Метод контрольных вопросов

Прошу Вас проверить наличие конспекта по методу синектики.

Метод синектики

Синектика (с греч.— «совмещение разнородных элементов») — это вид мозгового штурма при допущении обсуждения и отсеивания идей на стадии их выдвижения и определении приемов генериро­вания идей.

 Это интересно

 

        Синектика (Synectics) — методика психологической активизации творчества, пред-

ложенная В. Дж. Гордоном в 50-е гг. XX в. Дж. Гордон разработал этот метод решения проблем, когда руководил группой исследования изобретений для Артура Д. Литтла.

При организации поиска новых решений методом синектики соблюдают те же правила, что и при использовании метода моз­гового штурма. При этом следует учитывать, что отличие метода синектики состоит в том, что на стадии выдвижения идей приветс­твуется их критика и отсеивание тех идей, которые не соответству­ют поставленной задаче.

В процессе генерирования используется прием аналогий. Раз­личают четыре вида аналогий.

Карточка 1. Прямая аналогия.

При прямой аналогии рассматриваемый объект сравнивает­ся с более или менее похожим аналогичным объектом в природе или технике. Например, для усовершенствования процесса окраски мебели применение прямой аналогии состоит в том, чтобы рас­смотреть, как окрашены минералы, цветы, птицы и тому подоб­ное или как окрашивают бумагу, кинопленки и др.

Карточка 2. Символическая аналогия.

Символическая аналогия требует в парадоксальной форме сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления. Например, при решении задачи, связанной с мра­мором, найдено словосочетание «радужное постоянство», т. к. отшлифованный мрамор (кроме белого) — весь в ярких узорах, напоминающих радугу, но все эти узоры постоянны.

Карточка 3. Фантастическая аналогия.

При фантастической аналогии необходимо представить фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Например, хотелось бы, чтобы до­рога существовала там, где ее касаются колеса автомобиля

Карточка 4. Личная аналогия.

Личная аналогия (эмпатия) позволяет представить себя тем предметом или частью предмета, о котором идет речь в за­даче. В примере с окраской мебели можно вообразить себя белой вороной, которая хочет окраситься. Или, если совершенствует­ся зубчатая передача, то представить себя шестерней, которая крутится вокруг своей оси, подставляя бока соседней шестерне. Нужно в буквальном смысле входить «в образ» этой шестерни, чтобы на себе почувствовать все, что достается ей, и какие она испытывает неудобства или перегрузки. Что дает такое пере­воплощение? Оно значительно уменьшает инерцию мышления и позволяет рассматривать задачу с новой точки зрения.

Сегодня мы продолжаем изучать методы творческого и критического мышления

Метод контрольных вопросов

Суть метода контрольных вопросов состоит в использовании при поиске решений творческих задач списка специально подго­товленных вопросов. Этот метод можно применять в комбинации с методом мозгового штурма для генерирования идей, для форму­лировки ответов. В практике получили распространение универ­сальные вопросники, составленные Л. Осборном, Д. Пирсоном, Д. Пойя и др. Их достаточно много, но по своей сути они являются своеобразными шпаргалками для изобретателя.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: