Вступительное слово учителя

Тема: «Нетрадиционные формы проведения уроков русского языка»

Методические рекомендации.

В практике обучения русскому языку распространенными типами нетрадиционных уроков по изучению раздела «Синтаксис», являются: урок-дискуссия, урок-соревнование, урок-путешествие. Так, при изучении темы «Однородные члены предложения» в 8 класса мы предлагаем использовать урок-путешествие для формирования пунктуационного навыка.

Тема:"Знаки препинания при однородных членах предложения"

Цели:

Обучающие:  

Расширять представление учащихся о знаках препинания при однородных членах предложения.Формировать умения составлять тексты разных типов с использованием однородных членов предложения.Совершенствовать пунктуационные навыки в предложениях с однородными членами;

 

Развивающие:

развивать креативное мышление, совершенствовать монологическую речь учащихся, умения правильно излагать свои мысли и вести диалог.

 

Воспитывающие:

воспитывать уважение к собеседнику, умение слушать и слышать говорящего.

 

 

УУД:

 

Предметные:

– понимать, что такое однородные члены предложения;

- уметь находить их в предложении и уметь обозначать их на схемах;

    - знать, какие знаки препинания ставятся между однородными членами предложения.

 

Личностные:

 

- уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности

 

Регулятивные:

 

- уметь определять тему и цели на уроке с помощью учителя;

- проговаривать алгоритм действий;

- работать в парах и группах;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

 

Познавательные:

- уметь отличать предложения с однородными членами предложения от других предложений;

- учиться ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами;

 

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя.

-Добрый день,дорогие ребята!Сегодня мы перейдем к изучению и повторению знаков препинания при однородных членах.Все ли мы о них знаем?Давайте проверим!

Прежде чем приступить к работе,предлгаю вам вместе со мной отправиться места,где наши знаки особенно нужны!И перед отправкой посмотрим наш арсенал!

1. «Арсенал» «охотника» за однородными членами. (Возможна взаимопроверка).

Правило: однородные члены, связанные повторяющимися союзами и, да (=и), или, либо, разделяются запятыми.

В поле, и в лесу, и в роще звенели птичьи голоса.

В саду росли и яблони, и груши, и сливы.

И берег, и море молчали.

Осень принесла холод, да ветер, да скуку.

На клумбе мы посадим пионы, или гвоздики, или нарциссы.

Обратите внимание: запятые ставятся только между однород-ными членами.

Если союз стоит перед первым однородным членом, он не сопровождается запятой.

В лесу мы собирали и грибы, и ягоды.

Примечание: Запятая не ставится:

а) между двумя однородными членами с повторяющимся союзом и, если они образуют тесное смысловое единство:

Он носил и летом и зимой свою старую кепку.

б) Если два однородных члена с союзом и образуют тесно связанную по смыслу пару, соединённую союзом и с третьим однородным членом:

Вода давно сбыла в Тереке и быстро сбегала и сохла по канавам.

в) внутри фразеологического выражения с двумя повторяющимися союзами и – и, ни – ни.

И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом.

Не дождался он от братьев ни ответа ни привета.

Предложение может быть осложнено несколькими рядами однородных членов.

Каждый ряд однородных членов следует рассматривать отдельно.

Сверчки, стрекозы и другие насекомые проснулись в высокой траве и наполнили воздух своими ясными, непрерывными звуками.

1) Сверчки, стрекозы и насекомые;

2) проснулись и наполнили;

3) ясными, непрерывными.

2. «Приключения в пунктуационных джунглях» (тренировочные упражнения).

1. Найдите грамматическую основу предложения, чтобы убедиться, что предложение простое. Найдите однородные члены предложения. Выделите союзы, связывающие их, включая союз, стоящий перед первым однородным членом. Расставьте знаки препинания.

Образец: Иней подолгу лежал и на скатах крыш, и у колодца, и на перилах балкона, и на листве.

1) Колокольчик громко плачет и хохочет и визжит.

2) Косая туча птиц заслонила и леса и небо и синеющую даль.

3) Колесо чугунное вертится и гудит и ветром обдаёт.

4) Под кустом черёмухи я действительно нашёл и ключик и спавшую внучку.

