Надя Аксенова 220 группа
Строения и функций дыхательной системы
А)Дыхательная система человека — совокупность органов и тканей, обеспечивающих в организме человека обмен газов между кровью и внешней средой.
Функция дыхательной системы:
- поступление в организм кислорода;
- выведение из организма углекислого газа;
- выведение из организма газообразных продуктов метаболизма;
- терморегуляция;
- синтетическая: в тканях лёгких синтезируются некоторые биологически активные вещества: гепарин, липиды и др.;
- кроветворная: в лёгких созревают тучные клетки и базофилы;
- депонирующая: капилляры лёгких могут накапливать большое количество крови;
- всасывательная: с поверхности лёгких легко всасываются эфир, хлороформ, никотин и многие другие вещества.
Б)Дыхательная система состоит из лёгких и дыхательных путей.
Лёгочные сокращения осуществляются с помощью межрёберных мышц и диафрагмы.
Дыхательные пути:
Носовая полость- полость, в которой у позвоночных расположены органы обоняния. У человека также является начальным (верхним) отделом дыхательных путей.
|
|
Глотка- воронкообразный канал длиной 11—12 см, обращённый кверху широким концом и сплющенный в переднезаднем направлении
Гортань -участок дыхательной системы, который соединяет глотку с трахеей и содержит голосовой аппарат.
Трахея- орган позвоночных животных и человека, являющийся частью воздухоносных путей; расположен между гортанью и бронхами.
Бронхи -ветви дыхательного горла у высших позвоночных (амниот) (в том числе человека).
Бронхиолы- конечные ветви бронхиального дерева, не содержащие хрящ и переходящие в альвеолярные ходы лёгких.
Лёгкие состоят из лёгочных пузырьков — альвеол.
В) особенности дыхательной системы детей:
Система органов дыхания ребенка имеет значительные особенности.
Нос -меньше и короче, носовые ходы уже, особенно у детей грудного возраста, слизистая оболочка богата кровеносными сосудами – все это приводит к легкому возникновению отека и нарушения носового дыхания.
Глотка -у детей раннего возраста узкая,
Слуховая евстахиева труба - короткая и широкая. Ее отверстие расположено ниже и ближе к носовым ходам, чем у старших детей и взрослых, поэтому проникновение инфекции из носоглотки в слуховую трубу происходит очень легко.
Гортань- у детей первого года жизни имеет воронкообразную форму, она относительно длиннее, чем у более старших детей, ее слизистая оболочка и голосовые связки нежны, богаты кровеносными сосудами и лимфоидной тканью.
|
|
Бронхи -у детей узки, хрящи мягки и податливы. Слизистая оболочка сухая, но богата кровеносными сосудами.
Легкие- в раннем возрасте богаты соединительной тканью, обильно снабжены кровеносными сосудами; капилляры и лимфатические сосуды широкие, эластическая ткань развита слабо. Однако они менее воздушны и эластичны, более плотны и полнокровны, что облегчает легкое возникновение и развитие воспалительного процесса.
Плевра -в грудном возрасте тонка, плевральная полость легко растяжима.
Диафрагма -расположена относительно выше, чем у взрослого.
Грудная клетка у грудного ребенка выпуклая, относительно короткая;
Ребра- расположены горизонтально и под прямым углом к позвоночнику.
Дыхательная мускулатура- у малышей развита слабо. Упругость легочной ткани выше, а растяжимость ниже, чем детей школьного возраста
Дыхательные Упражнения для учащихся начальной школы:
1. Упражнение «Потягушечки»
Исходное положение. Стоя, ноги вместе, руки подняты вверх
Выполнение. На вдохе – хорошо подтягиваемся, поднимаемся на носки, на выдохе – руки опускаем, встаем на всю стопу, произносим: «У-х-х…» Выполняем 4-5 раз.
2. Гудок паровоза
Через нос с шумом вдох, задержав дыхание на 1 -2 с, с шумом выдох через рот, губы сложены трубочкой, со звуком «у» (выдох удлинен). Учимся дышать в темпе 3-6. Вдох короче 1—3 счета. Задержка дыхания, выдох длинный (1—6 счетов).
3. «Воздушный шарик» Дети «надуваются» как воздушные шарики, делая 4 глубоких вдоха под счет учителя (от 1 до 4). Потом медленно выдыхают – «сдуваются» (учитель считает от 1 до 8)....
4. Встаньте. Сделайте 8—10 приседаний. Присели — выдохнули, встали — вдохнули. Делайте приседания в среднем темпе.
5. Стоя поднимайтесь в быстром темпе на носки 10—12 раз. Во время упражнения дышите произвольно.
6. Погончики». Исходное положение: ребенок стоит, руки сжаты в кулаки. На глубоком вдохе он разжимает ручки и максимально растопыривает пальцы. Во время вдоха плечи и кисти должны быть сильно напряжены. Движения выполняются 8–10 раз.
7. Дышим тихо, спокойно и плавно
Исходное положение - стоя, сидя, лежа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.
Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос (повторить 5-10раз).
8. «Кто выше». На вдохе подняться на носочки, руки вверх. Потянуться как можно выше. На выдохе встать на полную стопу, руки вниз.
Графическое изображения кривых дыхания при различных его темпах