Письменные методы контроля

Письменные методы контроля разнооб­разны и определяются спецификой учеб­ного предмета, но существуют и общие методы. Так, для реализации требования систематичности контроля можно достаточно часто в начале урока давать не­большую письменную самостоятельную работу не более чем на 10 мин. Она может содержать основные вопросы домашне­го задания, данного по вариантам или по карточкам, или зада­ние, аналогичное домашнему. Требования: подготовка вопро­сов, заданий, карточек заранее; быстрый темп организации и ее четкость, строгое соблюдение времени.

Технологии других письменных работ раскрываются в методиках соответствующих предметов.

Особые требования должны предъявляться к итоговым письменным работам, которые необходимо проводить лишь тогда, когда учитель уверен, что большинство детей усвоило соответствующий материал. Такие работы должны быть по­сильными для учащихся, способствующими формированию их уверенности в своих силах, в противном случае интерес к процессу обучения снижается.

Письменная проверка эффективнее развивает логическое мышление, приучает к большей точности в ответах. Успех ее тесно связан с обязательным применением суммы полученных новых знаний, умений и навыков, глубина и прочность кото­рых проверяется таким способом. Полученная обратная ин­формация используется учителем в целях коррекции как сво­ей педагогической деятельности, так и познавательной дея­тельности учащихся. В контрольно-проверочных целях применяются задания по решению нового типа задач, проверке знаний, фактов, событий, хронологии. Широко используйте и диктанты, изложения, сочинения, изготовление поделок, рисунков, схем, чертежей, подготовка докладов, рефератов.

Обучающее значение этого метода заключается в углубле­нии и упрочении знаний школьников, в большом количестве обратной диагностической информации, дающей учителю основания для уточнения методов работы и коррекции знаний умений, навыков учащихся. Развивающий эффект контрольно-проверочных работ является следствием предельной мобилизации ребенком своих духовных сил и способностей в сложной и ответственной, в известном смысле экстремальной учебной ситуации. Воспитательное влияние метода выражается в формировании у школьников чувства ответственности, умения сосредоточить духовные силы в нужный момент на самом главном. Контрольно-проверочные работы применимы в диагностики обученности учащихся всех возрастов. В начальных классах дети не всегда осознают личностное и педагогическое значение контрольного задания. В средних же и старших классах осознание школьниками этого значения стимулирует качество выполнения ими работы.

Графические методы

Графические методы проверки заключаются в том, что учитель, исходя из специфики своего предмета, использует различные таблицы, схемы и графики в процессе изложения материала. В качестве контролирующих эти материалы могут выступать следующим образом: предлагается составить какой-либо графический материал по изученному материалу или дается использованная при объяснении таблица, в которой допущены ошибки или сделаны пропуски. Ученикам предлагается найти и исправить ошибки или заполнить пропуски.

Программированные методы проверки.

Многие учителя используют программированные методы контроля знаний, которые можно использовать в виде перфокарт и закладывать в компьютеры, если школа хорошо ими оснащена.

Такие карточки могут быть следующих типов:

1. Карточка содержит один вопрос (не проблемный), на который существует один точный ответ (даты, факты, законы, правила и т.п.), и не менее 4-5 вариантов ответов: правильный, неправильный, неполный, неточный и «нет ответа». Все они внешне должны выглядеть убедительными и не подсказывающими. Карточки имеют прорези для фамилии ученика и напротив каждого ответа. Получив карточку, в которую вложен чистый листок, ученик подписывает ее и отмечает крестиком ответ, который он считает верным. Учитель собирает карточки, вынимает вкладыши, подравнивает пачку и протыкает ее металлической спицей напротив правильного ответа. Разложив проткнутые карточки, учи­тель получает полную картину ответов учеников. При хоро­шей организации такая проверка занимает 5—7 мин.

2. Две колонки с перечислениями и надо быстро написать в прорезях напротив каждой строчки, какой номер правого столбика соответствует номеру левого столбика (например, да­ты и названия войн).

3. Написан текст с прорезями-пропусками в отдельных сло­вах или предложениях. Надо заполнить пропуски.

4. Ответ на заданный вопрос складывается из суммы выбранных из перечисления ответов. Например: что из пере­численного относится к методам проверки знаний? В ответах перечислены все методы проверки знаний вперемешку со сло­весными, наглядными и практическими методами. Могут быть и другие варианты, но надо соблюдать главное требование: на тестовых карточках при любом их предложе­нии не должно быть заданий, требующих долгого раздумыва­ния или допускающих вариативные ответы. Варианты проверочных заданий, которые можно разрабо­тать и предложить с помощью персонального компьютера, многообразны и рассматриваются на занятиях по ТСО и мето­дике их использования.

ВЫВОД: Через контроль осуществляется управление, и приобретается один их важных компонентов, без которого не возможен процесс управления - обратная связь. Благодаря контролю, управление становится открытым. А так как оно открыто, значит будет чувствительно к происходящим изменениям.

 

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Термины для словаря:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: