Педагогические подходы к воспитанию культуры поведения детей ДО. Организация занятий по основам этикета

Нравственное воспитание – активный процесс формирования нравственных чувств и привычек, нравственного поведения.  Культурное поведение является одной из составляющих нравственного воспитания человека. Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное состояние. Первые представления о нормах поведения принятых в обществе, ребенок получает в семье и детском саду.

Основные три группы задач нравственного воспитания выделили В.И.Логинова и П.Г.Саморукова:

1. Формирование нравственного сознания подрастающего поколения - система нравственных представлений, понятий, суждений.

2. Формирование нравственного поведения детей на всех этапах развития.

3. Формирование нравственных чувств и отношений.

Главная функция нравственного воспитания в обществе состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение. Культура поведение составляет важную часть нравственного содержания. Культура поведения - широкое, многогранное понятие, раскрывающее сущность моральных норм в системе наиболее значительных, жизненно важных отношений, отношений к людям, к труду, к предметам материальной и духовной культуры. Гуманность как нравственное качество обращено к другим, т. е. оно характеризует особое мировосприятие человека, реализованное в его непосредственных взаимоотношениях с другими людьми.  Важный элемент человеческой культуры — речевой этикет. Мы обращаем особое внимание на обучение детей вежливости, учим их правилам речевого этикета. Этикет — это совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, манеры поведения в общественных местах). Такое определение даёт «Словарь по этике». Вежливость — способ применения этикета.
Самое важное в воспитании вежливости у ребёнка - постоянный добрый пример. Современный подход к ребёнку как к личности, нуждающейся в понимании, в уважении её интересов и прав, делает проблему воспитания вежливости особенно актуальной. В детском саду дети общаются друг с другом и с педагогом от 6-7 до 9 часов и день. Во время общения и происходит обмен способами и навыками общения, умениями речевого поведения. Ежеминутно в течение всего дня дети учатся у взрослых и друг у друга речевому поведению, характерным жестам, мимике, словечкам.
У этикета есть словесные и несловесные средства («волшебные слова», «волшебные взгляды», рукопожатия, позы, жесты, интонации, манеры, поступки), Важно обучить детей всему, что связано с этикетом, но особо важно пополнить детский словарь словесными средствами.Самых распространённых «волшебных слов», которые всегда должны быть в «запасе», всего-то около тридцати.
Утро; «Добров утро», «Я рада тебя видеть», «Здравствуй», «Как ты себя чувствуешь?».
За завтраком (обедом, ужином): «Приятного аппетита», «Благодарю», «Спасибо», «Позволь за тобой поухаживать», «Всё было очень вкусно».
Во время общения: «Разреши», «Будь добр», «Пожалуйста», «Извини», «Позволь», «Если тебя не затруднит», «Прошу прощения».
После тихого часа: «Как спалось», «Как твоё здоровье?».
Вечером: «Добрый вечер», «До свиданья», «До завтра», «До встречи», «Счастливого пути», «Всего хорошего», «Доброй ночи», «Приятных снов».
Воспитанием вежливости педагоги занимаются во время всех режимных моментов, на любых занятиях и вне их. Не следует забывать и роль дидактических картин и картинок в развитии словаря и связной речи ребёнка, в усвоении им норм и способов общения.

Пеперина С.В., условно выделила следующие компоненты, которые входят в содержание культуры поведения: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.
Культура деятельности проявляется в поведении ребёнка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.
Культураобщения предусматривает выполнение ребёнком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а так же вежливое поведение в общественных местах, быту.
Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованием гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Содержание культуры поведения с каждым возрастом обогащается и усложняется. Известные правила детализируются и требуют от детей более гибкого, осознанного поведения: культура поведения по отношению к знакомым людям, малышам, престарелым. Навыки нравственного поведения детей постепенно переходят в привычку, становятся естественной потребностью, потому что дети овладели элементарными представлениями о нравственности, гуманном отношении к людям.

Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп. Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и другие средства можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, т.к. способствует эмоциональной окраске познавательных моральных явлений.
Средством нравственного воспитания детей является природа, собственная деятельность детей, общение, атмосфера, в которой живет ребенок. Пути и средства осущетсвляются в ходе всего воспитательного процесса. Эффективным средством является правильно организованный режим

Методы воспитания культуры поведения.

В. Г. Нечаева выделяет две группы методов нравственного воспитания дошкольников. Первая группа методов обеспечивает создание у детей практического опыта общественного поведение. К ним можно отнести метод приучения ребенка к положительным формам общественного поведения, воспитание нравственных привычек. Также сюда относится метод организации деятельности

Вторая группа методов направлена на формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок. Сюда входят беседы воспитателя на этические темы, чтение художественной литературы и рассказывание, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов, радио и телепередач. Эти средства, методы и приёмы целесообразно применять:
• при организации занятий со всей группой.
•методы, направленные на формирование у детей нравственных представлений, суждений и оценок, нужно активно использовать вне занятий.

Конечно, обе названные группы методов тесно связаны между собой. Так, первая группа методов, используемая педагогом для формирования у детей практического опыта нравственного поведения, подготавливает возможность формирования моральных представлений. В свою очередь, словесные методы и словесно-наглядные, т. е. вторая группа методов, применяемые с целью повышения уровня нравственных представлений и суждений, обогащают и направляют поведение ребёнка, его поступки, отношение к взрослым и детям.

















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: