Задание: ответить на вопросы, ответы разместить в ВК под записью о задании до 15.04.2020.
1. Укажите предмет, метод муниципального права как отрасли права.
1. Понятие муниципального права как отрасли российского права.
Муниципальное право - это отрасль российского права, совокупность общеобязательных норм права, которые закрепляют и регулируют общественные отношения в сфере местного самоуправления, решения вопросов местного значения.
2. Предмет муниципального права как отрасли российского права.
Предмет муниципального права - это общественные отношения, складывающиеся в сфере действия норм муниципального права, в частности, в сфере местного самоуправления.
Предмет муниципального права составляют следующие виды общественных отношений:
- Общественные отношения между субъектами местного самоуправления.
- Общественные отношения в сфере деятельности муниципальных органов власти.
3. Метод муниципального права как отрасли российского права.
Метод муниципального права - это средства, нацеленные на урегулирование общественных отношений в сфере действия норм муниципального права, а также достижения задач и реализацию функций муниципального права.
|
|
Система методов муниципального права:
- Императивный метод
- Диспозитивный метод
- Метод гарантий
- Метод рекомендаций
2. Чем отличается предмет, метод муниципального права от административного права?
Приемы административного права не могут подменять собой методы конституционно-правового регулирования. Дело в то что Муниципальное право характеризуется сочетанием двух методов регулирования отношений в системе местного самоуправления: императивного и диспозитивного, что и отличает его от других отраслей права.
Сложная система отношений между гражданами, органами местного самоуправления и государством, складывающаяся при осуществлении местного самоуправления, не может сводиться лишь к исполнительно-распорядительной деятельности.
Отличие муниципального права от административного права заключается в том, что в муниципальном праве предметом являются более ограниченный круг общественных отношений, касающийся с муниципальным управлением, что касается и правовых институтов, в муниципальном праве они более ограничены, чем в административном праве.
Вывод о том, что муниципально-правовые и административно-правовые отношения сливаются в некий комплексный предмет
регулирования, явился бы препятствием для решения указанной важной задачи. К сожалению, все последние годы наблюдались попытки государственных органов подчинить себе органы местного самоуправления, урезать их самостоятельность, директивно руководить их деятельностью.
|
|
3.Назовите и охарактеризуйте источники муниципального права.
Источники муниципального права—правовые акты, устанавливающие, изменяющие или отменяющие правовые нормы, направленные на урегулирование муниципальных отношений.
Систему нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность местного самоуправления в России, можно разделить на уровни:
1. Федеральный;
2. Региональный;
3. Местный.
С учётом уровней правового регулирования выделяют следующие группы источников муниципального права:
1. Нормативные правовые акты, принимаемые на федеральном уровне;
а) Конституция РФ (глава 8—статьи 130—133)—главный источник муниципального права; здесь закреплены исходные начала и принципы организации местного самоуправления, гарантии прав местного самоуправления (20 из 137 статей содержат нормы, упоминающие и регулирующие организацию и деятельность местного самоуправления);
б) международные договоры РФ;
в) федеральные конституционные законы;
г) федеральные законы (ФЗ от 6.10. 2003 г. № 131-ФЗ «Об основных принципах организации местного самоуправления», устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы местного самоуправления);
д) указы Президента РФ;
е) постановления и распоряжения Правительства РФ;
ж) акты министерств и ведомств федерального уровня;
з) постановления Конституционного Суда РФ.
2. Нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти субъектов Федерации;
а) конституции республик;
б) уставы других субъектов Федерации;
в) законы субъектов Федерации о местном самоуправлении, о муниципальной службе, о муниципальных выборах, о местном референдуме;
г) акты президентов республик, глав администраций субъектов Федерации.
3. Нормативно-правовые акты, принятые путём прямого волеизъявления населения муниципальных образований органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления;
а) уставы муниципальных образований;
б) общеобязательные правила по предмету ведения;
в) решения представительных органов местного самоуправления по порядку управления и распоряжению муниципальной собственностью;
г) другие нормативно-правовые акты муниципальных образований.
По предметам ведения местного самоуправления источники подразделяются на:
1. Акты, касающиеся управления муниципальной собственностью;
2. Акты, касающиеся управления местными финансами;
3. Акты, определяющие порядок принятия и изменения уставов.
По кругу субъектов их принявших источники делят на:
1. Акты, принимаемые населением и органами местного самоуправления;
2. Акты органов государственной власти по вопросам местного самоуправления и акты муниципальных образований.
Виды правовых актов муниципального образования:
1. Устав муниципального образования;
2. Регламент представительного органа местного самоуправления, в котором определяется порядок работы представительного органа местного самоуправления;
3. Решение как акт коллегиального (представительного) органа местного самоуправления, который носит общий, в том числе нормативный характер;
4. Постановление—акт главы муниципального образования (главы администрации), имеющий, как правило, нормативный характер;
5. Распоряжение—акт главы муниципального образования (главы администрации), издаваемый по оперативным и другим текущим вопросам и имеет ненормативный характер;
6. Положение—правовой акт, в котором систематизируются нормы статусного или тематического содержания (утверждается решением представительного органа местного самоуправления или постановлением главы муниципального образования–главы администрации);
|
|
7. Приказы и инструкции, акты отраслевых, межотраслевых, территориальных органов местной администрации, содержащие ненормативные положения оперативно-распорядительного характера;
8. Заявления, резолюции, обращения и другие акты представительного органа местного самоуправления (имеют ненормативный характер и связаны с оценкой представительным органом тех или иных событий и фактов, определением отношения к ним).
4.Муниципально-правовые нормы: понятие, признаки и особенности.
Муниципально-правовые нормы — это нормы права (правила поведения), которые закрепляют и регулируют общественные отношения, возникающие на местном уровне, то есть в процессе организации и функционирования местного самоуправления. В совокупности эти нормы образуют муниципальное право как отрасль российского права.
Нормам муниципального права присущи черты, которые характерны для всех видов правовых норм. Вместе с тем данные нормы имеют свои собственные особенности.
· Первичным является деление ее норм на регулятивные и охранительные.
Основной особенностью муниципально-правовых норм является то, что они регулируют общественные отношения в сфере организации и регулирования местного самоуправления.
Другой особенностью является то, что муниципальные нормы складываются, с одной стороны, из норм, установленных государственными органами в результате правотворческой деятельности на федеральном и региональном уровне, а с другой стороны, из правил поведения, установленных самими органами местного самоуправления (которые не входят в систему государственных органов) в результате их нормотворческой деятельности на местном уровне.
Специфика муниципально-правовых норм также заключается в том, что эти нормы как бы распределены «по двум адресам». Это означает, что муниципальные нормы одновременно относятся к двум отраслям права — отрасли муниципального права и основной отрасли — конституционному, административному, финансовому праву и др.
|
|
Особенности муниципально-правовых норм:
1)одновременно являются нормами других отраслей права;
2)закреплены в актах местного самоуправления.
Нормам муниципального права присущи все признаки правовых норм: общеобязательность, обеспечение их реализации с помощью системы государственных гарантий, защита от нарушений принудительными средствами.
5.Назовите нормы и иных отраслей права, являющиеся одновременно нормами муниципального права.
В рамках муниципального права находят применение нормы таких правовых отраслей, как конституционное, административное, гражданское, бюджетное, финансовое, земельное, градостроительное, экологическое право.
Регулятивные, Гарантийные, Управомочивающие, Обязывающие, Запрещающие, дозволительные.
Муниципальное право связано с конституционным (государственным) правом, которое, являясь ведущей отраслью российского права, определяет основные начала, принципы организации местного самоуправления, гарантии и формы осуществления местного самоуправления, его место в системе народовластия.
Тем самым нормы конституционного права устанавливают основы муниципального права, которое регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления.
Следовательно, взаимосвязь муниципального права с административным обусловлена, в частности, тем, что институты муниципальной и государственной службы, несмотря на принципиальные различия, имеют и общие черты, представляя собой, образно говоря, «соединяющиеся сосуды».
Муниципальное право находится в тесной взаимосвязи с гражданским правом, определяющим гражданско-правовой статус муниципального образования, органов местного самоуправления, которые от имени
муниципального образования осуществляют права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности.
Взаимодействие муниципального права с такими отраслями права, как финансовое, земельное, экологическое, хозяйственное право, проявляется в регулировании деятельности органов местного самоуправления. В соответствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления они формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, решают другие финансовые вопросы местного значения.
6. Муниципально-правовые отношения: понятие, объекты, особенности и виды.
Муниципальные правоотношения – это реальное фактическое общественное отношение в сфере МС, участники которого наделены муниципально-правовыми формами, соответствующими правами и обязанностями и реализуют их в рамках того или иного отношения.
Особенности:
1. Они осуществляются в локальных границах, установленных законодательным путем, прежде всего КРФ ст. 131.
2. Некоторые нормы муниципального права регулирующие имущественные, финансовые, земельные и иные отношения одновременно являются нормами гражданского, финансового, земельного и иных отраслей права.
3. Муниципальные-правоотношения носят властный характер.
4. Присущ особый субъектный состав (граждане, само население, ОМС, соответствующие органы государственной власти и т. д.)
Виды.
К1. По субъекту:
1. Индивидуальные субъекты:
а) общие – граждане, иностранные гр, ЛБГ.
б) специальные – избиратели, депутаты, ДЛ.
2. Коллективные (ОГВ, ОМС).
3. Политико-территориальные образования (РФ, субъекты РФ).
4. Социальные общности (население МО, народ РФ).
К2. По содержанию:
1. Возникающие в сфере организации МС (например: в связи с проведением местных выборов, связанные с образованием МО)
2. Возникающие в сфере решения вопросов местного значения (например: по управлению муниципальной собственностью, по формированию местного бюджета)
3. Возникающие, при осуществлении ОМС отдельных гос. полномочий.
К3. Основание возникновения: отношения, возникшие на основе материальных норм и отношения на основе процессуальных.
7. Уровни правового регулирования муниципальных правовых отношений: федеральное законодательство; законодательство субъектов Российской Федерации.
По уровню правового регулирования можно выделить:
а) международный компонент – общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры с участием Российской Федерации, прямо или косвенно относящиеся к осуществлению власти на муниципальном уровне – например, Европейскую хартию местного самоуправления 1985 года;
б) федеральный компонент – нормативные акты, принимаемые народом Российской Федерации на референдуме (Конституция Российской Федерации) или федеральными органами власти, специально посвященные
регулированию местного самоуправления (Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 г., или затрагивающие вопросы местного самоуправления (Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации и т.п.);
в) региональный компонент – конституции, уставы, законы и другие нормативные акты субъектов федерации по вопросам местного самоуправления, отнесенным к их ведению Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 г.;
г) муниципальный компонент – уставы муниципальных образований, муниципальные нормативные правовые акты, нормативные договоры и соглашения, местные обычаи.
Правовое регулирование муниципальной службы на региональном уровне в основном осуществляется законами субъектов РФ и постановлениями правительств субъектов РФ. Отдельные вопросы, как правило, носящие не нормативный, а регулирующий характер, решаются посредством принятия указов (постановлений) высших должностных лиц субъектов РФ.
Федеральный законодатель устанавливает, что развитие муниципальной службы в субъекте РФ обеспечивается муниципальными программами развития муниципальной службы и программами развития муниципальной службы субъекта РФ, финансируемыми соответственно за счет средств местных бюджетов и бюджета субъекта РФ (ч. 2 ст. 35 ФЗ-25). При этом программа развития муниципальной службы субъекта РФ утверждается соответствующим региональным законодательным актом.
По виду источника муниципального права и его юридической силе различаются:
а) международные договоры Российской Федерации;
б) Конституция Российской Федерации;
в) решения Конституционного Суда Российской Федерации;
г) федеральные конституционные законы и федеральные законы;
д) конституции, уставы и законы субъектов федерации;
е) решения конституционных, уставных судов субъектов федерации;
ж) подзаконные акты федеральных органов государственной власти;
з) подзаконные акты органов государственной власти субъектов федерации;
и) уставы муниципальных образований;
к) муниципальные нормативные акты и муниципальные договоры;
л) местные обычаи (в случае их признания законом – например, обычаи коренных малочисленных народов).
По виду субъектов принятия источники делятся на акты, принимаемые:
а) непосредственно народом Российской Федерации, населением субъекта федерации или муниципального образования;
б) органами государственной власти Российской Федерации или субъекта федерации;
в) органами местного самоуправления.
По содержанию регулируемых отношений источники муниципального права делятся на акты, которые:
а) носят комплексный характер, так как регулируют широкий круг вопросов местного самоуправления Федеральный закон № 131-ФЗ от
06.10.2003 г.;
б) носят специальный характер, так как регулируют только определенную сферу местного самоуправления (например, местный бюджет, муниципальную собственность, муниципальную службу и т.д.).