Эразм Роттердамский (1466- 1536).
Гуманист эпохи Возрождения, филолог, писатель, педагог. Основные педагогические работы: «О раннем и достойном воспитании детей», «О методе обучения», «Воспитание христианского государя», «Книжица о приличии детских нравов», «Похвала глупости», «Разговоры запросто». Впервые в мировой педагогике показал значение воспитания как универсального явления, без которого развитие ребенка невозможно. Считал, что ребенка надо правильно воспитывать с самого рождения и делать это должны родители. В процессе воспитания – религиозного, умственного, нравственного, физического – необходимо учитывать возрастные возможности ребенка, не допускать ничего такого, что их превосходит; воспитателю следует как можно раньше распознавать склонности и способности ребенка и опираться на них в обучении. Выступил в защиту детства, что явилось новым в понимании этого периода в развитии ребенка, принципиальным вкладом в педагогику.
Мишель Монтень (1533- 1592).
|
|
Книгой, прославившей Монтеня, стали знаменитые «Опыты» (1580). Это трехтомный труд, где в жанре непринужденных эссе сформулированы глубокие философские и нравственные идеи о человеке.
Автор «Опытов» выступил против самоуверенной схоластической учености. Подвергая резкой критике средневековую школу, он образно писал, что это «настоящая тюрьма», откуда слышны крики терзаемых детей и опьяненных гневом учителей.
Основным пороком существовавшей в его время школы он видел в игнорировании задачи развития мысли учащихся, господстве вербализма, бессмысленном буквоедстве, запоминании слов вместо изучения сущности вещей. «Знать наизусть – еще не значит знать», - писал философ.
Воспитание, по Монтеню, должно способствовать развитию всех сторон личности ребенка, теоретическое образование должно дополняться физическими упражнениями, выработкой эстетического вкуса, воспитанием высоких нравственных качеств.
3) Ян Амос Коменский (1592- 1670).
Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы. Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами. Также во всем учении Коменского прослеживается его гуманистический подход к человеку, к образованию. Его религиозные образование и уклад жизни повлиял на всю систему образования, созданной этим выдающимся педагогом. Его главный труд - "Великая дидактика".
|
|
6. Мастерство учителя в организации учебно-познавательной деятельности учителя.
Искусство педагога проявляется в умении учить на уроках. Опытный педагог добивается от учеников усвоения программного материала именно на уроке, для него домашнее задание – это способ углубления, закрепления, расширения знаний. Секрет успеха опытного учителя – в умении управлять деятельностью учащихся. Учитель – мастер как бы дирижирует всем процессом образования знания, направляет труд учеников на самые важные и сложные узлы содержания.
Еще один важный показатель мастерства – умение активизировать учеников, развивать их способности, самостоятельность, пытливость, заставлять детей думать на уроке.
Умение эффективно проводить воспитательную работу в процессе обучения, формировать у школьников высокую нравственность, чувство патриотизма, трудолюбие, самостоятельность – еще один элемент педагогического мастерства.
Учитель, не владеющий мастерством, как бы навязывает знания, не требуя рассуждения. Задача учителя – найти положительные эмоции в самом процессе учения.
Важный элемент педагогического мастерства – высокий уровень педагогической техники. Владение педагогической техникой требует специальных знаний по педагогике и психологии, и особой практической подготовки. Прежде всего педагог овладевает искусством общения с детьми: умеет выбирать нужный тон и стиль общения с ними.
7. Разработка урока учителем-мастером.
Учитель-автор урока, от него, его вдохновения и мастерства, его мотивов зависит урок, который представляет собой педагогическое произведение, имеющее и художественную окраску. А отсюда педагогическому творчеству в разработке урока свойственны те же процессы, что и любому творчеству: сначала возникает творческий замысел урока, потом этот замысел разрабатывается и реализуется на уроке с определённой доработкой как педагогическое произведение.
Обычно учитель-мастер долго вынашивает замысел системы уроков и конкретного урока. Замысел состоит из следующих элементов:
1.
осмысливания учителем материала, установленного программой;
2.
соотношения этого материала с идейными задачами современности,
с уровнем развития учащихся данного года обучения;
3. соотношения с собственным духовным состоянием, рабочим и
жизненным опытом учителя;
4. соотношения изучаемого материала с изученным ранее и с тем,
который предстоит изучать;
5. соотношения данного материала с конкретным классом и
психологией конкретным классом и психологией конкретных учащихся.
Разрабатывая замысел урока, учитель стремится обеспечить эффективность обучения на уроке, поставить ученика в позицию субъекта обучения, превратив его в соавтора урока. «Разработка замысла - это выбор наиболее эффективных принципов и средств обучения данному конкретному материалу, в данных конкретных условиях, с учётом особенностей решения задач образования, воспитания, развития при реально возможной экономной затрате времени, усилий учащихся и учителя».
Ещё раз надо подчеркнуть, что при разработке урока очень важно выбрать методические приёмы в изучении программного материала, а потом уже определять другие его компоненты: проверку домашнего задания, методику закрепления и так далее. Выбирая методические приёмы при подготовке урока, будущий учитель может руководствоваться таким советом: «Преподавание есть искусство, а не ремесло - в этом самый корень учительского дела. Перепробовать десять методов и выбрать свой, пересмотреть десять учебников и не держаться ни одного неукоснительно -вот единственно возможный путь живого преподавания. Вечно изобретать, требовать, совершенствоваться - вот единственный курс учительской рабочей жизни».
|
|
8. Мастерство учителя в формировании УУД у обучающихся. Познавательных УУД:
· самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
· поиск и выделение необходимой информации;
· осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
· рефлексия.
Регулятивные УУД:
· целеполагание;
· планирование;
· прогнозирование;
· контроль;
· коррекция;
· оценка: умение давать оценку своим действиям;
Коммуникативные УУД:
· планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
· управление поведением партнера в совместной работе над диалогом;
· умение полно выражать свои мысли, умение выражать собственное мнение и так далее.
Личностные УУД:
· самоопределение;
· смыслообразование;
· умение решать проблемы планирования свободного времени.
· осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями;
· ориентация в человеческих качествах, осознание значимости таких нравственных категорий, как добро, красота, истина;
· осознание себя гражданином (знание своих основных обязанностей и прав, умение действовать в группе и на благо группы, ставить для себя запреты и другое.)
9. Создание эмоционально-интеллектуального фона на уроке.
Создание положительного эмоционального фона на уроках, занятиях, позитивного настроя к учебной деятельности, благоприятной атмосферы в школе зависит от многих условий. Ребенок получает положительный или отрицательный психологический настрой, начиная со школьного порога. Отношение ребят к учителю – это самый важный фактор психологического комфорта детей в школьной жизни. Отношение учителя к своей работе, владение культурой речи с учащимися, с их родителями, коллегами, умение радоваться успехам своих учеников, корректное выражение своих эмоций – эти и многие другие моменты оказывают влияние на психику учащихся и формирует отношение детей к школе и жизни в ней.
|
|
Существует множество причин для создания положительного эмоционального фона, которые зависят от самого учителя, его личности и поведения. Учителю нужно входить в класс с хорошим бодрым настроем; доброжелательно обращаться к детям; искренне интересоваться жизнью, проблемами учащихся; помогать им советами; проявлять к детям участие, сопереживание; шутить; посещать совместно с учащимися различные не школьные мероприятия; агитировать детей своим примером на активную жизненную позицию и прочее.
10.Режиссура урока.
Что такое открытое режиссерское действие учебного занятия?
-Во-первых, для такого занятия должен быть характерен способ “ открытой режиссуры ”, где педагог, организуя процесс соигры посредством экстремальных ситуаций, открывает ученикам приемы, которыми он на них воздействует открыто.
-Во-вторых, открытое режиссерско-педагогическое действие превращает учебное занятие в своеобразный импровизированный спектакль, где сквозным действием становится сам процесс создания коллективного творчества на материале темы урока, а главным действующим лицом – “многоголовый режиссер” в лице педагога и учеников. Педагог, отталкиваясь от своего режиссерско-педагогического замысла, провоцирует аудиторию к столкновению с экстремальной ситуацией. -В-третьих, урок-спектакль должен иметь законченное режиссерское действие, иметь цепь событий от исходного до главного; педагогическое действие его должно развиваться импровизационно.
Необходимо подчеркнуть, что процесс соимпровизации может возникнуть целенаправленно и быть продуктивным только в творческом периоде реализации замысла. Однако от момента замысла урока до его реализации – “дистанция огромного размера”.