5) На протяжении всего полёта из окна самолёта виднелись или песчаные равнины или далёкие горы.

6) На помощь ему придёт либо отец либо брат.

7) Далеко гулы повторяют и рёв и треск и шум и гром.

8) Кругом были пни да корявые стволы да мелкая поросль.

9) Как милы мне твои улыбки молодые и быстрые глаза и кудри золотые и звонкий голос.

10) Тонкий дождь сеялся и на леса и на поля и на широкий Днепр.

2. Найдите грамматическую основу предложения, чтобы убедиться, что предложение простое. Найдите ряды однородных членов и выделите их разными способами. Определите способ связи однородных членов в каждом ряду отдельно, попутно расставляя знаки препинания.

Образец: Вазочки, книги и небольшие картинки в рамках были расставлены, разложены и развешаны и в комнате для гостей, и в столовой.

1) Всё разнообразие вся прелесть вся красота жизни слагается из тени и света.

2) Мороз крепчал и щипал уши лицо и руки.

3) Солнце показывается из-за облаков и заливает лес поле и наших путников греющим светом.

4) Весна торопилась к лету играла красками и запахами раскрывала цветы подгоняла людей на работу ранним утром поздним вечером короткой ночью.

5) Гостей Овсяников принимал весьма ласково и радушно но не кланялся им в пояс не суетился не потчевал их всяким сушеньем и соленьем.

6) Дождь гудел широко и ровно и на дворе и в саду и в переулке и на пустыре.

3. Поиск драгоценных знаков препинания в лесах джунглей.

Работа с текстом (расставить пропущенные знаки препинания, подчеркнуть однородные члены предложения.Составить схемы предложений с обощающими словами).Прокомментировать расстановку знаков препинания.Раздаточный материал.

Издавна март отличался праздниками и обрядами. На Руси к празднику выпекали печенье в виде жаворонков, олицетворяющих приход весны. Строили неприступные снежные или ледяные крепости. Встречающие весну делились на две группы. Одна защищала крепость, другая её штурмовала. Смех, шутки не смолкали ни на минуту в течение всего дня.

 

В России март не всегда бывает тёплым. Иногда в начале месяца возвращаются морозы. И все же мало-помалу снег тает. Повсюду: по овражкам, по склонам холмов – блестят на солнце, сливаясь в небольшие болотца, ручейки. В лесных чащобах, на опушках рощ – везде слышатся шорохи. Это падает с веток подтаявший снег, освобождая из плена деревья.

4. «Гербарий». Составьте текст, используя словосочетания и предложения. Выделите однородные члены предложения, объясните знаки препинания.

Листопад

Брызнут листья по сторонам. Закружится пёстрый смерч. Хлынет сверкающий водопад.

Листья шуршат, скребутся, лопочут.

Листья пестреют, будто мазки красок на палитре великого живописца.

Небо

Мутное низкое небо.

Густо-синее бездонное небо.

Ясная, ласковая лазурь.

Выгоревшее, выцветшее, растворённое в туманной дымке небо.

Огромный купол неба шевелился в непрестанноммерцании звёзд.

Суровое небо густеет мрачной синевой.

Сияло бледно-голубое небо.

Облака

Курчавые облака, кружевные облака.

Рыхлые белые облака.

Белые круглые облака.

Вереница длинных серых облаков.

Перламутровые облака.

Сквозь сетку лёгких утренних облаков.

Опустились почти к самой воде.

Высоко и тихо неслись над нами.

Т учи

Густые тучи. Свинцово-чёрные тучи. Полчища туч. Тучи, бегущие мимо луны. Из-за раздвинутых туч.

Птицы

Воробьи носились серыми тучами.

Цокающий гомон галок.

Громко воркуют лесные голуби.

Весёлый пересвист дроздов.

Равнодушное постукивание дятла.

Золотой голосок малиновки.

Стрекочет синекрылая сойка.

Над водой, распахнув острые белые крылья, повисла чайка.

5.Помогите восьмиклассникам вылечить «заболевшее «предложение (Объясните, в чём заключаются речевые ошибки, исправьте их): «Герасим умел плавать ещё хуже, чем говорил».

 Итог урока:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: