Дополнительный вопрос: Основные виды, формы, методы контроля

          Педагогиче­ский контроль представляет собой единую дидактическую и мето­дическую систему проверочной деятельности, которая протекает при руководящей и организующей роли педагогов, носит совмест­ный характер, объединяя преподавателей и учащихся, и направ­лена на оценку результатов учебного процесса. С помощью конт­роля можно оценить достижения учащихся и выявить пробелы в их знаниях, установить взаимосвязь между планируемыми, реа­лизуемыми и достигнутыми уровнями образования, понять до­стоинства и недостатки новых методов обучения, сравнить работу преподавателей, дать руководителю учебного заведения объектив­ную информацию для принятия управленческих решений и вы­полнить ряд других не менее важных задач.

       Общие подходы к классификации. По традиционной класси­фикации видов педагогического контроля в обучении выделяются входной, текущий и итоговый контроль [42]. Процессы самоконтроля (самооценки) в эту классификацию не включаются. Их рассмотрением обычно занимается педагогическая психология, поскольку они связаны с механизмом перехода внешних конт­ролирующих воздействий учителя во внутреннее состояние уча­щегося.

Входной контроль. Входной контроль в практике школьного обучения систематически не проводится. Он используется лишь в случае отбора учащихся при конкурсном зачислении в профиль­ные классы или является инициативой педагогов, уделяющих боль­шое внимание индивидуализации учебного процесса. В условиях личностно ориентированного, развивающего обучения входной контроль помогает построить индивидуальные траектории освое­ния нового материала для наиболее слабых или наиболее сильных учащихся, при отказе от традиционной ориентации на гипотетического среднего ученика [48; 58]. Наиболее эффективным сред­ством осуществления входного контроля, который чаще всего носит характер экспресс-диагностики, являются педагогические тесты.

Текущий контроль. Цель текущего контроля – следить за ходом обучения. Его осуществление позволяет преподавателю получить оперативную информацию о ходе учебного процесса для его свое­временной коррекции и перестройки в нужном направлении. Наи­больший интерес представляют данные о динамике усвоения каж­дым обучаемым нового материала, степени рациональности его мыслительных процессов или алгоритмов при выполнении зада­ний, так как при правильно организованном учебном процессе учитель должен контролировать не только содержание выполняе­мых учащимися действий, но и их свойства. Получение подобной информации возможно лишь при выявлении причин затруднений и ошибок учащихся, которые анализируются в ситуациях, когда текущий контроль приобретает явно выраженный диагностичес­кий характер. Повышение эффективности и усиление диагности­ческого характера обратной связи в текущем контроле становятся возможными в тех случаях, когда на помощь учителю приходят компьютеры и диагностические тесты.

Итоговый контроль. Итоговый контроль (поэтапный, рубеж­ный, заключительный контроль) предназначен для оценки учеб­ных достижений после завершения определенного этапа обуче­ния, прохождения раздела или всего учебного курса. Обычно фор­мой итоговой оценки обучаемого является либо его отметка на экзамене (устном или письменном), либо результат выполнения теста. Сравнительный и прогностический анализ результатов ито­гового контроля дает учителю важную информацию, необходи­мую для улучшения своей работы в будущем. Данные анализа по­зволяют выявить систематические проблемы в подготовке учащихся и осуществить управленческие действия по коррекции процесса обучения, если его результаты не согласуются с поставленными целями.

Итоговый контроль может быть внешним или внутренним. Вне­шний итоговый контроль проводят не зависимые от школы струк­туры, например при государственной аттестации или в ЕГЭ. В об­разовании под аттестацией понимается процедура установления соответствия уровня и качества подготовки выпускников зафик­сированной документально системе требований куровню и каче­ству образования. Роль общепризнанной нормы играют требова­ния ГОС или других нормативных документов, действующих в условиях отсутствия стандартов. Обоснованность аттестационных оценок достигается репрезентативным отображением требований ГОС в содержании контролирующих материалов, роль которых во многих странах выполняют тесты. Внутренний итоговый контроль проводят сами учителя, например во время школьных выпускных экзаменов.

 

       Формы контроля зависят от специфики организационной формы работы. Формы контроля продумываются педагогом применительно к какой-либо теме или всему курсу, или выборочно. Необходимо учитывать временной фактор, установленный для «конкретной» проверки знаний. В связи с этим выбирают подходящую форму контроля. Также учитывается уровень подготовленности учащихся, как усвоен материал (всеми учениками или только сильными и т. п.). Выделяют пять основных форм контроля:

1) фронтальная форма. На вопросы, составленные учителем по сравнительно небольшому объему материала ученики дают краткие ответы. Такая форма контроля приобретает вид оживленной беседы. Она не может быть использована для глубокого выявления уровня знаний у учащихся. Цель фронтальной формы опроса – проследить процесс усвоения материала и насколько ученики готовы к восприятию новой темы. Эффективность фронтальной формы опроса зависит от того, насколько корректно составлены вопросы. При таком виде контроля вопросы не должны содержать подсказки, должны быть предельно ясными и простыми по форме. Рекомендуется обязательно включать несколько вопросов, которые требуют не просто логического осмысления материла, но и сопоставления его с другими темами, а, может быть, и предметами;

2) групповая форма. Контроль осуществляется лишь для части класса. Вопрос ставится перед определенной группой учеников, но в его разрешении могут принимать участие и остальные учащиеся. Задание для избранной группы учеников может быть двух типов. Задание, выполнение которого предполагается в классе. В начале урока учитель ставит перед избранной группой учеников (обычно не более 6 человек) определенную задачу, которую они должны выполнить в отведенное для этого время. Важно также приготовить задание для всего остального класса, иначе на уроке будут работать всего лишь несколько человек. Задание, выполнение которого предполагается в классе. В этом случае задание должно содержать более сложные вопросы, творческие задания и т. п. Задача всего остального класса усложняется: им необходимо воспринять более трудный материал и оценить товарищей;

3) индивидуальный контроль. Применяется для основательного знакомства учителя со знаниями, умениями и навыками отдельных учащихся, которые для ответа обычно вызываются к доске. Чаще всего такая форма контроля знаний применяется к «сильным» ученикам, так как им легче справиться не только с заданием, но и с волнением. Однако это не исключает возможности вызова к доске «отстающего» ученика. В этом случае выполнение задания должно постоянно контролироваться учителем и всем классом;

4) комбинированная форма. Это сочетание индивидуального контроля с фронтальным и групповым. Чаще всего применяется после прохождения какой-либо объемной темы, когда надо опросить максимальное количество учеников. При этом каждому ученику дается задание разной степени сложности (зависит от успеваемости учащихся);

5) самоконтроль. Он обеспечивает функционирование внутренней обратной связи в процессе обучения. Эта форма контроля основывается на психологических критериях. Ее эффективность во многом зависит от профессиональной подготовки педагога.

Методы контроля и самоконтроля в обучении – методы получения информации учителем и обучающмся о результативности процесса обучения.

Виды проверки:

• Текущая проверка прежде всего осуществляется путем постоянного наблюдения учителя за работой учащихся на каждом уроке, проверок домашнего задания, устного опроса, контрольных письменных заданий, проверки с помощью различ­ных перфокарт, выполнения проверочных заданий, сделанных на компьютере и др.

• Тематическая проверка — ее сущность раскрывается самим названием. Осуществляется она теми же методами и приемами, что и текущая, но носит эпизодический характер и проводится, например, по окончании изучения определенной темы или раз­дела, как межпредметная проверка по одной теме на разных учебных предметах. Может происходить в виде коллоквиума.

• Периодическая — проверка в конце четверти или какого-то другого установленного в классе или школе периода.

• Заключительная (итоговая) — это различные формы атте­стации за большой промежуток времени: семестр (полугодие), год, по окончании образовательного учреждения. Чаще всего осуществляется в виде зачетов и экзаменов.

Требования к данной группе методов:

— объективность;

— всесторонность;

— систематичность;

— гласность (сообщение отметки и оценочного суждения);

— индивидуализация;

— дифференциация;

— учет специфики учебного предмета;

— разнообразие форм и методов.

Учителю при подготовке к уроку необходимо помнить, что поиски подходящих форм и методов контроля и его организа­ция — это важнейшая задача педагога. Кого, когда, сколько учащихся, по каким вопросам, при помощи каких средств нуж­но спросить и оценить — все это должно быть запланировано учителем при подготовке к уроку. Наряду с этим следует проду­мать, чем должны заниматься учащиеся во время опроса их то­варища. У каждого учителя должна быть своя система провер­ки и включать разнообразные средства и приемы работы, чтобы учащиеся понимали, что их успехи, уровень и качество овладе­ния знаниями постоянно контролируются.

Методы контроля и самоконтроля: устные — индивидуаль­ный, фронтальный, уплотненный опрос; письменные — письменные работы, диктанты, изложения, сочинения, рефераты и т.п.; практические — практические работы, опыты; графиче­ские — графики, схемы, таблицы; программированные — ма­шинные и безмашинные; наблюдение и самоконтроль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: