не могут подменять собой методы конституционно-правового регулирования. Дело в то что Муниципальное право характеризуется сочетанием двух методов регулирования отношений в системе местного самоуправления: императивного и диспозитивного, что и отличает его от других отраслей права.

Сложная система отношений между гражданами, органами местного самоуправления и государством, складывающаяся при осуществлении местного самоуправления, не может сводиться лишь к исполнительно-распорядительной деятельности.

Отличие муниципального права от административного права заключается в том, что в муниципальном праве предметом являются более ограниченный круг общественных отношений, касающийся с муниципальным управлением, что касается и правовых институтов, в муниципальном праве они более ограничены, чем в административном праве.

Вывод о том, что муниципально-правовые и административно-правовые отношения сливаются в некий комплексный предмет

регулирования, явился бы препятствием для решения указанной важной задачи. К сожалению, все последние годы наблюдались попытки государственных органов подчинить себе органы местного самоуправления, урезать их самостоятельность, директивно руководить их деятельностью.

 

3.Назовите и охарактеризуйте источники муниципального права.

Источники муниципального права—правовые акты, устанавливающие, изменяющие или отменяющие правовые нормы, направленные на урегулирование муниципальных отношений.

Систему нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность местного самоуправления в России, можно разделить на уровни:

1. Федеральный;

2. Региональный;

3. Местный.

С учётом уровней правового регулирования выделяют следующие группы источников муниципального права:

1. Нормативные правовые акты, принимаемые на федеральном уровне;

а) Конституция РФ (глава 8—статьи 130—133)—главный источник муниципального права; здесь закреплены исходные начала и принципы организации местного самоуправления, гарантии прав местного самоуправления (20 из 137 статей содержат нормы, упоминающие и регулирующие организацию и деятельность местного самоуправления);

б) международные договоры РФ;

в) федеральные конституционные законы;

г) федеральные законы (ФЗ от 6.10. 2003 г. № 131-ФЗ «Об основных принципах организации местного самоуправления», устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы местного самоуправления);

д) указы Президента РФ;

е) постановления и распоряжения Правительства РФ;

ж) акты министерств и ведомств федерального уровня;

з) постановления Конституционного Суда РФ.

2. Нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти субъектов Федерации;

а) конституции республик;

б) уставы других субъектов Федерации;

в) законы субъектов Федерации о местном самоуправлении, о муниципальной службе, о муниципальных выборах, о местном референдуме;

г) акты президентов республик, глав администраций субъектов Федерации.

3. Нормативно-правовые акты, принятые путём прямого волеизъявления населения муниципальных образований органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления;

а) уставы муниципальных образований;

б) общеобязательные правила по предмету ведения;

в) решения представительных органов местного самоуправления по порядку управления и распоряжению муниципальной собственностью;

г) другие нормативно-правовые акты муниципальных образований.

По предметам ведения местного самоуправления источники подразделяются на:

1. Акты, касающиеся управления муниципальной собственностью;

2. Акты, касающиеся управления местными финансами;

3. Акты, определяющие порядок принятия и изменения уставов.

По кругу субъектов их принявших источники делят на:

1. Акты, принимаемые населением и органами местного самоуправления;

2. Акты органов государственной власти по вопросам местного самоуправления и акты муниципальных образований.

Виды правовых актов муниципального образования:

1. Устав муниципального образования;

2. Регламент представительного органа местного самоуправления, в котором определяется порядок работы представительного органа местного самоуправления;

3. Решение как акт коллегиального (представительного) органа местного самоуправления, который носит общий, в том числе нормативный характер;

4. Постановление—акт главы муниципального образования (главы администрации), имеющий, как правило, нормативный характер;

5. Распоряжение—акт главы муниципального образования (главы администрации), издаваемый по оперативным и другим текущим вопросам и имеет ненормативный характер;

6. Положение—правовой акт, в котором систематизируются нормы статусного или тематического содержания (утверждается решением представительного органа местного самоуправления или постановлением главы муниципального образования–главы администрации);

7. Приказы и инструкции, акты отраслевых, межотраслевых, территориальных органов местной администрации, содержащие ненормативные положения оперативно-распорядительного характера;

8. Заявления, резолюции, обращения и другие акты представительного органа местного самоуправления (имеют ненормативный характер и связаны с оценкой представительным органом тех или иных событий и фактов, определением отношения к ним).

 

4.Муниципально-правовые нормы: понятие, признаки и особенности.

Муниципально-правовые нормы — это нормы права (правила поведения), которые закрепляют и регулируют общественные отношения, возникающие на местном уровне, то есть в процессе организации и функционирования местного самоуправления. В совокупности эти нормы образуют муниципальное право как отрасль российского права.

Нормам муниципального права присущи черты, которые характерны для всех видов правовых норм. Вместе с тем данные нормы имеют свои собственные особенности.

· Первичным является деление ее норм на регулятивные и охранительные.

Основной особенностью муниципально-правовых норм является то, что они регулируют общественные отношения в сфере организации и регулирования местного самоуправления.

Другой особенностью является то, что муниципальные нормы складываются, с одной стороны, из норм, установленных государственными органами в результате правотворческой деятельности на федеральном и региональном уровне, а с другой стороны, из правил поведения, установленных самими органами местного самоуправления (которые не входят в систему государственных органов) в результате их нормотворческой деятельности на местном уровне.

Специфика муниципально-правовых норм также заключается в том, что эти нормы как бы распределены «по двум адресам». Это означает, что муниципальные нормы одновременно относятся к двум отраслям права — отрасли муниципального права и основной отрасли — конституционному, административному, финансовому праву и др.

Особенности муниципально-правовых норм:

1)одновременно являются нормами других отраслей права;

2)закреплены в актах местного самоуправления.

Нормам муниципального права присущи все признаки правовых норм: общеобязательность, обеспечение их реализации с помощью системы государственных гарантий, защита от нарушений принудительными средствами.

 

5.Назовите нормы и иных отраслей права, являющиеся одновременно нормами муниципального права.

В рамках муниципального права находят применение нормы таких правовых отраслей, как конституционное, административное, гражданское, бюджетное, финансовое, земельное, градостроительное, экологическое право.

Регулятивные, Гарантийные, Управомочивающие, Обязывающие, Запрещающие, дозволительные.

Муниципальное право связано с конституционным (государственным) правом, которое, являясь ведущей отраслью российского права, определяет основные начала, принципы организации местного самоуправления, гарантии и формы осуществления местного самоуправления, его место в системе народовластия.

Тем самым нормы конституционного права устанавливают основы муниципального права, которое регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления.

Следовательно, взаимосвязь муниципального права с административным обусловлена, в частности, тем, что институты муниципальной и государственной службы, несмотря на принципиальные различия, имеют и общие черты, представляя собой, образно говоря, «соединяющиеся сосуды».

Муниципальное право находится в тесной взаимосвязи с гражданским правом, определяющим гражданско-правовой статус муниципального образования, органов местного самоуправления, которые от имени

муниципального образования осуществляют права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности.

Взаимодействие муниципального права с такими отраслями права, как финансовое, земельное, экологическое, хозяйственное право, проявляется в регулировании деятельности органов местного самоуправления. В соответствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления они формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, решают другие финансовые вопросы местного значения.

 

6. Муниципально-правовые отношения: понятие, объекты, особенности и виды.

Муниципальные правоотношения – это реальное фактическое общественное отношение в сфере МС, участники которого наделены муниципально-правовыми формами, соответствующими правами и обязанностями и реализуют их в рамках того или иного отношения.

Особенности:

1. Они осуществляются в локальных границах, установленных законодательным путем, прежде всего КРФ ст. 131.

2. Некоторые нормы муниципального права регулирующие имущественные, финансовые, земельные и иные отношения одновременно являются нормами гражданского, финансового, земельного и иных отраслей права.

3. Муниципальные-правоотношения носят властный характер.

4. Присущ особый субъектный состав (граждане, само население, ОМС, соответствующие органы государственной власти и т. д.)

Виды.

К1. По субъекту:

1. Индивидуальные субъекты:

а) общие – граждане, иностранные гр, ЛБГ.

б) специальные – избиратели, депутаты, ДЛ.

2. Коллективные (ОГВ, ОМС).

3. Политико-территориальные образования (РФ, субъекты РФ).

4. Социальные общности (население МО, народ РФ).

К2. По содержанию:

1. Возникающие в сфере организации МС (например: в связи с проведением местных выборов, связанные с образованием МО)

2. Возникающие в сфере решения вопросов местного значения (например: по управлению муниципальной собственностью, по формированию местного бюджета)

3. Возникающие, при осуществлении ОМС отдельных гос. полномочий.

К3. Основание возникновения: отношения, возникшие на основе материальных норм и отношения на основе процессуальных.

 

7. Уровни правового регулирования муниципальных правовых отношений: федеральное законодательство; законодательство субъектов Российской Федерации.

По уровню правового регулирования можно выделить:

а) международный компонент – общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры с участием Российской Федерации, прямо или косвенно относящиеся к осуществлению власти на муниципальном уровне – например, Европейскую хартию местного самоуправления 1985 года;

б) федеральный компонент – нормативные акты, принимаемые народом Российской Федерации на референдуме (Конституция Российской Федерации) или федеральными органами власти, специально посвященные

регулированию местного самоуправления (Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 г., или затрагивающие вопросы местного самоуправления (Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации и т.п.);

в) региональный компонент – конституции, уставы, законы и другие нормативные акты субъектов федерации по вопросам местного самоуправления, отнесенным к их ведению Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 г.;

г) муниципальный компонент – уставы муниципальных образований, муниципальные нормативные правовые акты, нормативные договоры и соглашения, местные обычаи.

Правовое регулирование муниципальной службы на региональном уровне в основном осуществляется законами субъектов РФ и постановлениями правительств субъектов РФ. Отдельные вопросы, как правило, носящие не нормативный, а регулирующий характер, решаются посредством принятия указов (постановлений) высших должностных лиц субъектов РФ.

Федеральный законодатель устанавливает, что развитие муниципальной службы в субъекте РФ обеспечивается муниципальными программами развития муниципальной службы и программами развития муниципальной службы субъекта РФ, финансируемыми соответственно за счет средств местных бюджетов и бюджета субъекта РФ (ч. 2 ст. 35 ФЗ-25). При этом программа развития муниципальной службы субъекта РФ утверждается соответствующим региональным законодательным актом.

По виду источника муниципального права и его юридической силе различаются:

а) международные договоры Российской Федерации;

б) Конституция Российской Федерации;

в) решения Конституционного Суда Российской Федерации;

г) федеральные конституционные законы и федеральные законы;

д) конституции, уставы и законы субъектов федерации;

е) решения конституционных, уставных судов субъектов федерации;

ж) подзаконные акты федеральных органов государственной власти;

з) подзаконные акты органов государственной власти субъектов федерации;

и) уставы муниципальных образований;

к) муниципальные нормативные акты и муниципальные договоры;

л) местные обычаи (в случае их признания законом – например, обычаи коренных малочисленных народов).

По виду субъектов принятия источники делятся на акты, принимаемые:

а) непосредственно народом Российской Федерации, населением субъекта федерации или муниципального образования;

б) органами государственной власти Российской Федерации или субъекта федерации;

в) органами местного самоуправления.

По содержанию регулируемых отношений источники муниципального права делятся на акты, которые:

а) носят комплексный характер, так как регулируют широкий круг вопросов местного самоуправления Федеральный закон № 131-ФЗ от

06.10.2003 г.;

б) носят специальный характер, так как регулируют только определенную сферу местного самоуправления (например, местный бюджет, муниципальную собственность, муниципальную службу и т.д.).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: