Композиция и способы написания научного текста

Тема 3.3. Написание текста научно-исследовательских работ

ПЛАН:

1. Структура научно-исследовательской работы.

2. Композиция и способы написания научного текста.

 

Структура научно-исследовательской работы

 

Любое исследование научного характера можно условно разделить на три части:

1) вводную;

2) основную;

3) заключительную.

Большинство научно-исследовательских работ студентов по своей композиционной структуре состоит из следующих элементов:

1) титульный лист;

2) содержание;

3) введение;

4) основная часть, разбиваемая на главы, разделы, параграфы, пункты;

5) заключение;

6) список использованных источников.

7) приложения, куда включают таблицы, графики и другие дополнительные материалы (необязательный элемент).

Титульный лист – первая страница работы, содержащая, прежде всего, основные сведения по документу в целом. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляют.

Расположение основных сведений на титульном листе следует располагать в центральной части титульного листа и выделять размером шрифта основной текстовой части.

К основной информации относится:

заглавие (название темы работы): пишется всегда прописными буквами;

сведения об авторе и руководителе: указываются фамилии, инициалы имени и отчества студента и его руководителя; для студента приводится обозначение учебной группы.

Кроме основных сведений на титульном листе располагается следующая дополнительная информация:

надзаголовочные данные – полное наименование учебного заведения, факультета (отделения) и кафедры;

подзаголовочные данные – это сведения, относящиеся к заглавию, уточняющие его, то есть вид работы (реферат, курсовая работа, дипломная работа) и наименование учебной дисциплины;

город, год написания и сдачи реферата – эти данные располагаются в нижней части титульного листа в непосредственной близости нижней части рамки.

Надзаголовочные данные, город и год написания имеют размер шрифта на два пункта меньше, чем шрифт основной текстовой части.

Содержание раскрывает план работы, последовательное изложение названий структурных разделов; обязательно указываются страницы, с которых начинается каждый раздел. Названия глав и параграфов должны точно повторять соответствующие заголовки в тексте.

Введение – это вступительная часть работы, помещаемая перед основным текстом. Оно призвано ввести читателя в круг затрагиваемых в работе проблем и вопросов. Введениедолжно содержать следующие элементы:

− формулирование сути исследуемой проблемы;

− обоснование выбора темы, определение её значимости и актуальности;

− степень разработанности проблемы в научной литературе, общий обзор опубликованных работ по теме исследования;

− определение объекта и предмета исследования;

− указание цели и задач данной работы;

− выдвигаемая гипотеза;

− методологические принципы, положенные в основу работы;

− новизна исследования;

− теоретическая и практическая значимость исследования.

Основу введения составляет программа научного исследования. Обычно объём введения не превышает 5 – 7% объёма основного текста.

Основная часть состоит из нескольких глав, разбитых на параграфы.

Первый параграф студенты нередко посвящают истории или общетеоретическим вопросам рассматриваемой темы, а в последующих параграфах раскрывают основные её аспекты в логической последовательности. В них излагаются теоретические положения, даётся анализ спорных точек зрения, высказывается и аргументируется своё мнение по ним, излагаются результаты обобщения собранного фактического материала, анкетирования, изучения документов и т. д. Некоторые научные руководители рекомендуют в конце каждой главы делать краткие выводы. Но если они будут отражены в заключении, то повторяться не следует.

В заключении в логической последовательности излагают полученные результаты исследования, указывают на возможность их внедрения в практику, оценивают полноту решения поставленных задач, определяют дальнейшие перспективы работы над темой. В студенческих научно-исследовательских работах кратко должны быть изложены выводы по каждой главе, а также предложения и рекомендации, направленные на развитие науки и учебного процесса.

Объём заключения не должен превышать 5 – 7% объёма основного текста и быть больше введения.

В список использованных источников включаются только та литература, которая была использована при написании работы и упоминалась в тексте или сносках. Список составляется, как правило, в алфавитном порядке и нумеруется с учётом требований государственного стандарта. Сначала помещаются нормативные документы, потом литература на русском языке, затем – на иностранных языках, в конце – Интернет-источники.

В приложения включаются извлечения из отдельных документов, копии подлинных документов, выдержки из справок, отчётов, обобщений, образцы анкет, таблицы, графики и другие вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, увеличивают её объём и затрудняют восприятие текста. При подсчёте объёма научной работы приложения не учитываются.

 

Композиция и способы написания научного текста

Основная часть научно-исследовательской работы должна быть структурирована. Это достигается посредством рубрикации.

Рубрикация – это деление текста на составные части с использованием заголовков, нумерации и прочих средств. Система рубрик включает заголовки частей, разделов, глав и параграфов, которые, как правило, нумеруются.

Каждый из названных членов деления текста, в свою очередь, подразделяется на абзацы. Под абзацем понимается отступ вправо в начале первой строки определённой части текста. Понятием «абзац» обозначают также ту часть текста, которая находится между двумя такими отступами. Обычно абзац состоит из нескольких предложений, связанных между собой определённой мыслью, предметом изложения.

В абзац объединяют предложения, связанные между собой по смыслу. Абзацы одного параграфа или главы также должны быть по смыслу связаны между собой и расположены в логической последовательности.

При делении текста на главы и параграфы используются логические правила деления понятий. Под делением понятия понимается мыслительный процесс раскрытия объёма понятия посредством выделения в нём видовых понятий. Операция деления должна производиться по следующим правилам:

1. Деление должно быть соразмерным, т. е. объём всех членов деления должен равняться объёму делимого понятия. При нарушении этого правила могут возникнуть ошибки, называемые в логике «неполное деление» и «деление с излишними членами».

2. Деление должно осуществляться по одному основанию (признаку). Нарушение этого правила влечёт ошибку, называемую «сбивчивое деление».

3. Члены деления не должны соотноситься между собой как часть и целое.

4. Деление должно быть последовательным, непрерывным. Нарушение этой последовательности приводит к ошибке, называемой «скачком в делении».

Рубрикация текста обычно связана с нумерацией – числовым (а также буквенным) обозначением последовательности расположения его составных частей. Для этого используются римские и арабские цифры, прописные и строчные буквы. Порядковые номера частей указывают словами, разделов – прописными буквами русского алфавита, глав – римскими цифрами, параграфов – арабскими цифрами.

Наиболее распространена в научных работах пораздельная нумерация.

Например:

Часть первая               Часть вторая

Глава I                         Глава I

§ 1                               § 1

§ 2                               § 2

Глава II                       Глава II

§ 1                              § 1

§ 2                              § 2

В последнее время в научных текстах появилась индексационная нумерация.

Например:

1. Формы государственного правления.

1.1. Монархия.

1.1.1. Абсолютная монархия.

1.1.2. Ограниченная монархия.

1.2. Республика.

1.2.1. Парламентская республика.

1.2.2. Президентская республика.

Рубрикация текста зачастую связана с построением перечней. Перечни бывают внутриабзацными и с элементами-абзацами.

Внутриабзацные перечни применяют:

1) когда элементы перечня состоят из одного или нескольких слов и не требуется их подчёркнуто выделить;

2) когда к работе предъявляются требования особой компактности.

Они могут быть с простыми и расширенными элементами. Между простыми элементами внутриабзацного перечня обычно ставят запятую. Между расширенными элементами внутриабзацного перечня со своими знаками препинания ставят точку с запятой или точку.

В тех случаях, когда элементы перечня сложны, состоят из законченных фраз и (или) требуется их подчёркнуто выделить, составляют перечни с элементами-абзацами.

Между абзацами, являющимися элементами перечня, ставят:

1) точку с запятой, если элементы начинаются со строчной буквы и обозначены цифровым номером или строчной буквой с закрывающейся скобкой;

2) точку, если элементы начинаются с прописной буквы и обозначены цифрой или прописной буквой с точкой, цифрой или строчной буквой с закрывающейся скобкой.

При этом после предшествующего перечню текста ставят следующие знаки препинания:

1) двоеточие, если в этом тексте содержится слово (словосочетание), указывающее на то, что дальше последует перечень;

2) точку, если связь предшествующего перечню текста с самим текстом ослаблена.

Предложение без обобщающего слова или словосочетания не рекомендуется обрывать на предлогах или союзах (на, из, что, как и т. д.).

Заголовки глав и параграфов, а также подзаголовки должны быть по возможности краткими. Они должны содержать ключевые слова, отражающие объект или предмет исследования. Чтобы избежать длинных заголовков, вводят уточняющие слова или подзаголовки.

Заголовки должны точно отражать содержание глав и параграфов, не сокращая и не расширяя объём содержащейся в них информации.

В рубрикационных заголовках, вынесенных отдельной строкой, точка не ставится (если заголовок состоит из нескольких предложений, то точка не ставится в конце последнего). Не допускаются переносы в словах, а также отрыв предлога или союза от относящегося к нему слова. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Рекомендуется смысловое деление заголовка.

Компьютерная подготовка работы позволяет сделать различные выделения в тексте (смысловые, логические, справочные, структурные). При этом по всей работе необходимо выдерживать единую систему выделений одинаковых смысловых структур (внутритекстовые рубрики, логические усилении справочно-терминологические выделения и т. п.).

Авторы научных работ применяют различные способы написания текста:  

1) строго последовательный;

2) целостный;

3) выборочный.

При строго последовательном способе изложения научных материалов автор переходит к следующему параграфу (разделу) только после того, как он закончил работу над предыдущим.

Целостный способ заключается в том, что пишется вся работа вчерне, а затем в неё вносятся исправления и дополнения, шлифуется текст рукописи.

При выборочном способе автор пишет работу в том порядке, в каком ему удобно и который обусловливает полнота собранного фактического материала по главам и параграфам.

После того, как готова черновая рукопись, её необходимо обработать. Обработка рукописи состоит в уточнении её содержания, литературной правке и оформлении.

Рекомендуется сначала уточнить композицию научной работы, названия глав и параграфов, их расположение, логичность и последовательность изложения материала.

Желательно проверить все формулировки, определения и выводы, убедительность и достоверность аргументов в защиту отстаиваемых позиций.

Литературная правка состоит в обработке произведения с точки зрения его языка и стиля, характерных для научной литературы.

Проверка правильности оформления рукописи касается титульного листа, оглавления, рубрикаций, ссылок на источники, цитирования, таблиц, графиков, формул, составления списка использованных источников и приложений.

В зависимости от целевого назначения и специфики содержания научной работы используются различные типы изложения материала:

1) описательный;

2) повествовательный;

3) объяснительный.

Описание применяется в тех случаях, когда необходимо дать характеристику исследуемого предмета или явления, описать его развитие, структуру, составляющие элементы и признаки.

Повествовательный тип изложения характеризуется изложением материала в хронологическом порядке, обрисовкой причинно-следственных связей исследуемых предметов и явлений. Повествовательные тексты обычно начинаются с описания причин и условий, вызвавших то или иное явление.

Объяснительный тип изложения применяется для объяснения тех или иных установлений, доказывания или опровержения научных положений и выводов.

 

Контрольные задания:

1. Составьте макет титульного листа научно-исследовательской работы (на примере реферата), отразите на нём все необходимые сведения и правильным образом их расположите.

 

2. Составьте образец листа содержания реферата, соблюдая правила рубрикации текста. Названия заголовков и подзаголовков приведите в соответствии с любой выбранной темой реферата из числа изучаемых учебных дисциплин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: