Тема 6.2. Налоги. Система и функции налоговых органов

 

План лекции:

1. Налоги, сущность, признаки, виды и функции.

2. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика: цели, типы и принципы;

3. Налоговая система и налоговые органы России.

 

I

Главным источником доходов государства являются налоги. Деятель французского Просвещения Луи де Жокур писал:

«Налоги в государстве – это как бы паруса на корабле; они должны направлять, обеспечивать и доводить до гавани. Но не обременять его, не держать постоянно на море и, в конце концов, потопить».

Что же такое налог и налоговая система?

Налог – обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня субъектами налогообложения в порядке и на условиях, определённых законодательством.

Налоговая система – совокупность существующих в стране налогов, форм, принципов и методов их построения, а так же институтов и организаций обеспечивающих их уплату, осуществляющих контроль за выполнением налогового законодательства.

Налоговая политика – политика государства в сфере налогообложения, которая предусматривает манипулирование налогами для достижения конкретных целей: увеличения объема производства и занятости или снижения уровня инфляции.

Она предусматривает:

- формирование и изменения в налоговой системе – определение видов налогов, а так же роли каждого налога в формировании доходов госбюджета;

- установление налоговых ставок и их дифференциация;

- налоговые льготы;

- определение механизма исчисления и перечисления налогов в бюджет.

С помощью налоговых ставок можно влиять на деловую активность.

 

Функции налогов:

- Фискальная – формировать ресурсы государства и местных органов власти для финансирования соответствующих расходов;

- Распределительная – перераспределение доходов между государством и местными бюджетами, перераспределение национального дохода, распределение налогового бремени между социальными группами;

- Регулирующая – целенаправленное воздействие на темпы экономического роста, структуру и перестройку, накопление денежного капитала, инфляцию и занятость;

-  Стимулирующая - создание предпосылок для повышения деловой активности, поощрения отдельных видов предпринимательства, привлечения иностранных инвестиций.

Современная налоговая система включает различные виды налогов.

Основные их группы составляют прямые и косвенные налоги.

   Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество конкретного налогоплательщика (подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, налог на сверхприбыль, налог на доходы от денежных капиталов, налог с наследства и дарений и др.).

Непрямые налоги (косвенные) – это налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включённые в тариф.

Примером тому являются акцизы, доходы от которых принадлежат государству.

В современных условиях в связи с расширением социальных функций государства широкое распространение получили взносы. В России существует система обязательного социального страхования и пенсионного обеспечения, которая предусматривает отчисления в соответствующие фонды определенного процента от фонда зарплаты. Так же существуют отчисления в фонд занятости и фонд страхования по временной нетрудоспособности.

В зависимости от характера взимания налоговых ставок, налоги подразделяются на: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Пропорциональный налог – это налог, ставка которого одинакова для всех облагаемых сумм.

Налог, средняя ставка которого повышается по мере роста суммы, называется прогрессивным.

Регрессивный налог предполагает уменьшение процента изъятия из суммы по мере её роста.

Связь между размером налоговой ставки и объёмами поступлений в бюджет исследовал американский экономист А. Лаффер. Графическое изображение этой зависимости известно как «кривая Лаффера».

     
 
Эта кривая выявляет налоговую ставку при которой поступления в бюджет достигают максимальной величины (точки N). При дальнейшем росте налоговой ставки поступления в бюджет сокращаются. 

 


                        N

                                

 

 

 

 

 


II

Фискальная политика (бюджетно-налоговая) – система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов.

Целями фискальной политики являются:

- Сглаживание колебаний экономического цикла;

- Стабилизация темпов экономического роста;

- Достижение высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции.

Экономическая наука выделяет 2 основных типа фискальной политики:

 

 

 


Сознательное манипулирование налогами и расходами или активная фискальная политика
Пассивная фискальная политика, при которой необходимые изменения в условиях государственных расходов и налогов вводятся автоматически
                                   это                                                    это

 

 

     
Например: изменение налоговых ставок и транспортных платежей
 
Например: пособия по безработице и другие социальные выплаты, субсидии


                                      

                                                                                               

 

 

И та, и другая политика, играют важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако они не являются панацеей от всех экономических бед.

Основными направлениями в налоговой политике России являются:

- снижение общего уровня налогового бремени (самый высокий уровень налогов из всех стран СНГ);

- обеспечение инвестиционной направленности налоговой системы путем внедрения инвестиционных налоговых льгот;

- реализация социальной направленности налоговой системы;

- совершенствование механизма исчисления налогов и их перечисление;

- совершенствование правовой базы налогообложения.

В качестве вывода по первому вопросу уместно будет привести слова американского президента Бенджамина Франклина говорившего, что «в этой жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов».

 

Не менее важную роль в фискальной политике играют принципы налогообложения.

Можно выделить 4 группы принципов налогообложения:

- Фискально-бюджетные;

- Политико-экономические;

- Социально-этические;

- Принципы, касающиеся правовой и технической сторон налогообложения.

Фискально-бюджетные. Первым и очевидным критерием формирования налоговой системы является достаточность: налоговая система должна быть сформирована таким образом, чтобы обеспечить покрытие расходов, финансируемых за счёт налогов.

Второй принцип – способность к увеличению: налоговые поступления должны быть способны увеличиваться в достаточно короткий срок и в такой мере, насколько это необходимо для финансирования дополнительных бюджетных расходов.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: