Общественный контроль в ЖКХ: комитет ЖКХ
Для нашей страны общественный контроль в сфере ЖКХ представляет собой достаточно новое явление. Его возникновение объясняется ограниченным числом сотрудников в региональных Госжилинспекциях – к каждому дому невозможно приставить инспектора. В результате появляются общественные структуры, контролирующие работу жилищно-коммунального хозяйства. Управляющим компаниям нужно знать, как работают общественные советы ЖКХ, чтобы эффективнее справляться со своими задачами и избежать дополнительных проблем.
Как общественные структуры контролируют сферу ЖКХ
Общественный контроль в ЖКХ нужен для решения тех же задач, что и в других сферах деятельности. Его развитие приведет к улучшению качества предоставляемых пользователям жилищных услуг и максимальной защите их прав.
Для осуществления общественного надзора в регионах создаются специальные центры, которые объединяются в общую сеть. Они следят за тем, как управляющие организации:
|
|
✔ исполняют свои обязанности;
✔ рассматривают поступающие от граждан обращения;
✔ предоставляют профессиональное консультирование;
✔ оказывают помощь необходимой квалификации.
Региональные центры занимаются методической поддержкой, в результате чего в субъектах федерации появляются образовательные программы для собственников жилья. Обычно через них доводится информация об управлении жилищными объектами. Центры работают вместе с региональными властями и занимаются подготовкой общественных инспекторов. С последними некоторые УК наверняка сталкивались. Эти инспекторы контролируют деятельность УО и исполнение написанных для ЖКХ законов.
Центры общественного надзора в регионах следят за выполнением программы капитального ремонта, а также оценивают удовлетворенность граждан его качеством.
Кроме этого, они составляют рейтинги информационной открытости действующих в регионах операторов. Те, кто способен держать под контролем соблюдение перечисленных выше параметров, называются субъектами общественного надзора в ЖКХ.
Контролирующими функциями наделяются различные независимо работающие органы. В первую очередь, мы говорим об общественных палатах всех уровней (от РФ до муниципалитета) и общественных советах при власти на уровне федерации и региона. Общие принципы их деятельности описываются в ФЗ-212 от 21 июля 2014 года, отредактированном 3 июля 2016 года. Кроме того, сюда входят прочие структуры, занимающиеся общественным контролем в сфере ЖКХ:
✔ общественные инспекции;
✔ группы общественного надзора;
✔ наблюдательные комиссии и так далее.
|
|
ФЗ-200 в пункте 8 статьи 20 позволяет входить в группы общественного надзора советам МКД и просто инициативным гражданам. О роли совета МКД и его возможностях представители интересов владельцев квартир могут узнать в статье 161.1 ЖК РФ.
Закон защищает право граждан на общественный надзор за деятельностью компаний ЖКХ. Создающиеся для этого субъекты могут объединяться в ассоциации и союзы для проведения совместных мероприятий. Например, в городах часто появляются ассоциации ТСЖ и советов многоквартирных домов, влияющие на работу сферы ЖКХ.
Изучение ФЗ-212 поможет УО разобраться с тем, в каком порядке работают общественные контролеры в лице отдельных граждан или их объединений.
Субъекты общественного надзора в ЖКХ по закону наделяются рядом прав. Инициативные граждане и домовые советы могут:
· заниматься общественным надзором в ЖКХ в формах, отмеченных в ФЗ-212;
· организовывать мероприятия, направленные на осуществление общественного надзора, а также становиться их участниками. Четкие характеристики мероприятий не описываются, вероятно, тут нужно ориентироваться на пункт 1;
· запрашивать при ведении контроля информацию у любых властных органов независимо от их уровня, и у любых организаций из сферы ЖКХ. Исключение составляют только охраняемые законом сведения, в том числе, персональные сведения частных лиц и гостайна;
· посещать профильные органы власти и компании ЖКХ при учете их графика работы и общих регламентов;
· готовить и отправлять властным органам, компаниям ЖКХ и представителям СМИ документы с результатами проведенного контроля;
· передавать необходимые материалы в прокуратуру и другие инстанции, отстаивающие права граждан, если выявляются какие-то нарушения;
· обращаться в суд для защиты интересов;
· использовать прочие права, которые дает российское законодательство.
Сферу ЖКХ на государственном уровне контролируют Госжилинспекции и органы жилищного контроля в муниципалитетах. Именно эти специальные органы наделяются ключевыми контролирующими функциями. Общественники могут направлять им обращения, просить консультаций и реакции на нарушения со стороны администрации или ресурсоснабжающих организаций.