И н н о в а ц и о н н а я д е я т е л ь н о с т ь о р г а н и з а ц и и

 

Инновационная деятельность это деятельность, направленная напоиск и реализацию инноваций в целях расширения ассортимента и повышения качества продукции и услуг, совершенствования технологии

 

и организации их производства. Инновационная деятельность включает:

 

— выявление проблем предприятия;

 

— осуществление инновационного процесса;

 

— организацию инновационной деятельности.

 

 

Главная предпосылка инновационной деятельности предприятия состоит в том, что все существующее стареет. Поэтому необходимо систематически отбрасывать все то, что износилось, устарело, стало тормозом на пути к прогрессу, а также учитывать при этом ошибки, неудачи и просчеты. Для этого на предприятиях периодически необходимо проводить аттестацию продуктов, услуг, технологии и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения. Иными словами, должна проводиться своеобразная рентгенограмма всех сторон деятельности предприятия. Это не просто диагностика производственно-хозяйственной деятельности предприятия, его продукции, услуг, рынков и т.д., на ее основе руководители должны первыми подумать о том, как обновить свою продукцию (услуги), а не ждать, пока это сделают конкуренты. А это, в свою очередь, будет побуждать предприятия к инновациям. Практика показывает: ничто так не заставляет руководителя сосредоточиться на ин-новационной идее, как осознание того, что производимый продукт или услуга уже в ближайшем будущем могут оказаться устаревшими.

 

Откуда берутся инновационные идеи? Можно назвать семь источников таких идей1:

1)  неожиданное событие (для предприятия или отрасли) — успех, неудача, внешнее событие;

2)  неконгруэнтность — несоответствие между реальностью, какова она есть на самом деле, и нашими представлениями о ней;

 

3)  нововведения, основанные на потребности процесса;

 

4)   внезапные изменения в структуре отрасли или рынка;

 

5)    демографические изменения;

 

6)    изменения в восприятиях, настроениях и ценностных установках;

 

7)   новые знания (как научные, так и ненаучные).

 

Первые четыре источника относятся к внутренним, они возникают в рамках предприятия или отрасли.

 

Последние три источника нововведений относятся к внешним, так как они имеют свое происхождение за пределами предприятия или отрасли.

 

Анализ названных ситуаций при рассмотрении того или иного типа изменения позволяет установить характер инновационного решения. Во всяком случае, всегда можно получить ответы на такие вопросы, как: что будет, если мы воспользуемся создавшимся изменением? куда это может привести предприятие? что нужно сделать, чтобы изменение превратить в источник развития?

 

 

Вместе с тем из семи типов изменений наиболее важными являются третье и седьмое, так как они носят наиболее радикальный характер. Изменение, вызываемое потребностью процесса, представляет собой куда более важное значение, нежели два первых. Старая пословица гласит: «Необходимость есть мать изобретения». В данном случае изменение основывается на потребности практики, жизни (например, замена ручного набора текста в книгопечатании, сохранение свежести продуктов и др.). Вместе с тем реализация этого типа изменений предполагает необходимость понимания того, что:

 

1) недостаточно прочувствовать потребность, важно ее познать, разобраться в ее сути, иначе невозможно найти ее решение;

 

1) не всегда возможно удовлетворить потребность, а в этом случае остается только решение какой-то ее части.

2

  Во всяком случае, при решении проблемы этого типа необходимо ответить на такие вопросы, как: понимаем ли мы, в чем, в каких изменениях нуждается процесс, имеются ли в наличии необходимые знания или их нужно еще получить, соответствуют ли наши решения привычкам, традициям и целевым ориентациям потенциальных потребителей?

 

Во всяком случае, при решении проблемы этого типа необходимо ответить на такие вопросы, как: понимаем ли мы, в чем, в каких изменениях нуждается процесс, имеются ли в наличии необходимые знания или их нужно еще получить, соответствуют ли наши решения привычкам, традициям и целевым ориентациям потенциальных потребителей?

 

  Наиболее существенные изменения (можно сказать, радикальные) происходят на основе новых знаний. Нововведения, как правило, трудноуправляемы. Это обусловливается рядом обстоятельств:

во-первых, наблюдается большой разрыв между появлением нового знания и его технологическим использованием;

во-вторых, проходит много времени до того,  как новая технология материализуется в новом продукте, процессе или услуге.

 

 

В этой связи нововведения, основанные на новых знаниях, требуют:

 

— тщательного анализа всех необходимых факторов;

 

— ясного понимания преследуемой цели, т.е. необходима четкая стратегическая ориентация;

 

— организации предпринимательского управления, поскольку здесь необходимы финансовая и управленческая гибкость и нацеленность на рынок.

 

Любое нововведение должно «созреть» и быть воспринятым обществом. Только в этом случае оно принесет успех.

 

Каковы же основополагающие принципы инновационной деятельности? По мнению П. Друкера, нужно провести четкую линию между тем, что нужно делать, и тем, чего делать не следует.

 

 

Что нужно делать?

1. Целенаправленная систематическая инновационная деятельность требует непрерывного анализа возможностей указанных выше источников инноваций.

2.Инновация должна соответствовать нуждам, желаниям, привычкам людей, которые будут ею пользоваться. Следует задать себе вопрос: «Что должна отражать данная инновация, чтобы у будущих потребителей возникло желание ею пользоваться?»

3.Инновация должна быть простой и иметь точную цель. Величайшая похвала инновации звучит так: «Смотрите-ка, как все просто! Как я до этого не додумался?»

 

4. Внедрять инновации эффективнее, имея небольшие деньги и не-большое количество людей, а также ограниченный риск. В противном случае почти всегда не хватает времени и средств для многочисленных доработок, в которых нуждается инновация.

5. Эффективная инновация должна быть нацелена на лидерство на ограниченном рынке, в своей нише. Иначе она создаст ситуацию, когда конкуренты вас опередят.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: