Тема: Конфликты – как психолого -педагогическая проблема в деятельности педагога

Творческая работа «Каких высот я планирую достигнуть в будущей педагогической деятельности» 

Я давно задумывалась о выборе профессии. Я хочу быть учителем начальных классов или юристом.

Как хорошо быть учителем. Учитель начальных классов — профессия особая. Учить детей, заниматься с ними, объяснять темы, хвалить, найти общий язык — все это мне нравится. Я проходила тестирование на тему «Моя будущая профессия» и выяснилось, что мое призвание быть учителем. Учитель должен обладать выдержкой, доброжелательностью, чуткостью, тактом, сопереживанием. Учитель не может быть без любви к детям, ласки и терпения. Только искренне любящий человек, сможет работать в школе. Ведь дети очень разные — послушные и не очень, внимательные и рассеянные, с легким характером или с трудным.

Я уже представляю себя учителем, как чудесно вести за руку малышей, которые доверчиво смотрят на тебя с широко раскрытыми глазами! Как немного они знают в свой первый учебный день, и насколько увеличился их багаж знаний к концу первого, второго, третьего и четвертого класса. Чтобы детям было интересно учиться, надо не только заниматься, но и играть на уроках. Я воображаю, как я иду по улице в школу с сумкой в руке, а в сумке тетради учеников, которые я поверяла вчера.

Я думаю, что не разочаруюсь в выбранной профессии. Когда человек находит свое призвание в жизни, работа превращается в увлекательный процесс. Выбор профессии- огромная ответственность, важный шаг в жизни человека и обязательно нужно сделать правильный выбор.

Как и в любой профессии в профессии учителя есть свои трудности: большая ответственность, серьезные эмоциональные нагрузки и сравнительно низкая заработная плата. С последней связана, возможно, одна из основных причин отказа от этой профессии. Но сейчас эта проблема активно решается нашим правительством, и профессия учителя всячески поддерживается, возвышается и становится востребованной.

 

Через 10 лет я вижу себя молодым учителем, набирающимся опыта, неважно в какой школе городской или сельской, ведь главное это увидеть и раскрыть потенциал ребенка, а в какой школе это уже формальности. Я думаю, что я смогу найти подход к каждому ребенку, что повысит интерес к учебе и их работоспособность.

На данном этапе моей целью является успешное окончание ВУЗа и развитие качеств, которые потребуются мне в будущем. Также, очень хочется помимо учебы уделять внимание практике, для получения профессиональных навыков, что я и планирую делать, обучаясь в ВУЗе.

 

Тема: Конфликты – как психолого -педагогическая проблема в деятельности педагога.

 

Конфликт -это столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов взаимодействия.Конфликт определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами —лицами или группами.Профессиональная позиция педагога, его статус обязывают обучать, воспитывать и развивать обучающихсяв стихийных и моделируемых конфликтных ситуациях. Поэтому проблема конфликтологической компетентности педагога рассматривается и как актуальная, и как профессионально значимая. В целом она представляет собой систему знаний, умений и навыков по предупреждению, управлению и разрешению конфликтовК субъектам взаимодействия в образовательном процессе мы относимв первую очередь: Обучающихся (учеников)ПедагоговАдминистрацияРодители обучающихсяСоответственно наиболее распространенными впедагогической практикевидами межличностных конфликтов являются конфликты:ученик –ученик;ученик –педагог;педагог –педагог.1.Конфликт «ученик –ученик»Большая часть конфликтов среди учеников возникает из за претензий на лидерство Формальные и неформальные лидеры могут втягивать в конфликты своих сторонников, расширяя масштабы межличностного конфликта.Конфликтные ситуации между учениками в борьбе за лидерство устраняются руководителем класса, который должен найти каждому лидеру свою специфическую сферу лидирования, иногда вместе с родителями.По наблюдениям психологов (О. Ситковская, О. Михайлова) путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности. Подростковая жестокость —явление общеизвестное. Ребенок гораздо больше взрослого подвержен соблазну стадности, немотивированной жестокости, унижения себе подобных.Развитие агрессивного поведения подростков связано с дефектами социализации личности. Так, обнаружена положительная связь между количеством агрессивных действий у дошкольников и частотой их наказания, применяемого родителями (Р. Сирс). Кроме того, было подтверждено, что 2конфликтные мальчики воспитывались, как правило, родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие (А. Бандура).На ранних этапах социализации агрессия может возникать и случайно, но при успешном достижении цели агрессивным способом может появиться стремление вновь использовать ее для выхода из различных трудных ситуаций.Учитель обязан вмешиваться в конфликты учеников, регулировать их. Это, конечно, не означает их подавление. В зависимости от ситуации может быть необходимо административное вмешательство, а может быть —просто добрый совет. Положительное влияние оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров, и т.д.Стадии конфликта-1.Назревание конфликта (столкновение интересов)2. Латентная (скрытая) фаза конфликта3. Конфронтация –открытый конфликт 4. Преодоление конфликта (выход из конфликта)Алгоритм действийкл.руководителя1.Выслушать всех участников конфликта или представителей группы. 2.Ни одному участнику конфликта не давать оценки, не поддакивать, не записывать. 3.Не делать выводов о сути конфликта на основании информации только одного участника: не доверяйте никому на слово, не доверяйте эмоциям и проявлениям чувств. 4.Вести разговор только о сущности конфликта. 5.Постараться выявить суть, мотивы конфликта. Возможно, инсценировать конфликт в группе.(попросить проиграть)Обсудите с обучающимися разные модели выхода из конфликта, но выбороставьте за ним2.Ученик–педагогПроцесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, является обычной составной частью реальности.По мнению М.М. Рыбаковой, среди конфликтов между учителем и учеником выделяются следующие конфликты:1Конфликт деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им учебных и внеучебных заданий; 2Конфликт поведения(поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее; 3Конфликт -отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей

 

Конфликты деятельности возникают между учителем и учеником и проявляются в отказеученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам:1.Одной из важных причин конфликтов является отсутствие единства требований у педагогов. Один требует одно, другой –другое, третий –вообще ничего не требует. В такой атмосфере противоречивых требований обучающийсятеряется. Ему не понятно, почему ЭТО нужно выполнять у одного педагога и не обязательно –у другого. Почему у одного учителя всегда нужно на уроке вставать при появлении преподавателя, а удругого –необязательно, у одного надо отвечать, выходя к доске, а у другого –можно с места, причем даже развалившись за партой. Ясное дело, возможностей для конфликта будет больше у строгого педагога, если он оказывается в меньшинстве в своих требованиях. Он становится в глазах учащихся "врединой", "придирой", которому больше всех надо. Не создав систему единых самых элементарных требований, мы поневоле ввергаем себяв конфликтные ситуации.2. Другой причиной конфликтных ситуаций является слишком большое количество требований. Они буквально обрушиваются на обучающегося, он не успевает их выполнять, в результате –нарушает диктуемые данными требованиями формы поведения. Вследствие большого количества требований в них запутывается и сам педагог, применяя их эпизодически, что нервирует подростка. Как же это так: сегодня нельзя, а вчера было можно. Вчера не требовали, а сегодня требуют.3. Причиной конфликта может стать и несоблюдение предъявляемых требований самим педагогом.Требует не опаздывать на урок, асам опаздывает. Иногда причиной конфликта могут быть завышенные требования педагога к учащимся, авторитарный стиль руководства. Классный руководитель хочет, чтобы его группа был лучше, "терзает" ее, суется во все дела, руководит, а когда его нет, группапревращается в неуправляемую толпу

 

4. Конфликт педагог-педагог:Конфликтные ситуации в среде педагогов возникают не только из за своеобразия темперамента и характера, но и в случаях невысокого уровня развития личности. Выделяют несколько вариантов поведения в среде преподавателей:1) соперничество учителя, только достигающего высокого уровня профессиональной деятельности, с ранее признанными авторитетами. Он может распространять негативную информацию о признанных авторитетах 6которые давно и успешно работают с учениками. Начинается нездоровое соперничество, чреватое межличностными конфликтами;2) поведение, подчеркивающее степень превосходства опытных преподавателей над молодыми, когда они позволяют себе снисходительно поучать их, выражать недовольство их методами, навязывать в виде образца свою методику;3) создание некоторыми преподавателями благоприятного впечатления о себе не продуктивной деятельностью, а имитацией ее участием в различных общественных мероприятиях, саморекламой и т.п.Педагогика имеет на вооружении ряд алгоритмов повеления, необходимых для успешной работы учителя:-На работедолжно быть только деловое, рабочее настроение, отрицательные эмоции, связанные с личными проблемами, остаются за порогом:-не избегать конфликтов, направлять процесс их разрешения в конструктивное русло, не затягивать их разрешения;-одинаковое, справедливое отношение ко всем обучающимся:-в отношениях с коллегами демонстрировать только ассертивнуюформу поведения.Ассертивность —способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: